Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

5

Все части цикла

Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики. Часть 3a

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

Продолжение цикла винтажных статей более чем сорокалетней давности из журнала «AeroFan» (номер 03 за 1981 год), посвященных итальянским самолетам-разведчикам 1920-х годов.

Содержание:

1929

Состояние подразделений самолетов-разведчиков наземного базирования на 1 июля 1929 года представлено в Таблице 8.

ТАБЛИЦА 8

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

По состоянию на 30 июня 1929 года, включая текущие заказы, в итальянских ВВС было:

FIAT R 22 17
FIAT A 120 53
OFM Ro 1 143
Ansaldo A 300/6 144

Вероятно, в число Ansaldo A 300/6 были включены A 300/4, которыми были оснащены 10 эскадрилий.

Картина реальной ситуации может быть взята из докладной записки маркиза Де Пинедо, озаглавленной «Соображения о ситуации с авиационной техникой» и датированной 18 августа 1929 года (полностью изложена в 2 на стр. 193 и далее). Из данной докладной записки можно узнать:

«Рассмотрена текущая ситуация с разведывательными силами наземного базирования.

Текущее потребности будут следующими:

Количество эскадрилий 20
Количество самолетов в одной эскадрилье 9
Самолеты в эскадрильях 180
Самолеты управления 30
Самолеты для различных учреждений (Желтая книга 1928-29) 130
Резервные самолеты 105
Всего самолетов 445

Если предположить, что это завершит оснащение боевых частей, то учитывая годовую потребность в 25%, ежегодно потребуется поставка 110 самолетов в год.

При рассмотрении этих потребностей необходимо учитывать состояние на 1 июля 1929 года, а также самолеты, которые предоставлены в распоряжение различным учреждениям и которые пригодны только для полетов над аэродромами, а также самолеты, которые подлежат ремонту в полевых условиях или на предприятиях.

Имеется большое количество самолетов A 300/4 – деревянные бипланы с двигателями водяного охлаждения FIAT A 12 bis; у них больше нет эксплуатационной безопасности; 150 из них переоборудуют в A 300/6 заменой двигатель A 12 bis на двигатель A 20; теоретические характеристики A 300/6 заключаются в следующем:

Тип A.300/6
Максимальная скорость 190 км/ч
Крейсерская скорость 150 км/ч
Продолжительность полета 3 ч 30 мин
Потолок 5000 м

Такие самолеты уже старые и больше эксплуатироваться не могут; они очень несовершенны с точки зрения скорости и защиты и имеют очень маленькую ценность с военной точки зрения.

Имеется 49 самолетов Ro 1 и еще 170 таких машин изготавливаются или заказаны. Это бипланы металлической конструкции с двигателем воздушного охлаждения, имеющие следующие теоретические характеристики:

Тип Ro 1
Максимальная скорость 222 км/ч
Крейсерская скорость 170 км/ч
Продолжительность полета 5 ч 00 мин
Потолок 6900 м
Бомбовая нагрузка 200 кг

После проведения испытаний и на основании практической эксплуатации средние характеристики этих самолетов были ниже, а именно следующими:

Тип Ro 1
Максимальная скорость 200 км/ч
Крейсерская скорость 165 км/ч
Продолжительность полета 5 ч 00 мин
Потолок 5400 м
Бомбовая нагрузка 100 кг

Эти самолеты обладают хорошими летными качествами.

Имеется 28 самолетов A 120 и еще 31 изготавливаются или заказаны. Эти монопланы цельнометаллической конструкции с двигателем водяного охлаждения имеют следующие теоретические характеристики:

Тип A 120
Максимальная скорость 242 км/ч
Крейсерская скорость 200 км/ч
Продолжительность полета 5 ч 00 мин
Потолок 6800 м
Бомбовая нагрузка 50 кг

После проведения испытаний и на основании практической эксплуатации средние характеристики этих самолетов были ниже, а именно следующими:

Тип A 120
Максимальная скорость 225 км/ч
Крейсерская скорость 180 км/ч
Продолжительность полета 5 ч 00 мин
Потолок 4500 м
Бомбовая нагрузка 50 кг

Эти самолеты имеют более высокую скорость, чем предыдущие, но худшие качества набора высоты.

Таким образом, по сравнению с потребностью в 445 самолетов, подлежащих возобновлению с ежегодной заменой 110 самолетов, к весне 1930 года можно прогнозировать наличие примерно 130 A 300/6, 200 Ro 1, 50 A 120./ Необходимо обеспечить быструю замену A 300/6 и последующую замену Ro 1 и A 120 самолетами с лучшими военными качествами.

