Юрий Пашолок. Залповая шайтан-арба

18
Юрий Пашолок. Залповая шайтан-арба

Юрий Пашолок. Залповая шайтан-арба

Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, созданная в 1943 Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. Дзержинского.

Самоходные минометы появились далеко не вчера. Еще в конце 20-х годов англичане проводили эксперименты по установке миномета на шасси танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Несмотря на то, что подобные опыты долгое время имели скорее экспериментальный характер и не приводили к эффективным результатам с точки зрения серийных изделий, вечно так продолжаться не могло. После того, как началась Вторая мировая война, необходимость повышения мобильности минометов быстро стала делом насущным. Как правило, решали это за счет перевозки минометов не прицепленными за грузовиками или иными тягачами (в таком случае скорость перевозки была ограниченной 15-25 км/ч), а в кузове. Правда, при этом обычно миномет перевозили в разобранном виде, посему требовалось его выгрузить, собрать итд, что, разумеется приводило к трате бесценного времени. Поэтому в некоторых странах перешли к созданию самоходных минометов. Наиболее оригинально поступили в Красной Армии, где как самоходные минометы использовались мотоциклы с колясками. Это детище военного времени оказалось массовым и весьма эффективным. Правда, имелись и недостатки, прежде всего речь шла о небольшом калибре минометов (82 мм) и ограниченном боезапасе.

Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, походное положение

Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, походное положение

За рубежом, прежде всего в Германии и США, пошли несколько иным путем. Там роль самоходных минометов взвалили на полугусеничные бронетранспортеры. Причем эти изделия были весьма массовыми. 81 mm Mortar Carrier M4/M4A1/M21 было выпущено больше 1000 штук, у немцев весьма массовыми изделиями были самоходные минометы на шасси Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251. Там, впрочем, также не выходили за рамки средних калибров. Но при этом имелись изделия залпового огня. Например, на базе трофейных полугусеничных тягачей SOMUA MCG выпустили небольшую серию 16-строльных самоходных минометов, которые в 1944 году применялись в Нормандии. Более массовым явлением стали подобные аппараты американского происхождения, правда, там применялись морские бомбометы. Их весьма активно применяли на Тихом Океане. Использовались при этом колесные шасси.

Счетверенный миномет, снятый с машины

Счетверенный миномет, снятый с машины

Про советские эксперименты в данной тематике как-то не очень известно, но и у нас многоствольные минометы на гусеничном шасси вполне разрабатывались. Данная тема, можно сказать, сериальная, а сегодня речь пойдет о самой хтоничной среди них. Создана она была в 1943 году силами Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. Дзержинского, которую эвакуировали из Ленинграда в Самарканд. Руководство работами осуществлял инженер-полковник А.М. Модек, непосредственно работы по изготовлению опытного образца шли силами майора В.В. Королева, инженер-капитана Д.Г. Сычева и инженер-капитана В.А. Федорова. Также консультации по проектированию данной системы оказывал профессор М.И. Слободкин.

Миномет готов к стрельбе с земли

Миномет готов к стрельбе с земли

Причин, которые побудили столь серьёзных людей создать данную систему, оказалось несколько. Первая была связана с повышением мобильности крупнокалиберных минометов. Согласно руководствам на них, скорость перемещения методом буксировки не превышала 15 км/ч, а перевозка внутри грузовиков требовала разборки минометов. Это означало низкую огневую маневренность. Вторая причина более интересная. При таком калибре возникала идея использования минометов как некий аналог М-13, то есть как системы залпового огня. При всех плюсах М-13 имелось и несколько недостатков. Это высокая стоимость реактивных мин и долгое время перезарядки. 120-мм мина имела значительно меньшую дальность стрельбы (до 5 километров) и меньший заряд (3 кг тротила у ОФ-843), но зато и скорострельность оказывалась на порядок выше. К тому же при стрельбе из миномета не образовывалось большое облако дыма и пыли, да и «бахал» он куда тише. Третьей причиной называлось стремление создать дешевое химическое оружие. Одним словом, выбор 120-мм миномета для подобных экспериментов был вполне осознанный.

