Забытые крылья Канады, или Как канадцы строили НЛО и лучший перехватчик
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Серьёзных военных авиастроительных держав совсем немного, и мы их хорошо знаем. Но в 50-е годы в их число пыталось войти много новых игроков. Одну из самых серьёзных попыток сделала Канада. Почему у них не вышло и как им в этом «помогли» американцы — сейчас расскажем.
Как ни странно, но за подъём авиационной промышленности канадцам надо благодарить, в том числе и немцев. Именно угроза немецкого вторжения на Остров заставила британцев задуматься о переносе части важнейших отраслей промышленности в доминионы, в основном в Канаду. В случае неудачи с отражением немецкого десанта королевская семья с правительством должны были уйти туда и продолжить борьбу с опорой уже на канадские заводы.
Так к концу Второй мировой на территории Канады появилась пара отделений крупных британских авиастроительных фирм. Вложились в их развитие и США.
Типичным примером была фирма «Авро Канада». Это бывший завод «Виктори Эйркрафт», который занимался выпуском бомбардировщиков «Авро» во времена войны, а в 1945 году был выкуплен у канадского правительства английским гигантом «Хокер Сиддли». При этом 28 процентов акций оставалось в руках канадских граждан, и фирма вела собственную политику, не контролируемую англичанами.
«Авро Канада» CF-100 — первый канадский реактивный самолёт
Результат не заставил ждать: уже в 1946 году закончилось проектирование первого канадского реактивного истребителя. А в 1950 году «Авро Канада» CF-100 совершил свой первый полёт.
Канадские инженеры быстро набирались опыта, и начинали всё более смелые проекты. На завод прибывали новые сотрудники — из США или Британии. Ведь карьерный рост в быстроразвивающихся компаниях был стремительнее и проще. Кроме того, под боком был огромный рынок — США, куда можно было продать как гражданские, так и военные самолёты.
Казалось, ничто не омрачает путь Канады в клуб самолётостроителей.
Замахивались в «Авро Канада» даже на проект сверхзвуковых пассажирских самолётов
Сломанная стрела
Наверно, самый известный канадский проект — это «Авро Канада CF-105 Эрроу», сверхзвуковой истребитель-перехватчик конца 50-х годов.
Вообще, канадское авиастроение очень любило перехватчики. Ведь главной угрозой для страны были советские стратегические бомбардировщики. Неудивительно, что борьбе с ними уделялось много внимания.
Работы над перехватчиком CF-105 со скоростью до 2 М начались ещё в 1951 году, но до 1954 года шли они достаточно медленно. Лишь новости из СССР о массовом выпуске бомбардировщиков М-4 и создании водородной бомбы заставили канадских политиков наконец выделить полноценное финансирование для проекта «Эрроу».
Один из ранних проектов будущего перехватчика CF-105
Не стесняясь, канадцы замахнулись и на создание максимально передового перехватчика. Великолепное электронное оборудование и сложная система вооружения, превосходящая даже разрабатываемое для США. Отличный двигатель собственной конструкции, просчитанная аэродинамика, над которой трудились, в частности, фирмы из США и Британии.
Про CF-105 реально можно было говорить, что он превосходит все аналоги того времени. И самое удивительное, что у канадцев всё получилось!
Проект не остался на бумаге как нереализуемая мечта. В 1958 году первый прототип «Эрроу» совершил полёт. Испытания показали, что необходимо доработать некоторые элементы конструкции, но в целом самолёт показал себя отлично. Пилоты-испытатели никак не могли нахвалить машину и её управляемость.
По графику шли работы и над БРЭО (бортовым радиоэлектронным оборудованием), и над двигателем «Оренда Ирокез» (Orenda Iroquois). Для испытания последнего ВВС США даже одолжили бомбардировщик В‑47.
Размещение вооружения и системы управления огнём в CF-105 «Эрроу»
Разумеется, такой проект не могли не заметить за границей. Первой в очереди, конечно, была материнская Англия. Сэры, немного изучив документы, признали самолёт подходящим для своих ВВС. И решили после начала серийного производства купить 100 штук для себя: английские программы разработки перехватчиков сильно буксовали.
Проявили значительный интерес к программе в Австралии и в ЮАР. Даже французы не остались в стороне. Их привлёк двигатель Iroquois, который французы собирались испытать и в дальнейшем использовать в своих перехватчиках.
В перспективе в «Авро Канада» собирались создать ещё более скоростную версию самолёта, и даже бомбардировщик. Изучался и вариант использования CF-105 в качестве первой ступени для космических аппаратов.
Проекты дальнейшего развития CF-105 «Эрроу»
Но если с технической частью всё было хорошо, то вот с политического фронта на проект надвигались тучи. ВВС США были не очень довольны самодеятельностью канадцев, ведь по их планам северные соседи должны были тратить деньги на развёртывание системы NORAD и закупку американских зенитных ракет и истребителей. А никак не финансировать своё авиастроение.
Часть канадских политиков полностью разделяла американскую позицию и активно критиковала проект, используя аргументы, очень нам знакомые.
