Военно-патриотический слёт «Моторы Войны», прошедший 5-8 августа 2021 года в районе села Ивановское
Нынешний год, как и предыдущий, стал для военно-исторического сообщества очень трудным. В том числе и для той его части, которая занимается проведением фестивалей. Про Европу не скажу, но у нас происходящее больше напоминает осадное положение. Если и получается провести, то, по большей части, без зрителей, либо с очень жесткими мерами безопасности. Никуда не деться, зараза, появившаяся в начале прошлого года, диктует свои правила, и происходить это будет еще долго. Уже пошла первая волна отмены некоторых мероприятий, которые планировались на осень. Основные европейские мероприятия этого года, где показывается военная техника, пока не отменяются, но как на них попасть тем, кто не является гражданином Евросоюза, вопрос. Те же немцы с визами сейчас лютуют. Очевидно, что тот же Militracks может пройти с гораздо меньшим числом участников. Впрочем, если его проведут, это уже будет большим достижением. Пожелаем Militracks и Tankfest удачи, и чтобы их всё же провести удалось. Части аналогичных мероприятий всё же удалось прорваться через все заслоны, поставленные пандемии, так что жизнь продолжается.
В таких же непростых условиях оказались и российские военно-исторические мероприятия. Несмотря на все проблемы и порой наиболее простой способ их решения сверху (обычно проще всего банально запретить), они всё же проводятся. С массой оговорок и ограничений, но военно-историческое сообщество всё же не замерло, а продолжает проводить мероприятия. Среди них особо выделяется военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Первые годы он эволюционировал в мероприятие вроде The War and Peace, но дальнейшие события показали, что путь был неправильный. Поэтому в 2018 году слёт «перезапустили», вернув всё назад. Кто мог подумать летом 2018 года, что спустя 2 года возвращение старого формата будет только на пользу. В формате 2012-2014 годов его бы просто запретили проводить, а так, со скрипом, но всё же слёт состоялся. В этом году старый новый формат снова позволил провести мероприятие.
Вторая неделя августа традиционно стала временем проведения военно-исторического слёта «Моторы Войны». В начале августа слёту исполнилось 10 лет. Первые два года слёт менял площадку, но с 2013 года местом проведения стал район села Ивановское, городской округ Черноголовка. Рядом находится Государственный Военно-Технический Музей, являющийся базой слёта. Не стал исключением и нынешний, юбилейный слёт. С 4 по 8 августа 2021 года в районе села Ивановское снова гремели моторы исторической военной техники. По дорогам снова ездили классические военные машины, в которых сидели участники, облаченные в военную форму тех лет. Увы, по ряду причин попасть на слёт смогли не все, тем не менее, поле «Моторов Войны» оказалось совсем не пустым. Приехали новые участники, а также их машины. Этот, уже второй по счету материал, посвящен официальной части слета, а также колесных машинах, ставших наиболее интересными участниками «Моторов Войны».
Существовали определенные опасения, что участников будет совсем немного. Основания для таких опасений имелись, поскольку, в виду пандемии, некоторые участники приехать не смогли, как и их техника. Тем не менее, в общей сложности поле возле села Ивановское вместило полсотни автомобилей, мотоциклов, тягачей, броневиков, танков и самоходок. В лучшие годы, естественно, было больше, но для осадного положения, как сейчас, это очень неплохо.
Столь большой наплыв участников спровоцировал небольшую накладку. Не на все машины хватило укрытий, но организаторы не предполагали, что участников, в столь сложное время, будет так много. Некоторые из них добирались на слёт крайне оригинально. Участники из Иваново приехали на ЗИС-5, в кузове которого находился ГАЗ-67, а на прицепе была «полуторка». Своим ходом пришли!
По уже озвученным причинам новинок, среди легковых машин, было немного, но всё же они имелись. Среди отечественных машин добавился еще один ГАЗ-64. Эти машины, в своё время утерянные, ныне воссоздаются несколькими мастерскими. Есть определенные условности, тем не менее, само по себе появление этих машин является хорошим знаком. Кстати говоря, недавно в одной мастерской появилось комплектное шасси такого автомобиля, так что ждем, спустя некоторое время, на мероприятиях. ГАЗ-64 и более многочисленные ГАЗ-67Б являются традиционными участниками военно-исторических мероприятий. В этом году тот самый ГАЗ-64, что приехал впервые на слёт, занял четвертое место. А ГАЗ-67Б занял шестое место.
Еще одну новинку привез Музей Внедорожных Машин, Самара. Это легкий единый командирский полноприводной автомобиль BMW 325. Представляет он собой производную от Stoewer R180, но слово «единый» вызывает некоторый смех. Дело в том, что Stoewer R180, BMW 325 и Hanomag Typ 20 имели ряд различий. Стоит также заметить, что на сей раз больше новинок оказалось среди грузовиков и тягачей. Такой вот парадокс. Еще одним интересным моментом стало то, что на трассе лидерами стали немецкие машины, причем одна из них (Stoewer typ 40) номинально выиграла ралли, но участник уехал, не дождавшись награждения. Его дисквалифицировали, тем не менее, «немцы» в этот раз очень неплохо выступили.
