Юрий Пашолок. Вторая попытка унификации двух кошек

15

Юрий Пашолок. Вторая попытка унификации двух кошек

История немецкого среднего танка Pz.Kpfw.Panther II, попытки унификации Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B

То, каким образом развивалась немецкая бронетанковая техника, порой понять сложно. Знаменитое «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», у немцев сплошь и рядом. При этом хорошо наблюдаются шаблонные технические решения, которые сначала обкатывались на одном шасси, а потом транслировали на другое. Получалось далеко не всегда, но общая тенденция видна хорошо. Кроме того, со второй половины 30-х годов наблюдались попытки унификации разных танков. Они также получались далеко не всегда. Порой эти самые попытки выглядели слегка так странно.

Panther II в ходе приведения в порядок,так он выглядит и сейчас

Panther II в ходе приведения в порядок,так он выглядит и сейчас

Среди любителей немецкой бронетанковой техники одной из популярных тем является семейство перспективных шасси серии E. Среди них особо выделяются средний танк E-50 и тяжелый танк E-75, которые отличались высокой степенью унификации. Правда жизни в том, что это не первая такая попытка. Впервые унифицировать тяжелый и средний танк пытались еще в 1942 году, в ходе разработки Pz.Kpfw.Panther и VK 45.02(H). Тогда для танков унифицировали мотор (с небольшими отличиями). Второй попыткой стал Pz.Kpfw.Panther II, чья унификация с более тяжелым собратом оказалась еще больше.

А таким он был на момент захвата американскими войсками

А таким он был на момент захвата американскими войсками

Сама по себе история Pz.Kpfw.Panther местами поражает своей незамутненностью. Такое ощущение, что на MAN вообще не считали массу своего детища. По состоянию на 22 января 1943 года, когда появился проект Panther 2, там наивно полагали, что боевая масса Pz.Kpfw.Panther составляет 40 тонн. Хотя в реальности получилось на 5 тонн тяжелее. Предполагая, что у шасси всё еще есть резервы, инженеры MAN посчитали исходный проект Panther 2 простым увеличением толщины брони. Лоб корпуса усиливали до 100 мм, а борта — до 60 мм. При этом боевая масса возрастала до 47 тонн. Казалось бы, что могло пойти не так.

Башни, как можно заметить, у него не было

Башни, как можно заметить, у него не было

Тревогу забили в начале февраля 1943 года. Выяснилось, что подобное увеличение толщины брони не пройдет для шасси бесследно, поэтому требовалась существенная переработка его компонентов. 10 февраля прошло техническое совещание, на котором выяснилось, что масса Panther 2 превышает 50 тонн. Решением проблемы посчитали использование ряда компонентов перспективного тяжелого танка VK 45.03. С него предполагалось брать компоненты трансмиссии. Также предполагалось дорабатывать подвеску и башню. И это стало только началом работ по унификации.

Проект установки в башне спаренного пулемета MG 42

Проект установки в башне спаренного пулемета MG 42

Гораздо больше изменений, связанных с унификацией, произошло в ходе совещаний, проходивших в период с 17 по 19 февраля 1943 года. Tiger III, как теперь именовали VK 45.03, унифицировали с Panther 2 по элементам трансмиссии, двигателю, системе охлаждения. Единым становился опорный каток с внутренней амортизацией, а транспортные гусеничные ленты Tiger III шириной 660 мм являлись штатными лентами Panther 2. Кроме того, с 18 февраля началось обсуждение новой башни. Так началась история башни, известной как Schmallturm. Впрочем, поначалу больше разговоров шло с точки зрения обсуждения общей концепции. Например, спаренным пулеметом становился MG 42.

На Аберднском полигоне, первая башня из двух

На Аберднском полигоне, первая башня из двух

Результатом изменений стало то, что боевая масса танка выросла до 53 тонн. При этом он всё еще оставался средним с точки зрения боевых задач. То есть шел на замену Pz.Kpfw.III. Поначалу немецкое командование испытывало оптимизм по поводу нового танка. Еще в ходе обсуждения исходного проекта Panther 2, датированного 22 января 1943 года, предполагалось, что первые серийные танки будут изготовлены в сентябре того же года. Впрочем, уже чуть позже появились первые сомнения в запуске серийного производства «как есть». Тем не менее, предполагалось, что некоторые производители запустят выпуск Panther 2 без производства Pz.Kpfw.Panther.

Так машина простояла довольно долгое время

Так машина простояла довольно долгое время

Аналогичный настрой наблюдался, в отношении Panther 2, и в марте-апреле 1943 года. 5 апреля танк переименовали в Pz.Kpfw.Panther II. Между тем, Tiger III, который в марте 1943 года переименовали в Tiger II, оставался таким же «бумажным». А Pz.Kpfw.Panther Ausf.D, который производился в то же время, страдал от массы дефектов. Достаточно сказать, что танки выпуска января-апреля 1943 года по факту сдали в мае, причем они всё еще страдали от дефектов. На этом фоне начался постепенный сдвиг начала выпуска Pz.Kpfw.Panther II. Теперь первые танки данной версии должны были сдавать с января 1944 года, а опытный образец MAN сдавал в середине августа 1943 года.