«Время самолётов прошло, пришло время ракет!».
Несмотря на удачные испытания и большой экспортный потенциал перехватчика, в феврале 1959 года правительство закрыло проект из-за бесперспективности. Позже этот день назовут «чёрной пятницей» для канадского авиастроения.
Из-за высокой секретности в течение шести месяцев все летавшие прототипы и достроенный предсерийный образец уничтожили.
Первый показ CF-105 «Эрроу» произошёл в один день с запуском в СССР первого спутника. Понятно, о чём писали все газеты тогда
Родина НЛО
CF-105 «Эрроу», конечно, знаменит, но были в истории канадского авиастроения, и «Авро Канада» в частности, и другие не менее интересные разработки. Например, разработка «летающих тарелок» для ВВС США.
Ещё в 1952 году в «Авро Канада» сформировали группу специальных разработок, которая трудилась над самыми смелыми и передовыми проектами. Руководил группой английский инженер Джон Фрост. Созданием летательных аппаратов в форме летающих тарелок Фрост занимался с 1947 года.
Неудивительно, что одним из первых проектов группы стала попытка создать сверхзвуковой перехватчик именно в форме летающей тарелки.
Истребитель не имел обычных органов управления и контролировался с помощью отклонения воздушных потоков от двигателей. Стабилизировалась летающая тарелка в полёте при помощи раскрутки внутренней части диска, выступающей в качестве гироскопа. Для канадских военных проект оказался слишком футуристичным, а вот американцы очень заинтересовались идеей.
Одна из первых летающих тарелок «Авро Канада»
В 1954 году ВВС США заключили с «Авро Канада» контракт на разработку дискообразного сверхзвукового перехватчика вертикального взлёта. Предполагалось использовать подобные машины для защиты важнейших объектов на территории США и их союзников. Программе присвоили обозначение МХ-1794, во внутренней переписке её так же называли «Силвер Баг» (Silver Bug).
По сравнению с предыдущим летающим блюдцем новую программу чуть-чуть упростили. Тягу создавал большой центральный ротор, получающий мощность от восьми турбореактивных двигателей. Управление полётом осуществлялось при помощи восьми вспомогательных сопел на кромке диска. До 1956 года собранный прототип проходил испытания на стендах как в Канаде, так и в США.
Один из проектов «Авро Канада» в рамках программы МХ-1794
Достигнуть желаемых характеристик не вышло, и ВВС США потеряли интерес к проекту. Зато их привлекла разработка круглого крыла для обычных самолётов. Оно было эффективно как на высоких сверхзвуковых скоростях, так и на малых при посадке.
Работы над круглым крылом также поручили «Авро Канада» в рамках программы многоцелевого перехватчика-бомбардировщика Weapon System 606. Разработки продолжались до 1958 года, когда в США решили: затраты на полномасштабные исследования такого необычного решения не стоят возможной выгоды. Тем не менее, в Канаде продолжили трудиться над созданием летающих тарелок.
Один из вариантов Weapon System 606
В те времена во многих армиях мира была популярна концепция летающего джипа — небольшой парящей платформы, переходного звена между обычной наземной техникой и вертолётами. По мнению инженеров из «Авро Канада», летающая тарелка была бы идеальной формой для подобной машины.
С 1958 года проект «Аврокар» получил финансирование от армии США. Предполагалось создать летающую платформу, способную к полёту на высоте до пяти метров и на дальность до 50 километров с грузом в 450 килограмм. К началу 1959 года уже стартовал этап сборки прототипа. Но «чёрная пятница» нанесла серьёзный удар по «Авро Канада», и испытания удалось начать лишь в ноябре того же года.
«Аврокар»
Подъёмную силу на «Аврокар» создавала воздушная подушка, формируемая с помощью эффекта Коанда под днищем машины. Идея оказалось работоспособной и взлететь машина смогла, но невысоко и ненадолго. Не удалось достичь и нужного уровня грузоподъёмности. Летающий джип совсем не получился, и армия США в 1962 году прекратила финансировать эту программу — последний крупный проект «Авро Канада».
Внутреннее устройство «Авро Канада Аврокар»
На тот момент фирма и так была на грани краха. После «чёрной пятницы» до половины инженеров ушло в NASA и различные американские авиастроительные фирмы. Прекращение работ над «Аврокар» стало окончательным приговором для «Авро Канада». В том же году компания «Хокер Сиддли» реструктуризировала фирму и переименовала её в «Хокер Сиддли Канада». Авиационные активы перепрофилировали или частично продали американским компаниям. Крах «Авро Канада» ознаменовал начало краха всей канадской авиастроительной отрасли.
По сей день любители авиации ведут споры, была ли неудача Канады предопределена. Кто-то говорит, что создание таких самолётов было слишком сложно и дорого для страны, и если не в 60-х, то позже отрасль всё равно бы рухнула. Другие указывают на не самых богатых и крутых шведов, что сохранили самолётостроение по сей день. Как бы то ни было, изменить историю споры в интернете не в состоянии, и Канада продолжает ассоциироваться с хоккеем, озёрами и лесами — но не с авиацией.