Традиционно много на «Моторах Войны» американских машин. Речь идет, прежде всего, о Willys MB, самом массовом легковом автомобиле Второй мировой войны. «Виллисов» много, они часто становятся призерами ралли. Похожая ситуация и с легкими грузовыми машинами семейства Dodge T214. Официально они проходят в зачете грузовиков, но на самом деле нынешние армейские внедорожники ближе как раз к «Доджу 3/4». Они периодически выигрывают ралли, им, конечно, немного сложно на лесных дорогах, но таких участков немного. Вот и в этом году «американцы» выступили ударно, заняв первое и третье место.
В Красную Армию, кстати говоря, успело попасть 39,8 тысяч «Виллисов» и 19,6 тысяч «Доджей». Среди представителей обоих семейств были машины, ставшие дебютантами «Моторов Войны». Одним из них стал гость из Иваново. Им оказался Dodge WC-54, типовая американская санитарная машина. Такие санитарные фургоны нам по программе ленд-лиза не шли, но их можно было видеть на аэродроме подскока под Полтавой. Это была самая массовая санитарная машина Второй мировой войны, выпустили их почти 30 тысяч штук.
О том, что в этот раз участников было, несмотря на опасения, большое количество, красноречиво показа пятница, когда традиционно проводится ралли. Всего на ралли заявилось 25 экипажей, почти столько же, как в «обычные» годы. В этот раз почти не было мотоциклов, впрочем, с учетом погоды, может и к лучшему. О погоде будет еще сказано не раз и не два, но поливало нас с завидной периодичностью. Конечно, не 2019 год, когда лило большую часть слёта, но порой было не очень приятно.
Принцип пятничного ралли сформировался достаточно давно. В роли трассы выступает лес в районе села Ивановское, а также близлежащие дороги. Несмотря на то, что они более-менее известны, за год кое-что выветривается из головы, да и новые дорожки нет-нет, да используются. В итоге всё равно происходили ошибки, причем у тех, кто этот лес уже знает давно. Наш экипаж, например, промахнулся мимо двух пунктов отметки, в результате схлопотал штрафы и откатился на 7 место. Чуток поиграл в Сусанина, да. С судьями спорить смысла нет, тут всё четко видно, кто где ошибся. А еще нам в первый день слёта сломали кнопку стартера, поэтому запускались с «кочерги».
Вообще сам по себе первый этап, который проводится на ориентировании по карте и соблюдении скоростного режима, получился вполне удачным. Вместе с тем, хочу высказать пару замечаний. Во-первых, 3 часа 10 минут, столько длился первый этап, это однозначно много. Максимум 2 часа, иначе все выматываются, плюс становится банально скучно. Во-вторых, хотелось бы больше разнообразия с точки зрения использования местности. Получаются круги на одной локации. Понятное дело, что лес и дорожки не резиновые, но хотелось бы не «круг поменьше, круг побольше», как чего-то более разнообразного.
В конце мая «Моторы Войны» проводились под Самарой, где местность другая. Возвращение в Черноголовку лишний раз показало, что не бывает плохих трасс, бывают разные типы местности. Лесная трасса весьма требовательна к водителю, особенно это касается грузовиков. Есть места, где развернуться машине, больше «Виллиса», непросто. Вместе с тем, трасса не гоночная, средняя скорость составляет 11 км/ч. Это лишний раз показали грузовики, и не только они. И ладно «полуторка», пришедший 10-м (по факту 9-м) Scout Car M3A1 лишний раз показал — невозможное возможно.
Несмотря на претензии, которые были высказаны, первый этап всё же более-менее понравился. Правда, дождик иногда всё же мешал. Он то усиливался, то вовсе пропадал, по крайней мере не то, что происходило в 2019 году. В любом случае, если направляетесь в лес, лучше поднимите тент. Хуже точно не будет. Ну и берегитесь веток, в одном месте два раза получал по лицу. Хорошо, что кругов было всего два.
Вот что понравилось гораздо больше, так это второй этап. Полтора часа времени, 6 контрольных точек, чистое ориентирование по карте. Если приехал раньше, не пенализировалось, в итоге пролетели трассу за час. Вот тут дождик уже втопил по полной программе, только и успевали вручную дворниками работать.
На второй этап поехали не все, тем не менее, 15 участников прошли трассу полностью. Главными героями стали «полуторка» и ГАЗ-67Б. Особенно впечатлило, как именно прошел трассу 67-й. Вскоре после прохождения первой контрольной точки начались проблемы с бензонасосом. В результате ГАЗ-67Б ехал… ну вы сами видите как. Заняли 7-е (после дисквалификации победителя 6-е) место. Вот уж кому точно надо давать награду «За волю к победе».
Продолжением программы стало традиционное возложение цветов к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны. Для этого из лагеря слёта в Ивановское отправилась колонна техники. На сей раз поездка получилась слегка так мокрой. Доехали без проблем, а вот дальше участников накрыл ливень. Ничего, даже успели сделать групповое фото. По закону подлости, по возвращению в лагерь ливень кончился.
Несмотря на капризы погоды, юбилейный слёт прошел на ура. Даже пандемия не смогла сорвать праздник, программа «Моторов Войны» получилась яркой и насыщенной. Приятно, что и в таких условиях появились новые участники, а среди машин имелись и новинки. О них разговор пойдет в следующих публикациях, посвященных юбилейному слёту. На очереди грузовики с броневиками, а также самая зрелищная часть слёта — танки и самоходки.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/iubileinye-motory-voiny-611110a43d90966ef15eb518