Юрий Пашолок. Вторая жизнь опытной машины РЭБ
Рассказ о втором экземпляре бронированной санитарной машины, созданной на базе шасси 502ТБ
Во время больших конфликтов очень частым бывает такое явление, как импровизированные образцы военной техники. В том числе и на базе различных образцов, которые, по тем или иным причинам, не были приняты на вооружение. Впервые они массово применялись еще в межвоенный период, а пика таких эрзацы достигли в годы Второй мировой войны. Никуда они не делись и после окончания войны. Любой затяжной конфликт, так или иначе, приводил к тому, что военные (и помогающие им люди из числа гражданских) берутся за дело. Так было, есть и будет.
В полной мере это касается и СВО. Различные эрзацы использовались на той же территории и ранее, сейчас данная активность перешла на новый уровень. Помимо заводских изделий, которые вполне идут на фронт, появляются и частные разработки. Нередко они изготовляются на базе списанной военной техники, которая получает новую жизнь. В полной мере это касается и данной машины, которая уехала на службу совсем недавно. Речь идет о бронированной санитарной машине, созданной на базе гусеничного шасси 502ТБ. Это уже второй экземпляр данного изделия, созданный при непосредственном участии Музея отечественной военной истории.
Существуют две категории людей. Первая — это страна советов, которые точно знают, что надо строить, как надо воевать. Это чудесные люди, чьё экспертное мнение превышает широту знаний всех военных данной планеты. Жаль только, что их знания никак не реализуются в конкретные действа, но это другое, вы не понимаете. А есть те, кто не рассказывает, как и что надо делать. Они просто делают, чаще всего молча. Таких людей много, но вы их обычно не слышите. Ибо им совершенно не до экспертных размышлений.
Вот как раз такие люди работают в маленьком деревенском музее. Помимо непосредственно музея, который является одним из лучших в стране по военно-исторической тематике, они занимаются много чем еще. Например, Музей отечественной военной истории принял самое непосредственное участие в защите от посягательств некоторых нечистоплотных людей на воинское захоронение (братскую могилу № 50-191 «Налепина дача»). Ну а сейчас музей занимается другими делами, которые в полной мере соответствуют его лозунгу — «нам есть, чем гордиться!».
История той машины, о которой идет речь, началась в середине 90-х годов. Платформа боевой машины пехоты БМП-3, как и положено данному образцу, постепенно начал обрастать различными вариантами. Занимался ими и Рубцовский машиностроительный завод. По иронии судьбы, производство в Рубцовске началось с организации здесь АТЗ (Алтайский Тракторный Завод), на базе эвакуированного производства ХТЗ. Так вот, продукция РМЗ, о которой идет речь, стала конкурентом продукции ХТЗ. А именно семейству МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, а также машинам на их базе.
Используя базу БМП-3, в Рубцовске сначала создали боевую разведывательную машину БРМ-3К «Рысь». В отличие от прародителя, тут не алюминиевый бронекорпус, а стальной. Далее на РМЗ начали создавать новые машины, которые весьма так напоминают БТР-МДМ «Ракушка». Общего между ними почти ничего, кроме общей концептуальной идеи. Заключалась она в том, чтобы создать отечественный аналог МТ-ЛБу. Причем у базы БМП-3 есть одно неоспоримое преимущество. Трансмиссия у нее располагается сзади, так что она не отъедает место в носовой части корпуса.
Первой на свет появилась командно-штабная машина (КШМ) «Поток-4(1)», созданная для комплекса РЭБ Р-378 «Алтаец-БМ». То есть это прямой аналог МТ-ЛБу. Шасси машины получило обозначение 502ТБ (ТБ — транспортная база). По вполне понятным причинам, каких-то подробностей по машине нет. Известно лишь то, что построили четыре образца, которые в 2006 году проходили испытания. Шасси оказались весьма удачными, далее последовала машина разминирования УР-07 «Пересортировка» и ее улучшенная версия УР-07М.
Что случилось далее? Наверное, когда-нибудь узнаем и об этом, когда станет можно. 30 лет не прошло, поэтому молчим (сойдем за умных), когда будет можно, тогда и расскажут. Можно предположить, что связана ситуация с катастрофической ситуации на заводе. Предприятие всё же выжило, теперь входит в структуру УВЗ, занимается, в том числе, военными заказами. Так или иначе, но серийного производстве шасси 502ТБ не случилось. А нужда в замене МТ-ЛБу всё еще есть. Что же случилось далее с оставшимися не у дел машинами, было неизвестно.
Некоторые военные осеменители, конечно, рассказывают о том, что 502ТБ на хранении. Но вы говорите, говорите. А реальность слегка отличается от баек интернет-экспертов. В прошлом году неравнодушные люди передали информацию, что данные машины сдаются в металлолом. Их можно выкупить, по цене металлолома. Так маленький деревенский музей стал обладателем четырех шасси, которые уже не имели никакого оборудования для РЭБ, но вполне подлежали ремонту и возвращению в рабочее состояние.
Для того, чтобы ни у кого не возникало никаких лишних мыслей — выкупались 502ТБ совсем не для музейного коллекционирования. Внушительный внутренний объем сразу навел на мысль, что такое шасси отлично подойдет для использования в качестве санитарной машины. Сначала был проведен полный комплекс мер по восстановлению агрегатов, которые после «хранения» еще требовалось оживить. А далее пошел процесс переделки бывшей машины РЭБ в санитарную. Первую из них можно было видеть на параде в музее 9 мая 2024 года, вторую закончили совсем недавно.
О первой машине будет разговор когда-нибудь потом, но в целом они друг на друга очень похожи. И если первая машина после парада быстро уехала на место службы, то вторую, перед отправкой, испытали. Автору материала удалось сделать пару кругов. Вообще это четвертая поездка, автор больше механик-водитель велосипеда. Машину водил один раз, а потом СУ-85, СТЗ-5, и вот теперь 502ТБ. Очень простая в управлении машина, автоматическая коробка передач позволяет легко управлять, прет со страшной силой. Даже на второй передаче уже дух захватывает, тем более при езде по снегу. Жаль, что такое шасси не пошло в крупную серию.
Теперь у этой машины новая задача — спасать жизни. Если выживет, значит будет, возможно, музейным экспонатом. Всяко лучше, чем сгинуть в пункте приёмки металла. Ну а пока тем же самым занимаются вполне серийные «мотолыги». Машина уехала в базовом оснащении, уже на месте доработают, как надо. Думаю, что там знают лучше, чем коллективный интернет-разум.
источник: https://dzen.ru/a/Z2mb2DmB8xG0pMbn