Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

18

Предисловие редакции: На начальном этапе развития авиации компания Dornier входила в число основных производителей летающих лодок. После окончания Второй Мировой войны компания Dornier разработала ряд интересных проектов, завершившихся программой создания гидросамолета Do 24 ATT, который, к сожалению, не вышел на стадию серийного производства.

Интерес военно-морских сил многих стран к летающим лодкам-амфибиям продолжался и после окончания Второй Мировой войны. Так в начале 1960-х годов ВМС ФРГ приняли на вооружение восемь амфибий Grumman HU-16D Albatross, которые использовались в основном для поисково-спасательных операций. Примерно в это же время компания Dornier, опираясь на проверенную концепцию Do 24, предложила заменить летающие лодки HU-16D амфибиями своей разработки.

Так уже в 1966 году был разработан проект летающей лодки-амфибии Do 24A, среди отличительных особенностей которого была способность действовать в открытом море.

«Настоящий морской самолет не должен ограничиваться только определением местоположения нуждающихся в помощи, но а также должен быть способен извлечь их из воды в кратчайшие сроки»

– говорилось в спецификации тех лет. В отличие от трехмоторных Do 24 K и T силовая установка летающей лодки-амфибии Do 24 A должна была состоять из двух двигателей. С точки зрения командования ВМС ФРГ наиболее предпочтительными были двигатели воздушного охлаждения Pratt & Whitney R2800, развивавшие мощность 2500 л.с. и вращавшие четырехлопастные воздушные винты Convair CV-340 Metropolitan. Разумеется, компанией Dornier был предложен альтернативный вариант силовой установки: использовать турбовинтовые двигатели

«если это покажется более предпочтительным в случае более подробных требований со стороны военных и если того пожелает клиент».

Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

в 1966 году проект двухмоторной летающей лодки-амфибии Do 24 A был создан в соответствии с требованиями ВМС ФРГ, командование которого не смогло принять решение о выделении заказа на её производство

Для достижения заданных взлетно-посадочных характеристик летающая лодка-амфибия должна была быть оснащена двухщелевыми закрылками. Для улучшения устойчивости на воде при сильных боковых ветрах на самолете было решено сохранить двухкилевое вертикальное оперение.

Через год компанией Dornier был представлен новый проект – летающая лодка-амфибия Do 324. На этот раз силовая установка состояла из трех двигателей Wright R-1820-82A Cyclone (то есть как в Do 24 K), но вместо 890-сильных двигателей машина должна была быть оснащена данными авиамоторами в версии, развивавшей 1525 л.с. и вращавшей трехлопастные винты. В остальном конструкция амфибии Do 324 соответствовала проекту Do 24 A. Проекты летающих лодок-амфибий Do 24 A и Do 324 вызвали интерес со стороны командования ВМС ФРГ, но заказ выдан не был.

Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

в проекте летающей лодки Do 324 компания Dornier вернулась к трехмоторной силовой установке; крыло самолета должно было получить прямую переднюю кромку

Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

модель проекта летающей лодки Do 324

Совершенно новая ситуация возникла в 1971 году, когда одна из трех летающих лодок Do 24 T, эксплуатировавшихся в Пуэрто де Польенса (Puerto de Pollensa), Мальорка, вернулась в Фридерихсхафен на завод компании Dornier. Когда Испания проявила интерес к более современному преемнику летающей лодки-ветерана, то компанией Dornier в 1972 году был предложен проект Do 24/72. Общая схема соответствовала, насколько это возможно, предыдущим проектам. Отличиями были новая силовая установка в виде трех 1600-сильных турбовинтовых двигателей Lycoming T-53 и сдвоенных колес на носовой и основных стойках шасси.

Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

в проекте Do 24/72 предусматривалась силовая установка из трех турбовинтовых двигателей. В программе разработки данной амфибии хотели принять участие Испания и Франция

Правительство Испании решило взять на себя часть расходов на разработку при условии, что в качестве партнера в программу будет включена компания CASA; со свой стороны французская компания Aerospatiale также выразила желание участвовать в программе. Но после того, как Федеральное правительство Германии отказало в содействии, работы опять закончились безрезультатно.

Лишь в 1980 году компании Dornier удалось получить заказ от министерства научных исследований (Forschungsministerium) на испытание новых технологий для самолетов-амфибий. Находившаяся в Фридериксхафене летающая лодка-амфибия Do 24 T была капитально переделана. Самолет, получивший обозначение Do 24 ATT (Amphibischer Technologie-Träger – амфибия-демонстратор технологий), был оснащен новыми крылом, шасси и тремя турбовинтовыми 1150-сильными двигателями PT6. Несмотря на хорошие результаты испытаний, проведенных в Кильской бухте в 1983-84 годах, экспериментальная программа была закрыта, и в 1992 году самолет был выставлен в качестве экспоната в музее авиации, расположенном в Обершлайсхайме (Oberschleißheim) и переделанном из авиационного завода.

Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде Забытые проекты летающих лодок компании Dornier. Удар по воде

восстановленная летающая лодка Do 24 ATT

В конце 1980-х годов компанией Dornier совместно с итальянской компанией Alenia и другими партнерами был разработан проект, получивший обозначение AAA (Advanced Amphibian Aircraft – перспективный амфибийный самолет). К сожалению работы по данному проекту были закрыты в начале 1990-х годов руководством концерна DASA, в состав которого входит компания Dornier.

В начале 2003 года Ирен Дорнье (Iren Dornier) забрала летающую лодку Do 24 ATT из музея в Обершлайсхайме, перевезла ее в Манилу, довела ее до пригодного к полетам состояния и в апреле 2004 года начала кругосветное путешествие в пользу международного общества помощи детям ЮНИСЕФ.

источник: PETER PLETSCHACHER «Die vergessenen Dornier-Flugbootprojekte. Schlag ins Wasser» «FLUGZEUG CLASSIC» 11/2004

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account