Нет никаких экспериментальных самолетов !!»

Полная объективность этой докладной записки требует проверки, так как часто кажется, что она в катастрофических тонах описывает ситуацию, которая, конечно же, не была блестящей. Одни факт этой записки, безусловно, является ошибочным: на тот момент прототипами были Breda A 16 (был представлен на миланской выставке-ярмарке 1929 года) и Caproni Ca 97. Свидетельством этому является тот факт, что на 15 ноября 1929 года ситуация в Триполитании была следующей:

2-я эскадрилья Хун Ca 97 2
Эскадрилья Феццан Хун Ro 1 9
Командование эскадрильи Хун Ro 1 2
Резервная эскадрилья Сирт Ro 1 9
2-я команда резерва Триполи Ca 97 2
16

Через несколько недель к этим самолетам были добавлены еще два Ca 97. С другой стороны, нет сомнений в том, что эта докладная записка, являвшаяся результатом предыдущих исследований, вызвала определенный резонанс: из анонимной, недатированной рукописи под названием «Исследование генерала Де Пинедо, май 1929 года», мы заинтересованы в извлечении таблицы, которая отмечена грифом «очень конфиденциально» и которая описывала состояние подразделений итальянских ВВС (см. Табл. 9).

ТАБЛИЦА 9

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

Общая численность эскадрилий и самолетов (в т.ч. самолетов-корректировщиков) и авиации вооруженных сил и авиации флота: 95 эскадрилий и 810 самолетов.
Также имеются 9 колониальных эскадрилий (4 эскадрилий ночных бомбардировщиков и 5 эскадрилий самолетов-разведчиков) общей численностью 69 самолетов.
Резервных самолетов нет.
(*) Эскадрилья дальних разведчиков, оснащенная летающими лодками S.55.

1930

Что касается 1930 года, то у нас имеется информация об общей ситуации только на конец января того года.

Согласно этому документу:

      • 10 эскадрилий были оснащены Ro 1;
      • 3 эскадрильи были оснащены A 120;
      • 1 эскадрилья была оснащена R 22;
      • 6 эскадрильи были оснащены A 300/6

В составе каждой эскадрильи было по 7 самолетов.

1931

6 января 1931 года был опубликован закон №98, который санкционировал создание авиации Королевских вооруженных сил.

Авиация вооруженных сил состояла исключительно из подразделений самолетов-разведчиков, предназначалась для тесного взаимодействия с сухопутными войсками и находилась в непосредственном подчинении командований армейских корпусов, в то время как подготовка летного и наземного персонала и технические вопросы были возложены на командование ВВС.

Фактически, штат состоял из офицеров вооруженных сил, командированных на временной основе в итальянские ВВС в качестве наблюдателей. Структурно авиация вооруженных сил состояла из 5 полков (15 групп).

Основными задачами авиации вооруженных сил, носившими, по существу, информативный характер, являлись:

      • воздушная разведка, основной целью которой является поиск противника;
      • воздушная разведка, основной целью которой является изучение местности, на которой должны осуществляться боевые действия;
      • авиационная артиллерийская служба, предназначенная для поиска и обнаружения целей, наблюдения за стрельбой и фиксации полученных результатов;
      • обеспечение связи посредством самолетов.

Среди возможных задач также была включена непосредственная поддержка сухопутных сил.

Данная боевая задача должна была выполняться только в том случае, если не было авиационных частей, которые были специально предназначены для ее выполнения, и ограничиваться так называемым малым бомбометанием, т.е. сбросом с низких высот фугасных и зажигательных бомб малого калибра. Однако обстрел наземных целей из пулеметов исключался. Предполагалось, что наступательные действия будут осуществляться максимально возможным количеством самолетов, развернутых в строю таким образом, чтобы защитить друг друга от возможных атак авиации противника.

Для выполнения основных задач наблюдателю необходимо находиться в постоянном контакте с командованиями и подразделениями, с которыми ему приходилось взаимодействовать. Доктрина боевого применения предусматривала использование радиотелеграфной связи с самолета на землю, при этом еще в 1934 году передача информации с земли на самолет осуществлялась через отдельные листы, которые можно было собирать в длину, образуя буквы или цифры.

По состоянию на январь 1931 года ситуация в разведывательной авиации была следующей:

      • 16 эскадрилий на Ro 1;
      • 3 эскадрильи на A 120;
      • 1 эскадрилья на R 22.

Численность каждой эскадрильи составляла 7 самолетов.

