Юрий Пашолок. Вынужденная пара немецких средних танков
Почему «Пантера» так и не смогла полностью заменить Pz.Kpwf.IV, и почему немцы так и просидели всю войну с двумя средними танками.
Содержание:
Немецкое танкостроение в годы Второй мировой войны находилось на лидирующих позициях. По итогам войны оно заняло второе место, при этом по ряду позиций немцы оказались в лидерах. Например, среди средних танков наилучшим, с точки зрения суммы характеристик, оказался Pz.Kpfw.Panther. Если Т-34 и Medium Tank M4 имели преимущества по массовости и возможностям модернизации, то «Пантера» получилась потенциально лучшей по броневой защите, вооружению, да и с подвижностью у этого танка было всё неплохо. Именно этот танк должен был стать основным в немецкой армии, и даже это отчасти удалось. Во второй половине 1944 года «Пантера» стала самым массовым немецким танком из тех, что находились на фронте, ее выпускало три завода, причем в пиковые месяцы (летом 1944 года) ежемесячно производилось больше 350 таких машин. С «Пантерой» были связаны и перспективы немецкой танковой промышленности. Ко второй половине 1945 года предполагалось оставить в производстве только этот средний танк, а также машины на данной базе. Кроме того, предполагалось и далее развивать данную машину. Типовым танком должна была стать версия Pz.Kpfw.Panther Ausf.F с башней, имевшей более надежную броневую защиту лобовой части.
Вместе с тем, существует заблуждение о том, что появление «Пантеры» привело к полному прекращению, либо резкому сокращению выпуска других средних танков. После чего данный танк быстро стал у немцев основным. В реальности же на время, когда пришелся пик выпуска Pz.Kpfw.Panther, пришелся пик производства другого среднего танка — Pz.Kpfw.IV. Причем разница по выпуску оказалась не столь и существенной, даже при том, что с лета 1944 года производство данных машин производился силами всего одного завода — Nibelungwerke. Про средние САУ и говорить не приходится: по объему выпуска боевых машин на базе Pz.Kpfw.IV больше оказалось только производство StuG 40/StuH 42. И это при том, что шасси Pz.Kpfw.IV официально считали не перспективным еще с начала 1944 года. Подобные факты кажутся парадоксальными, но только на первый взгляд. Имелась целая масса причин, почему Pz.Kpfw.IV, чей выпуск начался еще в ноябре 1937 года, продержался так долго. Как и то, почему в принципе у немцев всю войну продолжался выпуск сразу двух типов танков. Об этом и поговорим в традиционно большом пятничном материале.
Книпкампу вопреки
Для начала стоит пояснить, почему так получилось, что у немецкой армии осенью 1939 года образовалось сразу два средних танка. В этом плане немцы были не одиноки, правда, причины оказались разными. У англичан в начале 1940 года в серии было сразу три средних танка, но это было связано с тем, что они изначально относились к разным типам. Потом были пары Crusader/Covenanter, а также Centaur/Cromwell, но и там причины выглядели иными. Танки фактически были одного типа, но с разными шасси (а зачастую и просто с разными моторами). Иными причинами объяснялось и наличие двух типов средних танков у французов. Char D2 был для пехоты, а SOMUA S 35 — для кавалерии, и вообще официально это «боевой бронеавтомобиль». А вот немцы пришли к подобной ситуации несколько неожиданно даже для себя. Причем отчасти под влиянием английской танкостроительной школы.