Борта откинуты, миномет в походном положении

Борта откинуты, миномет в походном положении

Для своего детища его авторы оптимальным посчитали 120-мм полковой миномет обр.1938 года. Получившуюся конструкцию они назвали «самоходной минометной установки М-4». Цифра 4 означало количество использованных стволов. Для того, чтобы создать такую батарею, потребовалось создать с нуля лафет, естественно, не имеющий к кинематической схеме мнимого треугольника никакого отношения. Тут требовалась совсем другая конструкция. Была создана плита новой конструкции, широкая и со скобами для четырех номеров расчета. Чтобы выдержать гораздо более существенную нагрузку, сделали раму-лафет вполне оригинальной системы. По ее центру был установлен подъемный механизм с большим маховиком. Стволы соединялись специальной рамкой, получилась надежная конструкция, позволявшая одновременно наводить все стволы. В верхней части рамки-лафета поставили поворотный механизм, благодаря чему М-4 получил наводку влево-вправо на 10 градусов в каждую сторону. Еще одной интересной особенностью конструкции стало то, что имелась возможность демонтировать две нижних «трубы», превратив миномет в двухствольный. Правда, сильно легче он от этого не становился. Конструкция миномета и так была такова, что вручную его было перетаскивать крайне затруднительно.

Приведение минометной установки в боевое положение

Приведение минометной установки в боевое положение

Впрочем, применение самоходной минометной установки М-4 с земли являлось скорее опциональным решением. Как следовало их названия системы, приоритетным являлось использование ее «с колес». В качестве базы было решено использовать грузовой автомобиль ЗИС-5. В передней части кузова были оборудованы укладки для мин, всего их бралось на борт 45 штук. Одновременно укладки частично использовались как сиденья для расчета, составлявшего, вместе с водителем и командиром, 9 человек. В кузове сидели наводчик, двое заряжающих, двое подносчиков боеприпасов и двое их помощников. Подобно М-13, кабина грузовика сзади прикрывалась металлическим листом, чтобы ее не повредить при стрельбе пороховыми газами. При этом, в отличие от М-13, не требовалось закрывать кабину полностью. Также машина оборудовалась лебедкой грузоподъемностью 1,5 тонны, необходимой для приведения минометной установки в боевое положение и обратно. В полу кузова делался большой вырез под минометную установку, а на внутренней стороне бортов крепились скамейки, которые, в боевом положении, использовались как ступеньки.

В боевом положении, расчет в положении при стрельбе

В боевом положении, расчет в положении при стрельбе

Принцип работы самоходной минометной установки М-4 был довольно простым. Машина останавливалась, откидывались борта, а дальше двое номеров расчета, за счет специальных тяг, опускали миномет на дорогу (еще двое страховали). При этом использовалась также и лебедка. По итогам испытаний выяснилось, что за счет правильно рассчитанной системе время приведения М-4 в боевое положение составляло около минуты. Столько же времени требовалось и для приведения в походное положение. С учетом боекомплекта и скорострельности (ее не замеряли, но в целом 5-6 выстрелов в минуту вполне можно было получить), менее чем за 2 минуты получалось провести 11 залпов. Можно было вести огонь и с земли с отцепленной минометной установкой, но на это требовалось от 10 до 15 минут. Не менее важным моментом было то, что такая установка обладала куда большей точностью, нежели М-13, у последней успех применения являлся результатом накрытия большой площади.

Возка по дороге не выявила никаких проблем

Возка по дороге не выявила никаких проблем

Работы по самоходной минометной установки М-4 начались в конце ноября 1942 года, а на испытания машина вышла 4 февраля 1943 года. Она прошла 300 километров по дороге, максимальная скорость передвижения составила 30-40 км/ч. Никаких проблем при этом выявлено не оказалось. Для чистоты эксперимента был использован не тренированный расчет. При этом огневые испытания показали, что кучность огня была равнозначна обычному 120-мм миномету. Также испытания выявили тот факт, что заряжание с машины является наиболее удобным способом ведения огня. В целом комиссия результатами испытаний оказалась довольно. Кроме того, именно она предложила сделать также двухствольный вариант миномета для использования на более легких шасси (ГАЗ-АА).

Двухствольный вариант установки, который также успешно прошел испытания

Двухствольный вариант установки, который также успешно прошел испытания

Согласно выводам комиссии, самоходная минометная установка М-4 предлагалась для использования механизированными соединениями, а также в качестве кочующих батарей. В принципе, батарея из таких «минометных катюш» могла доставить массу неприятностей, поскольку обладала куда более высокой мобильностью, нежели М-13, да и времени для покидания района стрельб было куда больше. Дать серию залпов и убежать до того, как район накроют ответным огнем — это очень неплохое качество. Увы, далее опытной разработки дело не пошло. Причины, почему машина не пошла в дело, неизвестны. Отчет по данной системе лежит, в двух экземплярах, в отделе мехтяги ГАУ КА и Управлении Самоходной Артиллерии ГБТУ КА. Причем безо всяких сопроводительной переписки. Так или иначе, но весьма интересная конструкция, успешно прошедшая испытания, так и осталась удачным, но экспериментом.

Источники:

  1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/zalpovaia-shaitanarba-5fd1fac7f8b0ca206de9e883

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account