16 мая 1931 года начальник генерального штаба вооруженных сил генерал Бонцани (gen. Bonzani) отправил письмо начальнику генерального штаба ВВС (см. AUS. Es. сборник №15, карт. №2), в котором он благодарил адресата за полученную информацию о Caproni Ca 97 и Romeo Ro 30, но сообщил, что оба самолета не удовлетворяют потребностям вооруженных сил, объяснив отказ от Ca 97 плохой дальностью полета и недостаточной скоростью набора высоты.

Характеристики, необходимые для стратегического самолета-разведчика, были следующими:

      • дальность полета 1300-1400 километров;
      • скорость 325 км/ч на высоте 5000 метров;
      • время набора высоты 5000 метров 19 минут;
      • практический потолок 7000 метров;
      • хорошая маневренность, сравнимая с маневренностью вражеских истребителей;
      • вооружение – 5 пулеметов, из которых 1-2 фиксированных и 3-4 подвижных в двух оборонительных позициях;
      • экипаж из 3 человек;
      • металлический планер с крылом-парасолем.

Среди прочих характеристик от тактического самолета-разведчика требовалось:

      • продолжительность полета 5 часов;
      • скорость 120-150 км/ч;
      • практический потолок 6000 метров;
      • бронирование всех жизненно элементов конструкции;
      • вооружение – 3 пулемета, фугасные и зажигательные бомбы;
      • возможность совершать посадку на импровизированных площадках.

1932

По состоянию на январь 1932 года ситуация в разведывательной авиации была следующей (см. AUS. Aer., карт. Бюджетные Отчеты 1928-33):

      • 16 эскадрилий на Ro 1;
      • 3 эскадрильи на A 120;
      • 1 эскадрилья на Ro 1 bis.

Среди прочего во время представления данных по бюджету было предусмотрено создание 4 новых эскадрилий тактических самолетов-разведчиков (две на Ro 1 и две на Ro 1 bis), а также двух экспериментальных эскадрилий стратегических самолетов-разведчиков (одна на Ro 30 и одна на Ca 97).

В приложении к докладу были приведены характеристики всех находившихся в эксплуатации самолетов, из которых мы выделим и приведем в таблице 10 только те, которые нас интересуют на данный момент:

ТАБЛИЦА 10

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

Последующий документ, датированный мартом 1932 года, дает нам представление о состоянии подразделений самолетов-разведчиков на 1 апреля 1932 года, приведенное в таблице 11.

ТАБЛИЦА 11

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3a

Завершаем наши заметки о самолетах-разведчиках 1920-х годов таблицей наличия самолетов по состоянию на 1 ноября 1933 года, информация которой была взята из отчета о передаче дел от Итало Бальбо генералу Валле (см. 12 стр. 180 и далее). В таблице приведены все имевшиеся на тот момент самолеты, включая текущие заказы и производство:

Ro 1 – Ro 1 bis 238
A 120 35
Ro 30 – Ca 97 – Ca 111 22

Самолеты распределены между упомянутыми ранее 24 эскадрильями.

Последнее замечание:

Из ситуации с самолетами на 31 декабря 1937 года следует, что в составе уже упомянутых 24 эскадрилий находились:

Ro 1 8
Ro 1 bis 27
Ro 30 2
A 120 8
R 22 3
A 300/6 3
Ca 97 7
фюзеляжи самолетов-разведчиков Ro 1 последних модификаций (об этом можно судить по конфигурациям шасси и вертикального оперения) на разных этапах изготовления в цеху авиастроительного подразделения компании Breda, Сесто Сан-Джованни, примерно 1930 год

фюзеляжи самолетов-разведчиков Ro 1 последних модификаций (об этом можно судить по конфигурациям шасси и вертикального оперения) на разных этапах изготовления в цеху авиастроительного подразделения компании Breda, Сесто Сан-Джованни, примерно 1930 год

самолет-разведчик Ro 1 (номер военного регистра MM 10435), изготовленный компанией Officine Ferroviarie Meridionali (O.F.M. – Romeo). Обратите внимание на расположенный перед хвостовым килем подфюзеляжный киль, назначение которого пока не известно

самолет-разведчик Ro 1 (номер военного регистра MM 10435), изготовленный компанией Officine Ferroviarie Meridionali (O.F.M. – Romeo). Обратите внимание на расположенный перед хвостовым килем подфюзеляжный киль, назначение которого пока не известно