Первоначально предполагалось, что у Рейхсвера будет 2 танка — средний Großtraktor (боевая масса 16 тонн, 75-мм короткоствольная пушка, скорость около 40 км/ч, возможность плавать) и легкий Kleinetraktor (экипаж 2 человека, 37-мм пушка, скорость 40 км/ч), быстро превратившийся в Leichttraktor. Боевая масса последнего выросла сначала до 6 тонн, а по факту до 8, экипаж составил 4 человека (на самом деле 5, но башня оказалась слишком тесной для троих). Обе машины оказались неудачными, посему из Großtraktor позже вырос средний танк Nb.Fz. Изначальная спецификация предусматривала боевую массу 18 тонн, но по факту получилось 23, при этом попытка сделать собственный аналог Medium Tank Mk.III оказалась не особо удачной. Следует отметить, что всё это время «большие» танки считались основными, но каждый раз дело шло как-то не так. В результате к середине 30-х годов ситуация выглядела следующим образом. «Базовым» стал второй по счету Kleinetraktor, который превратился в La.S., легкий танк сопровождения пехоты. Вообще изначально там экипаж должен был состоять из 3 человек, а вооружение из 20-мм автоматической пушки, но «не получилось». Поэтому La.S., он же Pz.Kpfw.I, имел экипаж из 2 человек и вооружение из спарки пулеметов MG 13. Поняв, что чего-то пошло не так, 6-й отдел Департамента Вооружений заказал еще один легкий танк — La.S.100. По итогам лучшей оказалась конструкция MAN, так появился Pz.Kpfw.II. В результате у немцев образовалось два легких танка, побольше и поменьше.
Не менее анекдотично выглядела ситуация и со средними танками. Leichttraktor эволюционировал в Z.W. (Zugführerwagen, то есть машина командира взвода), средний танк 10-тонной весовой категории, который, впрочем, быстро дошел до 12 тонн, а опытные образцы уже оказались 15-тонными. Что же касается Nb.Fz., то его судьба окончательно решилась еще в феврале 1935 года. Rheinmetall-Borsig, создатель машины, получил контракт на выпуск verbesserten Nb.Fz., то есть «улучшенной» версии танка, а по сути новой машины. Спецификация была та же, что у Nb.Fz., то есть 17-18 тонн боевой массы, но пушка теперь только одна — короткоствольная, калибра 75 мм. По большому счету, эта система была близка к противотанковым возможностям 3,7 cm KwK, разница по пробитию оказалась не столь и велика. Вот только теперь танк был уже не «основным». Роль главного среднего танка отводилась Z.W., а вот то, чем должен стать verbesserten Nb.Fz., понятно из его нового индекса, который появился еще осенью 1934 года — B.W. (Begleitwagen, то есть танк поддержки). По сути машина превратилась в «артиллерийский танк», таковые у англичан были еще в 20-е годы, а с начала 30-х годов похожее пытались делать и в Советском Союзе. Только и в Англии, и в СССР такие танки делались на базе «основных» машин, а у немцев получалось два разных танка, которые вскоре оказались очень близки друг к другу.
Далее ситуация вокруг «нишевой» машины становилась всё более странной. Контракт на постройку башни для B.W. выиграл Krupp, но дальше оружейный гигант из Эссена смог убедить верхи в том, что может построить и танк целиком. При этом Krupp смог удивить. Построенный им танк оказался единственным, который вписался в изначальную спецификацию по массе. Дальше выяснилось, что машина явно превосходит конкурента от Rheinmetall, что стало причиной подписания в декабре 1936 года контракта на выпуск 35 танков, которые получили обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A. Спустя год Grusonwerk сдал первые танки, при этом заключили контракт на выпуск еще 42 танков второй серии. На этом выпуск Pz.Kpfw.IV мог и прекратиться: 1 июня 1937 года на Krupp пришло письмо от Генриха Книпкампа, который отвечал в 6-м отделе Департамента Вооружений за разработку танковых шасси. Как раз в это время пошли работы по Z.W.38, новой версии танка, который получил обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.E. У Z.W. поначалу дела обстояли плохо: первые версии танка (Pz.Kpfw.III Ausf.A-D) выпускались пробными сериями, при этом имелись большие проблемы с ходовой частью. Что же касается Z.W.38, то он отвечал идее Книпкампа о «скоростном» танке. Ожидалась скорость в 70 км/ч, при этом машина имела принципиально иную ходовую часть с торсионной подвеской, которую разработали на Porsche K.G. Так вот, предполагалось, что шасси Z.W.38 станет единым и для Z.W., и для B.W.
