23

 

За арттягачи!

За тягачи!

Основными танками РККА 30-х, были Т-26, БТ и Т-28. Ещё были кое как плавающие Т-37А и Т-38, а так же тяжёлый «позиционный» танк прорыва Т-35А.

Часть Т-26 и «плавунцов» состояли в танкобатах стрелковых дивизий. Часть БТ – в механизированных полках кавалерийских дивизий.

Остальные, сводились в механизированные бригады. Бригады Т-26, бригады БТ и бригады тяжёлых танков, объединявшие Т-28 и Т-35А. Впрочем, последние имелись только в двух бригадах из четырёх.

Кроме того, у РККА 30-х имелись четыре механизированных корпуса, в каждом две мехбригады БТ и одна стрелково-пулемётная бригада.

Возможно, тогда, кое-кому такая система казалась наиболее оптимальной и она все 30-е накачивалась теми самыми моделями танков.

А танки-то при этом, медленно, но верно, устаревали.

БТ прошли одну за другой две вполне успешные и своевременные модернизации (БТ-2, БТ-5, БТ-7), а потом и вовсе началась работа над продвинутой по всем статьям версией, из которой, в конце концов, «вырос» Т-34.

За арттягачи!

Т-28 модернизировали скорее сугубо косметически – повышали качество изготовления, башни внедрили конические, наконец, корпуса начали собирать из цементованной брони. Но, по большому счёту, сути это не меняло. Танк устаревал не физически, так морально.

За арттягачи!

Примерно тоже самое происходило и с «паркетным» Т-35А.

За арттягачи!

Плохо было и с Т-26. Со своей слабой силовой и не динамичной подвеской, танк вообще плохо поддавался любой адекватной модернизации. Все понимали, что серьёзная модернизация потребует по сути, создания нового танка.

За арттягачи!

В общем, Т-26 устаревал, его боевые возможности снижались, а количество бригад Т-26 только увеличивалось – благо 174-й з-д гнал не хилый такой вал, в тыщу танков в год.

Не факт, что танкисты понимали, что их боевые машины всё больше и больше превращаются в стальные гробики на троих… Но, после Испании и Халхин-Гола не могли не задуматься…

В РККА, скорее всего, надеялись, что со временем, в тех бригадах, Т-26 будут заменены на совершенно новую машину. Но, с Т-46 случился большой облом, дальнейшая разработка «заменителя» Т-26 безобразно затягивалась и «стальные гробики» Т-26, оказались основными танками РККА летом 41-го, практически повсеместно подтвердив в боях то самое определение.

А разве это было не понятно? Нет, конечно, армия ждала новый танк (будущий Т-50). Но ведь приняв в 39-ом план формирования моторизованных дивизий с полком Т-26, а остальные бригады Т-26 решив «переформатировать» в бригады поддержки пехоты, армия как бы указывала старику на его место – всего лишь «подсобного рабочего» при пехоте. И быть бы тому!

Но, начав формирование новых механизированных корпусов, на укомплектование новых танковых и моторизованных дивизий пустили все наличные Т-26. Тоже со временем мечтая их поменять на новые танки. Вот только новых корпусов и дивизий формировали столько, что о какой-то замене можно было бы говорить только через несколько лет!

Вот и пошли наши «стальные гробики на троих» в бой, в составе танковых и моторизованных дивизий мехкорпусов… И гибли так, что у немцев случился дефицит бронебойных снарядов, притом, что на каждый Т-26 хватило бы и одного (при удачном попадании), а процент танков новых типов был во многих дивизиях и корпусах невелик. Как пример – 14-й МК 4-й армии ЗОВО в котором из 518 танков, 500 – были Т-26, 18 – БТ и вообще ни одного танка новых типов.

Такого мехкорпуса хватило только на три дня боёв… А что он мог сделать со своими 500 «стальными гробиками на троих» Т-26 против 994 танков 2-й ТГ немцев? Только с честью умереть.

За арттягачи!

Мне это не нравится. Не надо гробить людей и технику без толку.

На сайте не счесть вариантов модернизации Т-26 (в т. ч. переделке в САУ), чтоб поднять их ТТХ к началу ВОВ до более менее приличного уровня.

А если всё-таки, ну его на фиг? Кто, где и когда его будет модернизировать или переделывать в САУ? Нет, авантюрить напропалую не будем – те Т-26, что попадут в моторизованные дивизии «подручными» пехоты – пусть там и остаются.

Планировали в 39-ом сформировать 15 моторизованных дивизий – вот пусть и формируют. А потом, к тем 15, и ещё 10 «второй волны» – всего, чтоб было 25. Причём 5 последних – это резерв РГК. Именно они будут первыми перевооружаться на новую матчасть (Т-50) – когда она появится, конечно!

Танковый полк оптимизируем по структуре – в нём три танкобата по 53 Т-26 в каждом. Всего 159 Т-26 на дивизию. В 25 дивизиях, соответственно, 3975 Т-26. Округляем до 4500 за счёт складированных в базах хранения машин резерва и танков в учебных заведениях.

Соответственно, как бы «лишними» остаются ещё более 4000 Т-26.

Что с ними делать? Предлагаю всё-таки сделать с ними то, что предлагали и в РИ – переделать в арттягачи. Ведь у нас был дефицит тех арттягачей, а когда начнётся война, их выпуск вообще начнут сворачивать ради форсированного производства танков. И наша артиллерия окажется «у разбитого корыта».

За арттягачи!

(Артягачи Т-26Т с Ф-22 на буксире. Таких артягачей было изготовлено более 200 штук. Кроме того руководство АБТУ и АУ предлагало переделать в артягачи ещё как минимум тысячу старых Т-26. Но, не срослось. Кто-то решил, что промышленность успеет обеспечить армию артягачами СТЗ-5).

