Юрий Пашолок. Временно полосатый Т-26 из Кубинки

18

Камуфляж для отечественной бронетанковой бронетанковой техники появился еще в годы Гражданской войны. Но по разным причинам он у нас не прижился. В 30-е годы неоднократно предпринимались попытки вернуться к данной теме, но с мертвой точки ситуация изменилась только в конце 30-х годов. Уже к лету 1941 года, наконец, цвета утвердили, как и камуфляж, но война, увы, не дала полноценно внедрить его на советской бронетехнике. В отличие от артиллерии, камуфляж на советских танках встречался редко.

Летом 2008 года наша малярная бригада временно вернулась в танковый музей, что в Кубинке. Причиной возвращения стала необходимость помочь с маркировками на бронетанковую технику, предназначенную для Международной Выставки Сухопутных Вооружений. Среди экспонатов, которые туда шли, был и Т-26 с конической башней. По нашей инициативе, которую поддержало руководство музея, танк получил трехцветный камуфляж, который использовался летом 1941 года.

Идея нанесения камуфляжа появилась не на пустом месте. Андрей Карпов, выступивший от «маляров» с инициативой, исходил из сугубо практических соображений. Дело в том, что «холст» непростой. Т-26 с конической башней достоин отдельного рассказа, но пару слов сказать стоит. Машина воевавшая, а также пострадавшая от действий самоделкиных в погонах где-то в начале 60-х годов. Поскольку был приказ поставить танк на ход, а время поджимало, был выбран самый простой способ. Родной мотор выкинули, а вместо него воткнули движок от БРДМ.

Чтобы более крупный мотор, стоящий еще и вертикально, влез в моторное отделение, на крыше сделали горб, наверху которого разместили родную крышу. Некоторые историки назвали это экспериментальной версией Т-26. Ну да, специальная версия, Т-26КС, «кубинские самоделкины». Грустный смех происходящего состоит в том, что работу самоделкины до конца довести не смогли. Танк стал ходовым 40 лет спустя, когда им занялся Вадим Елистратов. Некоторое время был одним из самых ездящих экспонатов в Кубинке.

На МВСВ-2008 танк также направлялся по той причине, что находился в ходовом состоянии. Что же касается идеи с камуфляжем, то всё просто. Таким образом уродливый горб на корме был виден не так сильно. Тем более что выбранная камуфляжная схема отличалась специфичностью. Какой именно части она принадлежала, вопрос пока открытый. Одна из гипотез — 18-я танковая дивизия 7-го механизированного корпуса, контрудар в районе Лепель-Сенно. Гипотеза не лишена оснований, поскольку 7-й МК приехал из МВО, а там как раз вовсю шло освоение новинок, в том числе и камуфляжа.

Летом 1941 года шли жалобы на то, что камуфляжная краска пошла в войска, но части игнорируют разработанные схемы. Выбранный за прототип вариант нанесения камуфляжа в полной мере показывает обоснованность жалобы. Вместо характерных пятен танк получил полосы, нанесенные желтовато-зеленым цветом 7К, и коричнево-черным цветом 6К. Насколько эти полосы работали, очень большой вопрос. Вряд ли те, кто их наносил, проводил исследования по теме. В дальнейшем «полосатые» танки уже не встречались, а вот камуфляжные, нет-нет, да появлялись.

Поскольку времени до выставки было мало, делали камуфляж в ускоренном режиме. Как только танк вышел с покраски, на нем нанесли темно-коричневые полосы. Вторым заходом нанесли пятна песочного цвета. В то время еще не было точных цветов советского камуфляжа, поэтому делали на глазок. Условно делали и полосы. Дело в том, что на прототипе они явно нанесены кистью, но в режиме «вокзал отходит» для этого понадобилось был 3-4 захода. Мы таким объемом времени не располагали.

Несмотря на то, что времени было совсем немного, получилось очень даже ничего. Самое главное, что идея с камуфляжем сработала. Горб на корме уже был не столь заметен, а танк стал заметно отличаться от остальной экспозиции. Правда, в таком виде Т-26 прожил недолго. Потом он снова стал монотонно-зеленым. Жизнь у него такая.

источник: https://dzen.ru/b/ZdGrWWxL0S64NrPn

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account