Репортаж с выставки путешествий и техники для активного отдыха «Поехали-2023»
Несмотря ни на что, выставочная жизнь в этом году прошла весьма активная. Касается это и специализированных выставок, посвященных различной технике. Не обязательно автомобильной, человечество успело придумать самые разные средства передвижения. Некоторые из подобных средств передвижения больше похожи на игрушки для больших, но всё относительно. Когда-то мотоцикл был дешевым средством передвижения, а сейчас он скорее средство развлечения. При этом аппараты, которые ранее смотрелись как большие игрушки, сейчас выглядят слегка иначе.
По традиции, в начале декабря на территории «Экспоцентра», что на Красной Пресне, состоялась выставка путешествий и техники для активного отдыха «Поехали!». Как обычно, в одной выставке собрано сразу несколько мероприятий. В прошлом году на выставке был раздел, посвященный классическим автомобилям. На сей раз их место заняли мотоциклы, тут уже организаторы сами решают, какой формат больше подходит. На мой взгляд, самой интересной частью «Поехали-2023» стал раздел, посвященный вездеходам — «Вездеходер-2023». Тут было, на что посмотреть.
Само по себе то, как меняется облик вездеходов, является крайне интересным процессом. Особенно тот момент, как на всё это влияет технический прогресс. Лет 15-20 назад часть из того, что сейчас используется, было либо слишком дорого, либо сложно для реализации. Примерно как беспилотники, которые долгое время выглядели скорее игрушками, а сейчас это важный элемент на поле боя. К слову, и ряд вездеходов постепенно примеряет военную форму. Если не напрямую, так за счет закупок волонтерами.
Какой-то общей тенденции, с точки зрения направления развития вездеходов, нет. Связано это напрямую с тем, что у них есть широкий спектр задач, а потому и решения могут быть разными. Востребованы и колесные, и гусеничные машины, причем они еще и разбиты по классам. Есть даже свой класс, который условно можно называть «Шерпами». Это очень характерные вездеходы на шинах сверхнизкого давления, со входом спереди. Вездеходы «Шерп» собираются в Санкт-Петербурге и Киеве (киевская площадка уже сменила локацию), но в связи с событиями последних полутора лет питерские машины теперь называются «Архант».
«Арханты» в разных версиях встречали посетителей выставки, они первые, кого можно было видеть. Чтобы никто не путал, слово «Шерп» всё равно присутствовало. На этот раз в «Экспоцентр» привезли и самый большой среди «Шерпов» — модель Шерп 10. Данную машину было трудно пропустить, сочлененный 10-колесный снегоболотоход занял немало места в павильоне. Его длина превышает 9,5 метров, а грузоподъемность составляет 3 тонны. Для подобной машины немало.
Аналогичный по концепции снегоболтоход «Триумф» приехал из Вологды. Как и «Шерп», данный вездеход бортопроводной, но механизмов поворота тут два. Также «Триумф» немного больше и тяжелее питерской машины. Агрегаты машины частично отечественные, а моторы (на выбор) зарубежные. Размещается силовая установка под полом сзади, для «шерпов» это типичное решение.
Надо сказать, что более крупные габариты — это общая тенденция тех, кто строит аналоги «шерпов». Один из них, «Тайфун», также производится в Санкт-Петербурге. Машина длиннее в выше, вместо цепной передачи используются карданы. Машина быстрее аналогов — вместо привычных 40 км/ч она разгоняется до 50 км/ч. Кроме того, на борт «Тайфун» берет до 200 литров топлива.
В похожей весовой категории находится еще одна машина из Вологды — «Трим». Правда, эта машина имеет более традиционную конструкцию с рулем и передней пружинной подвеской на А-образных рычагах. Вылезти спереди уже не получится (хотя традиционный выход сбоку многим покажется проще), но при этом машина быстрее и вполне вместительная.
Производители считают плюсом то, что все детали, относящиеся к «механике», заводские. В принципе, это действительно плюс, поскольку, в случае чего, достать запчасти менее проблематично.
У перечисленных машин моторы и часть других комплектующих зарубежные. В случае же с гусеничными вездеходами семейства «Пластун» ситуация иная. Здесь одной из главных задач стало максимальное использование отечественных комплектующих, включая и мотор. Он взят от «Весты», и его вполне хватает. На «Поехали-2023» показывали гражданские модели, но есть и военная, ее можно было видеть на «Армии-2023».
В случае с «Пластунами» получилась довольно интересная история. Сначала гражданский снегоболотоход превратился в военную версию, а затем на гражданскую стали переходить наиболее удачные решения. Касаются они, в том числе, и ходовой части. С версии для ССН на гражданские варианты перекочевала новая гусеничная лента. Новосибирские вездеходы постепенно развиваются.
