Выражение «Арсенал демократии», которое в своё время изрек президент Рузвельт, в полной мере соответствовало том, что из себя представляла американская промышленность в годы Второй мировой войны. Надо сказать, что и в Первую мировую войну американцы сильно поднялись на зарубежных военных заказах, но по сравнению со Второй мировой войной это еще была скромность. Особенно что касается танков. В Первую мировую войну американцы успели наладить выпуск боевых машин, но война кончилась до того, как эти машины стали поступать из-за океана. Два десятилетия спустя ситуация оказалась совсем иной.
Собственно говоря, главными зарубежными потребителями американских танков стали англичане. Изобретатели танков доигрались: поражение Британского экспедиционного корпуса, потерявшего во Франции большинство танков, привело к критической нехватке бронетанкового вооружения. Местная промышленность не сидела сложа руки, но темпы производства английских танков всё равно выглядели не особо впечатляющими для военного времени. В июле 1940 года английское Военное министерство обратилось к американскому правительству с предложением организовать производство Infantry Tank Mk.IIA. Для переговоров прибыла делегация по главе с Майклом Деваром, главой British Timken Ltd. Сопровождал его Л. Карр, специалист по танковым разработкам из Департамента механизации. Но американцы с большим сомнением посмотрели на то, что им предлагали выпускать англичане. Испытания танка, проведенные на Абердинском полигоне в начале сентября 1940 года, вызвали у американцев разочарование. Танк был медленный, приводился в движение спаркой маломощных автобусных дизельных моторов, имел недостаточное вооружение. Его единственным преимуществом оказалась толстая броня. При этом у американского танкопрома уже имелся Medium Tank M2, а на его базе разрабатывалась новая машин — Medium Tank M3. Она выглядела ничуть не хуже Infantry Tank Mk.II, уступая лишь по броневой защите.
Единственным вариантом для англичан стало решение закупать Mediumn Tank M3. Правда, его решили доработать. Радикально переделать машину было невозможно, но кое-каким изменениям танк всё же подвергся. Английским военным решительно не понравилась его башня. Поэтому Л. Карр создал собственную конструкцию, более просторную, и с радиостанцией в кормовой нише. В результате получилась машина, которая позже стала именоваться Grant I. Аппарат немного странный, но практика показала, что англичане с выбором не ошиблись.
Первый контракт A-1381 на выпуск 500 Grant I был заключен с Baldwin Locomotive Works, паровозостроители одновременно производили и Medium Tank M3. Разделение было не слишком проблематичным, ведь машина по английским стандартом не столь уж сильно отличалась. Вместе с тем, Baldwin Locomotive Works оказалась рне первой, кто построил Grant I. На заводе в Хаммонде, штат Индиана, первый танк построили в августе 1941 года. А вот первую машину 15 июля 1941 года сдали на заводе Pressed Steel в пригороде Чикаго. Всего по контракту A-1795 сдали 501 танк данного типа. В дальнейшем с Baldwin Locomotive Works заключили контракт A-1960 на выпуск 685 танков. Правда, непосредственно Grant I среди них было 211 штук. Итого с июля 1941 по июль 1942 года сдали 1212 Grant I.
На момент создания Grant I был одним из лучших средних танков в мире. Над ним принято смеяться в виду необычности конструкции, но я бы для начала рекомендовал хохотунам сравнить его с тем, что было на тот момент у остальных стран. Особенно у англичан и немцев. Английские «крейсера» на фоне Grant I выглядели откровенно бледно, а немецкие машины отнюдь не превосходили американскую машину по английскому заказу. Причем она, по ходу производства постоянно улучшалась. Поздние танки получили, сначала, стабилизаторы вертикальной наводки, а затем и более мощную 75-мм пушку M3. Да, смотрела она вперед и чуть по сторонам, но усиленно вращать башней требовалось не всегда. Да и 37-мм орудие M5/M6 было очень неплохим, да что уж там — лучшим в своём классе. Так что появление Grant I в Северной Африка стало для немцев крайне неприятной новостью. Кстати, машины прибывали в «континентальной» окраске, а перекрашивали их уже на месте.
Помимо Grant I, англичане стали забирать и штатный Medium Tank M3. В сентябре 1941 года данная машина стала именоваться General Lee, а танк по английскому заказу — General Grant. Англичане оказались еще теми юмористами, потому что «американский» танк назвали в честь генерала Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации в годы Гражданской войны в США, а машину для себя — в честь генерала Улисса Гранта, командующего армией Севера в годы Гражданской войны, и одновременно победителя генерала Ли. Позже, ближе к осени 1942 года, обозначение сократились до Lee I и Grant I. Стоит отметить, что обозначений M3 Lee или M3 Grant не существовало, подобные названия являются результатом неверного толкования индексов историками. Так что либо M3, либо Grant, не перепутайте.
Впервые Grant I пошли в бой весной 1942 года. Показали они себя неплохо, по хорошему счету, это были лучшие английские танки на тот момент. В Северной Африке они воевали до самого конца, а далее их сменили Sherman — английское обозначение Medium Tank M4. Тем не менее, в некоторых регионах Grant I успешно применялись до самого конца войны.
Статья по Lee/Grant:
https://warspot.ru/9973-amerikanskie-polkovodtsy-na-angliyskoy-sluzhbe
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12974743.html