Идея разумная, ибо два почти одинаковых танка было ненормальной ситуацией, но на ее пути встали большие проблемы. Выражение «хочешь посмешить бога — расскажи ему о своих планах» появилось не на пустом месте. Вот и с Z.W.38 получилось именно так. Разработка затягивалась, а сам Krupp стал бодаться с 6-м отделом Департамента вооружений еще летом 1937 года. На его стороне оказалось Управление Вооружений, где не дураки сидели, и видели, что у Krupp подходящий танк есть, а вот у Daimler-Benz — нет. Поэтому там еще 27 июня 1937 года дали понять — 2.Serie/B.W. будет не последним заказом. В октябре 1937 года был заключен контракт на 140 танков 3.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.C. При этом Grusonwerk стабильно сдавала танки, которые не вызывали, в отличие от ранних Pz.Kpfw.III, приступы головной боли. Это оказались вполне удачные машины, причем к октябрю 1938 года были сданы все танки первых двух модификаций. А вот у Z.W.38 дела шли плохо. Машина вышла на испытания только весной 1938 года. И машина сразу «не поехала», пришлось вносить ряд изменений. И вот тут Krupp нанес удар. В начале мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, задал ряд неудобных вопросов насчет перспектив выпуска «единого» танка. В результате на время идею о «едином» танке пришлось забыть. В июле 1938 года Krupp получил контракт на выпуск еще 200 танков, уже 4-й серии (Pz.Kpfw.IV Ausf.D), а в это время продолжались мучения с Z.W.38. Только в конце года удалось запустить данный танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.E, в серию, причем 6-й отдел Департамента Вооружений сорвал план по выпуску «основного» танка. К концу 1940 года ожидалось, что немецкая армия получит 2995 танков семейства Pz.Kpfw.III, а по факту за весь 1939 год удалось сдать 286 таких машин. А к началу Второй мировой войны всех Pz.Kpfw.III в войсках было 98 штук, из них 87 в действующих частях. Для понимания, «нишевых» Pz.Kpfw.IV за тот же 1939 год сдали 147 штук, а на 1 сентября 1939 года их было 211 штук, из них 197 в войсках. У нас за меньшее, в лучшем случае, отправляли валить лес, Книпкампу же это вообще никак не аукнулось. Ну да, появилась Танковая комиссия во главе с Фердинандом Порше, дальше-то что? Как он был главным по шасси, так и остался.
На то, чтобы привести Pz.Kpfw.III в чувство, понадобился год. Никаких 2995 танков данного типа до конца года не появилось, но хотя бы 862 штуки за 1940 год сдали. Объем выпуска Pz.Kpfw.IV был невелик — 290 штук за 1940 год. Но и мега-заказов не поступало, машина-то нишевая. То, что именно этот танк называли лучшим в войсках, как-то внимания не обращали. Надо сказать, что и за рубежом больше смотрели именно на Pz.Kpfw.III, а «четверка» обычно считалась второстепенной машиной. Например, в Советском Союзе ходовые испытания трофейных Pz.Kpfw.IV не проводили. А на самом деле это всё еще была «тёмная лошадка». До определенного момента как-то не обращалось внимания, что улучшения шасси, по мере роста массы, производились в минимальном объеме. Особенно это было видно на фоне метаморфоз шасси Pz.Kpfw.III. Всё внимание было сосредоточено на «приме» Книпкампа. Параллельно были запущены программы по потенциальным сменщикам Pz.Kpfw.III (серия VK 20), причем и там Книпкамп успел помахать шашкой. Особенно досталось Krupp, где с 15 сентября 1939 года работали над потенциальным сменщиком Pz.Kpfw.IV. B.W.40 должен был иметь 6 опорных катков увеличенного (до 630 мм) диаметра, со всё той же блокированной подвеской. Проект зарубили 16 мая 1940 года, а далее недвусмысленно подразумевалось, что B.W. похоронят уже во второй раз. По итогам из всех потенциальных сменщиков до стадии построенных машин дошел только VK 20.01 (D), причем выполненный Daimler-Benz по принципу «вертели мы мнение Книпкампа на флагштоке». Это означало дизельный мотор и рессорную подвеску.