самолет-разведчик A 300/6, изготовленный компанией Gabardini

самолет-разведчик A 300/6, изготовленный компанией Gabardini

один из первых прототипов самолета-разведчика Ca 97 (номер военного регистра MM 141). Самолет оснащен двигателем Jupiter VIII производства компании Piaggio и четырехлопастным деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Обратите внимание на едва заметный подфюзеляжный пулемет

один из первых прототипов самолета-разведчика Ca 97 (номер военного регистра MM 141). Самолет оснащен двигателем Jupiter VIII производства компании Piaggio и четырехлопастным деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Обратите внимание на едва заметный подфюзеляжный пулемет

первый прототип малоизвестного самолета-разведчика Ro 30 (номер военного регистра MM 174) на аэродроме Ченточелле, недалеко от Рима. На момент съемки машина находилась в составе 121-й разведывательной эскадрильи и демонстрировала некоторые изменения по сравнению со своим прежним вариантом: открытая вращающаяся турель заменила остекленную вращающуюся башню, а хвостовой костыль был заменен на хвостовую колесную стойку

первый прототип малоизвестного самолета-разведчика Ro 30 (номер военного регистра MM 174) на аэродроме Ченточелле, недалеко от Рима. На момент съемки машина находилась в составе 121-й разведывательной эскадрильи и демонстрировала некоторые изменения по сравнению со своим прежним вариантом: открытая вращающаяся турель заменила остекленную вращающуюся башню, а хвостовой костыль был заменен на хвостовую колесную стойку

в начале 1930-х годов передача сообщений с земли на борт самолета осуществлялась с помощью цветных прямоугольных полотнищ, которые раскладывались на земле и комбинировались таким образом, чтобы образовывались различные символы

в начале 1930-х годов передача сообщений с земли на борт самолета осуществлялась с помощью цветных прямоугольных полотнищ, которые раскладывались на земле и комбинировались таким образом, чтобы образовывались различные символы

одно из полотнищ, которые раскладывались на земле и комбинировались с другими полотнищами

одно из полотнищ, которые раскладывались на земле и комбинировались с другими полотнищами

схемы самолетов-разведчиков Gabardini A 300/6 и Romeo Ro 1

схемы самолетов-разведчиков Gabardini A 300/6 и Romeo Ro 1

самолет-разведчик Ro 1 bis из состава 40-й разведывательной эскадрильи; снимок был сделан примерно в 1932 году. От своего предшественника Ro 1 bis отличался редукторным двигателем Jupiter VIII с четырехлопастным воздушным винтом

самолет-разведчик Ro 1 bis из состава 40-й разведывательной эскадрильи; снимок был сделан примерно в 1932 году. От своего предшественника Ro 1 bis отличался редукторным двигателем Jupiter VIII с четырехлопастным воздушным винтом

Библиография

  1. Gentilli — L’aviazione da caccia italiana 1918-1939 — Ed. A.l. — Firenze.
  2. Rochat — Italo Balbo — ed. Bovolenta — 1979.
  3. Annuario dell’Aeronautica 1932 — TCI.
  4. Molfese — L’aviazione da ricognizione italiana durante la guerra europea — ed. Prov. Generale dello Stato.
  5. Colliva — Uomini e aerei — ed. Bramante, Milano 1973.
  6. Gargiulo — Gli ordinamenti aeronautici dalla prima guerra mondiale ai giorni nostri in Rivista Aeronautica aprile 1968 e segg.
  7. Porro — La guerra nell’aria — ed. Corbaccio, Milano 1932.
  8. Straulino — Situazione velivoli, elicotteri e alianti costruiti da ditte aeronautiche dal 1923 al 1966 — manoscritto.
  9. Mattioli — L’aviazione fascista in A.S. — ed. Aviazione, Roma 1937.
  10. Rebora — Appunti sul contributo lombardo alla storia dell’aviazione italiana 1918-1938 in Rivista Aeronautica 7/67, 1-3-5-7/1968.
  11. Camurati — Aerei italiani 1914-1918 in Rivista Aeronautica nn. 6-8-10-11-12/72 e 1/73
  12. Canevari — La guerra italiana, retroscena della disfatta — ed. Tosi, Roma 1948

N.B. Аббревиатура BMR означает Библиотеку музея Рисорджименто [эпоха воссоединения Италии] (Biblioteca del Museo del Risorgimento), а аббревиатура AUS – архивы исторических служб (Archivi degli Uffici Storici)

источник: Andrea Curami «Appunti sull’aviazione italiana negli anni ’20. Gli aerei da ricognizione-3a parte» «AeroFan» 1981-03, pagg. 2-9

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zametki-ob-italyanskoi-aviacii-1920-samolety-razvedchiki-03a

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account