За арттягачи!

(Обратите внимание – СТЗ-5 буксируют старые 122 мм гаубицы обр.1910/30 г. переставленные на металлические колёса с грузошиной с их «родными» передками).

Вот только как-то не подумали, что артиллерии в стране производилось в год намного больше, чем тех арттягачей и, соответственно, насытить ими артиллерию было в принципе невозможно!

Ну, а раз так – то почему бы не помочь? В т. ч. и за счёт уже никудышных Т-26?

Никаких промплощадей и специально выделяемых ресурсов задействовать не будем. Все переделки в ходе обычных средних и капитальных ремонтов. Суть – снять башню (а то и всю крышу  боевого отделения), «вычистить» само боевое отделение под размещение расчёта и приварить/приклепать сцепное устройство на корме. Всё. А чтоб не искать место для размещения боекомплекта орудия, можно использовать и штатный передок от гужевой упряжки орудия (см. картинку выше). На нём же, кстати, есть и места ещё для двух номеров расчёта (если в бывшем БО окажется для всех тесно).

Даже в РИ были варианты тягача на шасси Т-26 как посложнее, подороже и потяжелее, так и полегче, попроще и подешевле. Нас, я думаю, вполне устроит и вариант попроще – с брезентовым верхом.

За арттягачи!

Разумеется, переделываем не все те, более 4 тыс. Т-26 – с такой задачей едва ли справимся. Наиболее изношенные машины лучше всего просто списать и, разобрав на запчасти, использовать корпуса и баши для установки в качестве огневых точек на линиях обороны.

Сколько же нам надо арттягачей на базе Т-26?

Всё просто. Если у нас будет 20 основных моторизованных дивизий (5 отдельных дивизий РГК не в счёт), соответственно предвоенным планам будем формировать 20 же механизированных корпусов. В каждом мехкопусе, помимо одной моторизованной, две танковые дивизии. Всего 60 танковых и моторизованных дивизий.

В каждой из этих дивизий, будет артиллерийский полк стандартного АИ состава: два дивизиона по стандартные же для РИ РККА 8 122 мм гаубиц и 4 76 мм пушки. Плюс дивизион 76 мм дивизионных пушек. Всего 16 122 мм гаубиц и 20 76 мм пушек на дивизию. Для этих, относительно лёгких 36 орудий, соответственно требуется 36 тягачей. Ещё 9 тягачей в качестве резервных и транспортёров боеприпасов. Всего уже 45.

Для 65 дивизий (не забываем и о 5 МД РГК), в сумме, надо 2925 тягачей на базе шасси Т-26. Опять округляем до 3000. Нормально.

Вот только надо особо отметить, что и пушки и гаубицы нужны годные под мехтягу. А учитывая, скорости, на которых их смогут буксировать переделанные Т-26, вполне достаточно будет дивизионных пушек Ф-22 обр. 36 г. (позже – УСВ обр. 39 г.) и старых 122 мм гаубиц обр. 1910/30 года, поставленных на металлические колёса с грузошиной. Программа по перестановке на такие колёса началась в 1937 году.

За арттягачи!

(Арттягач Т-26Т на базе танка Т-26 с 76 мм дивизионной пушка Ф-22 обр.36 г. на параде и модернизированная 122 мм гаубица обр. 10/30 года на металлических колёсах а грузошиной на позиции. Вес обеих артсистем в боевом положении ок. 1,5 т. В походном 2,5-2,8 т. что для арттягача не шасси Т-26 – самое то!).

Теперь, что касается танковых дивизий. Понятно, что танки в них – это БТ. И ТОЛЬКО БТ!

За арттягачи!

Для 40 дивизий (159 танков БТ в дивизии) требуется 6360 бэтэшек. У нас столько есть? Есть 4352 БТ-7, 690 БТ-7М и 1676 БТ-5. Всего 6718 танков. «Лишние» — как и в случае с Т-26 – резерв в базах хранения и учебные в танковых школах и училищах.

В принципе – всё сходится.

«Раскидывать» по разведбатам дивизий «плавунцов» с чисто условной боеспособностью, мне лениво. Поэтому я их учитывать просто не буду.

Т. е. у нас теперь есть 20 механизированных корпусов (20 моторизованных и 40 танковых дивизий), ПОЛНОСТЬЮ обеспеченных и танками и арттягачами!

Распределять по дивизиям и корпусам Т-28 и Т-35А как в РИ, я не хочу. Т-35А – полностью передаём Политуправлению РККА – для парадов и всяких пропагандистских акций. Наиболее изношенные – по музеям – тоже надо!

Расформировывать бригады Т-28 особого смысла не вижу – танки по большей части уже изношены, запчастей мало, ТО сложное и трудоёмкое. Поэтому лучше всего, после «изъятия» Т-35А, «перераспределить» все 480 Т-28 по четырём бригадам трёхбатальонного (33 танка в каждом) состава. 4 бригады по 102 танка. Всего 408 танков из 481. Наиболее изношенные в разборку на запчасти, а корпуса с башнями, либо в качестве огневых точек линий обороны, либо на ж/д платформы, для усиления бронепоездов.

Что касается танков новых моделей. Т-34 – в виде отдельных батальонов с 3-х танковыми взводами (33 танка в батальоне), распределяем по всем 20 МК в качестве корпусного средства усиления. На это потребуется всего 660 Т-34.  Все прочие Т-34, как и КВ-1/2 – собственность РГК. Пусть из Т-34 формируют новые моторизованные дивизии (как наиболее сбалансированные соединения РККА), а из КВ – новые тяжелотанковые бригады.

Вот, как-то так.

Подписаться
Уведомить о
guest

136 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account