Осознание всей глубины глубин произошло только в конце 1941-начале 1942 года. Во-первых, в конце декабря 1941 года от перспективных танков 20-тонного класса отказались, а планка выросла до 30 тонн (на самом деле нет, это только 30-тонный класс, а реально в ТЗ значилось 35 тонн). Во-вторых, попытка создания Pz.Kpfw.III Ausf.K, который получал башню Pz.Kpfw.IV и 75-мм пушку KwK 40 L/43, потерпела неудачу. Выяснилось, что пределы нагрузки шасси достигнуты, а в случае с Pz.Kpfw.III Ausf.K превышены. На этом историю Pz.Kpfw.III можно было смело закрывать. А вот Pz.Kpfw.IV вполне спокойно данное орудие на борт брал. Сложилась поистине дурацкая ситуация. Машина, которую столько лет пытались «утопить», становилась палочкой-выручалочкой. Правда, при этом поначалу считалось, что VK 30.01/VK 30.02 появится быстро, а пока можно обойтись и Pz.Kpfw.III. Поэтому резкий скачок объемов выпуска Pz.Kpfw.IV случился только в конце 1942 года. В ноябре сдали 113 машин, в декабре 155, а дальше объем выпуска только рос вверх. Еще одним моментом было то, что к осени 1942 года и резервы по модернизации Pz.Kpfw.IV подошли к концу. Поэтому лоб корпуса и подбашенной коробки усилили до 80 мм, а лоб башни так и остался толщиной 50 мм. Так что новый, 1943 год, немецкая танковая промышленность встречала с тремя средними танками. Это с Pz.Kpfw.III, который доживал свои дни на конвейере, а также Pz.Kpfw.IV, который становился «примой», но при этом у него тоже закончился ресурс для развития. Третьим был Pz.Kpfw.Panhter, который вроде как создавался главным средним танком, но этот статус еще следовало заслужить на конвейере.
Недобор и перебор
В январе 1943 года на заводе MAN были сданы первые 4 Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. Как уже говорилось выше, на момент создания данная машина являлась лучшим средним танком. По подвижности «Пантера» не уступала Т-34, заметно превосходя ее и по вооружению, и по броневой защите в лобовой проекции. Не менее важным моментом было то, что танк получился весьма технологичным. Для сравнения, стоимость Pz.Kpfw.IV Ausf.G без вооружения составляла 103462 рейхсмарок, а Pz.Kpfw.Panther — 117100 рейхсмарок. Это при том, что «Пантеры» было гораздо больше. Эта технологичность позволила позднее довести выпуск данных танков до более чем 300 машин (с апреля 1944 года) в месяц. Казалось бы, что при такой ситуации «Пантера» должна была быстро «съесть» Pz.Kpfw.IV, поскольку оба танка занимали, по сути, одну нишу. Это уже не был «основной средний» и «танк поддержки», а два «основных средних» танка, причем второй уступал первом по всем позициям. Но реальность оказалась обратной. За 1943 год было сдано 1777 Pz.Kpfw.Panther, а также 3072 Pz.Kpfw.IV. Поэтому когда кто-то начинает рассказывать, что «Пантера» заменила в войсках другие немецкие средние танки, откуда-то начинают доноситься ехидные звуки на немецком.