В ходе реставрации

В ходе реставрации

Результатом стало то, что 4 мая 1943 года был сделан неутешительный вывод. В ближайшую перспективу серийного производства Pz.Kpfw.Panther II ждать не следовало. Для начала предполагалось повысить надежность Pz.Kpfw.Panther и нарастить объемы выпуска, и уже потом думать на перспективу. Окончательно Pz.Kpfw.Panther II похоронили 3 июня 1943 года. Надо сказать, что полностью проект не прошел впустую для программы Pz.Kpfw.Panther. Характерная форма бортов далее использовалась для Pz.Kpfw.Panther Ausf.G, а также на Jagdpanther. Использовались наработки по опорным каткам с внутренней амортизацией и «узкая» башня.

В ходе нее танк стал ходовым

В ходе нее танк стал ходовым

По первоначальному плану, MAN должен был изготовить два шасси Pz.Kpfw.Panther II, но в реальности построили только один образец. Как и первое опытное шасси VK 30.02 (MAN), данная машина не имела башни, только массогабаритный макет. Иногда для нее рисуют эскизный проект «узкой» башни. При этом более-менее реальный проект башни Pz.Kpfw.Panther II появился уже после закрытия программы его разработки — в ноябре 1943 года. Самый смех всей этой истории заключается в том, что немецких военных она ничему не научила. В 1944 году появилась уже упомянутая программа E-50/E-75, с еще более сомнительными итогами.

Даже немного "повоевал"

Даже немного «повоевал»

Опытное шасси Pz.Kpfw.Panther II к концу войны было захвачено американскими войсками. Как образец, представляющий интерес для изучения, танк отправили в США. После тестов на Абердинском полигоне, шасси на некоторое время уехало в Детройт, а далее снова вернулось на полигон. Было решено установить на шасси башню, ее взяли с Pz.Kpfw.Panther Ausf.G (шасси 121447). В таком виде машина простояла несколько десятилетий, потихоньку подгнивая под открытым небом.

Нанесение грунтовки

Нанесение грунтовки

В дальнейшем танк передали в Форт-Нокс, где находился Музей Паттона. Здесь у танков судьба была более счастливая, по крайней мере, находились они, по большей части, внутри помещений. Было решено поставить танк на ход, для чего машину направили в Смитсоновский институт. Здесь машина провела три года, где-то в этот момент на ней прописалась уже вторая по счету башня — от Pz.Kpfw.Panther Ausf.G с номером шасси 121455. Башни очень похожие, с «бородой» на подвижной бронировке орудийной маски. Она понадобилась по той причине, что часто рикошетирующие снаряды поражали «Пантеры» в крышу отделения управления. Также с танка исчезли боковые крылышки, на которых крепились бортовые экраны.

Базовый цвет

Базовый цвет

К началу 80-х годов машина оказалась в Музее Паттона, на это время пришелся самый бурный период ее карьеры. Танк получил башенный номер 210 и камуфляж, в таком виде он даже «повоевал». Правда, на военно-исторических реконструкциях. В дальнейшем машина снова стала недвижимостью, камуфляж убрали, а на лобовом листе появился номер шасси 120417. В таком виде танк танк простоял в Музее Паттона до 2010-х годов. А затем случился переезд в Форт-Беннинг.

Перед отправкой в Форт-Беннинг

Перед отправкой в Форт-Беннинг

На новую площадку машина поехала в результате укрупнения американских военных учебных частей. Из столицы танковой кавалерии учебку Форт-Нокс перевели в Форт-Беннинг, который является родиной американских танковых частей по пехотной линии. К счастью, руководству Музея Паттона удалось добиться постройки навеса, затем он превратился в ангар для хранения и реставрации экспонатов. В результате второго Абердина не случилось. При этом Pz.Kpfw.Panther II прошел еще один этап реставрации, на сей раз косметической.

Далее машина заняла место в музее

Далее машина заняла место в музее

Ныне единственный опытный образец Pz.Kpfw.Panther II является частью коллекции Национального Музея Танков и Кавалерии, Форт-Беннинг. Музей ведомственный, так что туда попасть можно со скрипом. С другой стороны, машины получили крышу над головой, плюс их обновили. Главное, что можно увидеть массу уникальных экспонатов. Включая попытку унификации тяжелого и среднего танка, бессмысленную и беспощадную. Моделисты и адепты Panzer-46, конечно, Pz.Kpfw.Panther II любят, но это скорее любовь к цирковым уродцам. По факту у этой машины не было будущего.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.5-4: Panzerkampfwagen Panther II & Ausführung F, Thomas Jentz, Hilasry L. Doyle, 2006
      2. US NARA
      3. Bundesarchiv
      4. Panzer Fakten
      5. National Armor & Cavalry Museum

источник: https://dzen.ru/a/Zjc6hzHqzjpZxWvb

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account