Еще одна интересная гусеничная машина прибыла на выставку из Санкт-Петербурга. Зовется она «Проект П-3», это опытный образец, построили его в Jagger Garage. Кабина от ГАЗ-66 не должна смущать, на самом деле тут будет своя кабина. Кому повезло, мог видеть эскизы новой кабины. Аппарат очень серьёзный — скорость до 90 км/ч, грузоподъемность до 2 тонн, а 1,5 тоннами «Проект П-3» сохраняет плавучесть. Ходовая часть у машины своя, и это совсем не выставочный экземпляр. Аппарат прошел испытания и отлично плавает.
Свой модельный ряд на выставке показал TINGER из Череповца. Их гусеничные вездеходы попроще, с пластиковыми корпусами. Начинается модельный ряд с двухместного TINGER Armor, на самом деле он колесный, но на колеса могут устанавливаться гусеничные ленты. Чисто гусеничным является TINGER Track 2, эта машина более вместительная. Моторы китайские, но основные комплектующие производятся в России, как и сами вездеходы.
Есть в модельном ряду TINGER и колесная машина. Это новинка данной выставки, TINGER TF4. Он относится к категории вездеходов, которые называются каракатами. Это самые распространенные из подобных машин, некоторые напоминают скорее квадроциклы-переростки. В случае с TINGER TF4 покупателям предлагается вполне серьёзный агрегат, с закрытой кабиной и переломчатой конструкцией шасси. Это повышает проходимость машины. Как и все описанные выше вездеходы, машина может передвигаться вплавь.
Следует отметить, что основная масса каракатов делается как довольно простые и бюджетные машины. Один из подобных примеров — вездеход «Медведь» родом из Вологды (да, здесь находится немало производителей вездеходов). Эта модель заметно проще, чем TINGER TF4, зато и ценник в 2 раза ниже. В данном случае предлагается не дорогая игрушка, как это бывает с теми же «Шерпами», а рабочая лошадка, тоже «переломка». Как раз подобные машины нередко берут волонтеры.
Аналогичная разработка, также из Вологды — катакат «Добытчик». Он еще более простой и бюджетный, потому и выглядит немного примитивно. На самом деле тут внешний вид — дело второе. Максимально дешевый аппарат создан для самой суровой эксплуатации. При этом машина обладает впечатляющей проходимостью. Одним словом, аппарат для тех, кто ищет чего-то дешевого и сердитого.
Более распространенными оказались аппараты, больше похожие на «раскормленные» квадроциклы. Один из них, «Рысь-Квадро», прибыл из Томска. Надо сказать, что эта машина более солидная, чем ее одноклассники. На выставке ее показывали без установленного верха. С ним она выглядит куда более внушительно. Да и масса в 2 тонны намекает, что аппарат — сковсем не «квадрик». Внутри помещаются 4 человека, есть двери, в общем, всё по-серьёзному.
Более привычными вездеходами подобного класса являются новосибирские «Соколы». Сам производитель называет машину квадроциклом, но не стоит обольщаться — это очень солидный аппарат. Масса под 800 килограмм, мотор объемом 1,5 литра, есть и модели, которые весят под тонну. У «Сокола» собрался довольно широкий модельный ряд, есть что выбрать.
Такие машины не обязательно выглядят как квадроциклы, что можно наблюдать в случае с еще одной новинкой из Вологды. FORESTER-1370 напоминает помесь караката и «Шерпа», то есть он бортоповодной, но в габаритах караката. Руля у него нет, да и заходит в него водитель, как в «Шерпа». Машина тихоходная, но она и предназначена для тех мест, где главное не скорость, а проходимость. Естественно, FORESTER-1370 плавает.
Весьма интересен и самый маленький каракат на выставке — «Литл». Он также из Вологды, название полностью соответствует его габаритам. Длина машины всего 2,5 метра, а снаряженная масса чуть больше 400 килограмм. 12-сильный мотор находится под сиденьем водителя. Машина хорошо подойдет как альтернатива квадроциклу, она медленнее его, зато по проходимости заметно превосходит. Еще и тащит на себе 200 кг, сохраняя плавучесть.
Единственный более-менее олдтаймер этой выставки, совершенно внезапно, оказался в экспозиции Музея Гаража Особого Назначения. Им стал полноприводной ГАЗ 24-95, данная машина принадлежала Леониду Ильичу Брежневу. Также не мог не отметить, что без беспилотников дело не обошлось. На стенде компании «Гибридная Техника» из Чебоксар ездил весьма любопытный гусеничный аппарат. Это скорее демонстратор технологий: «Гибридная Техника» занимается инжинирингом, разрабатывая различное промышленное оборудование. Привлечь к себе таким образом внимание — весьма правильный подход.
Это не все вездеходы, которые в нынешнем году были показаны на «Поехали!». Одно можно сказать — было, на что посмотреть. Причем нынешний модельный ряд заметно отличался от прошлогоднего. Новинок оказалось приличное количество и, как можно заметить, у вездеходов своя атмосфера. Не сильно удивлюсь, если в начале декабря 2024 года новинок также будет приличное количество.
источник: https://dzen.ru/a/ZW887Jw2Ux2XYqUI