Внезапной эта ситуация кажется только со стороны. Для начала, давайте внимательно посмотрим на Pz.Kpfw.Panther. То, что танк получился выдающимся, никто не спорит. Другой вопрос, что же получилось у немцев. Итак, изначальная спецификация подразумевала боевую машину массой 35 тонн, при этом удельная мощность должна была составить 20 л.с. на тонну, а скорость — около 60 км/ч. То есть герр Книпкамп с «гоночными» танками не успокоился. 700-сильный мотор имелся — Maybach HL 230, с ним ковырялись с 1937 года. Так вот, высота этого двигателя составляла 1185 мм (для сравнения, высота мотора В-2 составляла 1072 мм, а Maybach HL 120 — 808 мм. Еще некоторую высоту занимали внутри торсионные валы. В итоге высота корпуса VK 30.02 (M) составляла 1377 мм, это не считая 500 мм клиренса. Кроме того, башня была сдвинута ближе к центру тяжести. Для понимания, общая высота корпуса Т-34 составляла 1279 мм, а высота по крышу боевого отделения — 1154 мм. У проигравшего конкурс VK 30.01 (D), кстати говоря, корпус ничуть не ниже Pz.Kpfw.Panther. Так вот, с самого начала оба немецких танка имели массу явно большую, нежели официальные 35 тонн. А далее появилось пожелание увеличить толщину лобовой брони с 60 до 80 мм. В итоге мы не знаем, сколько реально весил Pz.Kpfw.Panher V2, но серийный танк получился массой 45 тонн. А ходовую часть, на всякий случай, делали с расчетом на 35.
Результатом всех этих действия стало то, что «Пантера» изначально не имела запаса по развитию от слова совсем. Больше того, начало ее эксплуатации превратилось в серию былинных отказов. Самый эпичный их них случился на демонстрации 21 февраля 1943 года, когда из 13 машин, принимавших в ней участие, 6 сломалось. С февраля по апрель 1943 года заводы занимались тем, что «допиливали» танк. Фактически машины сдали в мае 1943 года (сразу аж 324 штуки), при этом на Курскую дугу уехало 200 машин. Ну а там и вовсе случился караван удивительных историй. Особенно показательным был вечер 7 июля 1943 года, когда в 10-й танковой бригаде числилось всего 7 машин в рабочем состоянии. В дальнейшем боевая численность «Пантер» (то есть работоспособных танков) колебалась в пределах 25–45 машин. По итогам заказ на 1000 Pz.Kpfw.Panher Ausf.D сократили до 850, а с июля 1943 года начался выпуск Pz.Kpfw.Panther Ausf.A.
Проблем у «Пантеры» хватало с лихвой. Это и опорные катки, которые нередко выходили из строя, и бортовые передачи, но самой большой головной болью был мотор Maybach HL 230. Этот двигатель имел батарею из четырех карбюраторов Solex, с их работой ковырялись всю войну, до конца так и не решив задачу. Собственно говоря, неспроста на мотор Maybach HL 234 предполагалось ставить непосредственный впрыск топлива. Прежде всего это решение предполагало повышение надежности мотора, а лишние лошадиные силы шли как приятный бонус. К концу 1943 года надежность «Пантеры» повысили, она стала проходить 1000 километров, но ряд «болячек» так и осталась на месте. Даже оставляя за бортом различные подробности вроде неважного обзора по сторонам, получается не самая приятная картина.
На этом фоне не стоит удивляться, что производство Pz.Kpfw.IV только подскочило. В марте 1943 года сдали 205 танков, в мае 272, а под конец года удалось пробить отметку 300 машин в месяц. При этом танк минимум два раза пытались заменить на что-то получше. В июне 1943 году Гудериан, на тот момент генерал-инспектор танковых войск, инициировал разработку Mehrweckpnzer. По сути это было попыткой заменить шасси B.W. на что-то более новое, с более мощным мотором и, что более важно, модернизированной ходовой частью. Но в октябре 1943 года работу остановили. Потом был Pz.Kpfw.III/IV, что-то попроще и подешевле, тоже с модернизацией ходовой части. При этом у танка даже не было кругового вращения башни (горизонтальный угол обстрела ограничили 270 градусами). По итогам и этот проект, родившийся 4 января 1944 года, умер в июле того же года. Таким же прожектерством оказалось и предложение Krupp от ноября 1944 года. Там предлагали поставить на шасси Pz.Kpfw.IV новую башню с орудием 7,5 cm KwK 42 L/70. Вот только еще в конце 1942 года похожую идею забраковали по причине отсутствия резервов у шасси.
Вообще ситуация вокруг возможной модернизации Pz.Kpfw.IV ничего, кроме удивления, не вызывает. У Krupp была возможность модернизации ходовой части еще с учетом наработок по B.W.40, но сначала от этого отмахивались, думая, что скоро машину и так заменят. А когда «петух клюнул», выяснилось, что на такое уже времени нет, поскольку выпуск танка взвинтили. Как раз по этой причине зарубили 9.Serie/B.W. в исходном виде. Между тем, возможности переделки ходовой части были, причем без существенных изменений по «ванне». За счет блокированной подвески и особенностей крепления тех же ленивцев и ведущих колес, варианты модернизации на уровне Medium Tank M4 с подвеской HVSS, у немцев имелись. Весь юмор ситуации в том, что американцы озаботились подобными вещами где-то весной 1942 года, и по итогам получили оптимальную модернизацию. А немцы почему-то не смогли. При том, что проблема была очевидна еще в первой половине 1942 года. А дальше немцы уперлись в то, что танк дальше нагружать не получится. В итоге с лета 1944 года Pz.Kpfw.IV превратились в мальчиков для битья. Как раз с этого момента в бой массово пошли Medium Tank M4 с 76-мм орудиями M1, а также Т-34-85. Такую же модернизацию немцы сделать уже не могли. А перенастроить Nibelungenwerk (единственный производитель Pz.Kpfw.IV с июня 1944 года) на «Пантеры» так и не решились, хотя и собирались несколько раз. Австрийцы выпускали «четверки» как горячие пирожки, это позволяло хоть как-то затыкать дыры в частях, которые теряли танков больше, чем их выпускали.
Собственно, даже немецкие планы на 1945 год выглядят немного смешно и наивно. Как были у них Pz.Kpfw.IV, так они бы и остались в серии. Даже в сильно «порезанном» виде (без мотора поворота башни) этот танк оставался вполне неплохой рабочей лошадкой. Причем служба Pz.Kpfw.IV продолжилась и после войны. А вот у «Пантеры» как-то не сложилось. Причем пробная эксплуатация данных танков в английской армии закончилась громкими криками по поводу надежности и других качеств. Можно даже сказать, что немцы совершили концептуальную ошибку. Как показала война, оптимальный танк Второй мировой имел боевую массу 30-35 тонн, мотор мощностью примерно 500 лошадиных сил и скорость около 50 км/ч. А у немцев получился либо танк, для которого масса 25 тонн была предельной, либо сарай массой 45 тонн, не имеющий возможностей для развития. Немцы, кстати говоря, могут не сильно расстраиваться, американцы в конце войны тоже промахнулись. Heavy Tank T26E3 тоже не имел резервов для развития, а его надежность оказалась не особо лучше «Пантеры». Во время войны боеспособность этих танков поддерживалась ремонтными бригадами, а вот в Корее всё тайное стало явным. Причем с вооружения «Першинги» сняли одновременно с Medium Tank M4, которых они должны были сменить, но так и не сменили. Причем M4A3E8 в Корее оказались рабочими лошадками американской армии. Аналогия с Pz.Kpfw.IV прямее некуда, только американцы оказались умнее и свои «рабочие лошадки» успешно модернизировали.
Источники
- US NARA
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
- U.S. Signal Corps
- Panzer Tracts No.5-1 Panzerkampfwagen «Panther» Ausfuehrung D with Versuchs-Serie Panther, Fgst.Nr.V2, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2003
- Panzer Tracts No. 20–1 — Paper Panzers — Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz and Jagdpanzer, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Germanys Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1995