Юрий Пашолок. В полушаге от СУ-76М
История СУ-15 (СУ-76), опытной легкой САУ, ставшей непосредственной предшественницей СУ-76М
Содержание:
В отличие от средних и тяжелых САУ, советские легкие самоходные артиллерийские установки развивались относительно удачно. По крайней мере, к началу Великой Отечественной войны уже имелись примеры серийных легких САУ. Также первые серийные советские легкие САУ военного выпуска появились уже осенью 1941 года. Впрочем, сформировался облик советской легкой САУ позже — летом 1942 года. Благодаря совместной работе отдела 22 завода №37 (г. Свердловск) и С.А. Гинзбурга, на тот момент заместителя начальника 2-го отдела НКТП, сложилась концепция легкой штурмовой САУ. Если в других странах использовали готовые шасси легких танков, то у нас решили создавать шасси из агрегатов танков Т-60 и Т-70. Такая концепция оказалась наиболее удачной.
В декабре 1942 года на вооружение Красной Армии была принята легкая самоходная артиллерийская установка СУ-12. В апреле ее переименовали в СУ-76. Сама концепция СУ-12 оказалась удачной, но с моторно-трансмиссионной группой Гинзбург ошибся. Параллельная схема расположения двигателей получилась неудачной, она привела к тому, что СУ-12 имела врожденный дефект с поломками КПП на определенных режимах работы. Ситуация оказалась настолько сложной, что было принято решение о создании доработанной САУ. Так началась история опытной САУ СУ-15, ставшей прямой предшественницей СУ-76М (СУ-15М), самой массовой самоходной артиллерийской установки в истории.
Модернизация с альтернативами
Как правило, отправной точкой создания СУ-76М считается 14 апреля 1943 года. В этот день Молотов подписал постановление ГКО №3184сс «О самоходных установках СУ-76». Согласно ему, к 1 мая 1943 года завод №38 был обязан подготовить две 4-орудийные батареи СУ-76. Первая батарея строилась на шасси Т-70Б, вторая — на шасси СУ-12, но с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б. На самом деле ситуация начала развиваться месяцем раньше. То, что СУ-12 имеет критические недостатки, которые просто так устранить невозможно, стало понятно еще в марте 1943 года. Руководство завода №38, где была создана САУ, а также заводское КБ, высказывались за то, чтобы решать проблему более радикальными методами.
Первое письмо, посвященное вопросу модернизации СУ-12, было датировано 11 марта 1943 года. В нем директор завода №38 К.К. Яковлев, главный инженер Л.Л Терентьев и главный конструктор М.Н. Щукин предлагали установить моторно-трансмиссионную группу Т-70. Их инициативу поддержал И.М. Зальцман, нарком танковой промышленности. 27 марта он направил письмо на имя Молотова, в котором обосновал необходимость переделки СУ-12. Самое интересное другое. Согласно письму, на заводе №38 уже кипела работа над двумя опытными САУ. То есть постановление ГКО №3184сс фактически легализовало работы по данной теме.
Почему самоходных артиллерийских установок оказалось две, можно легко понять по ситуации вокруг СУ-12. Дело в том, что одной из причин поломок оказался перегруз машины. Она получилась тяжелее положенного, кроме того, в марте 1943 года начали устанавливать крышу боевого отделения. Она дополнительно подняла массу. Поэтому возникла идея САУ, здорово напоминавшей проект ИС-10, разработанный осенью 1942 года КБ завода №92. Правда, на заводе №38 создали более разумный проект, который даже реализовали в металле. Машина получила обозначение СУ-38.
Наверху явно решили подстраховаться, поэтому в апреле 1943 года аналогичное задание получил ГАЗ им. Молотова. Там разработали САУ, получившую обозначение СУ-74. Кстати, часто пишут, что СУ-76 была создана Астровым. На самом деле нет: Николай Александрович работал над семейством ГАЗ-74, а САУ из Кирова создавались под руководством Щукина. В исходном виде данная САУ прожила недолго. Уже вскоре появились проекты ГАЗ-74Б и ГАЗ-74Д. Они существенно отличались от изначальной задумки. Правда, реальной конкуренции не получилось. Помимо того, что у самого семейства ГАЗ-74 имелись проблемы, в июне 1943 года ГАЗ разбомбили. Поэтому он очень быстро вышел из борьбы.
Приоритетом, впрочем, была другая машина. Она получила обозначение СУ-15. Согласно заданию, предполагалось, что новая САУ станет всего лишь СУ-12 с мотором и трансмиссией от легкого танка Т-70Б. На самом деле всё оказалось куда сложнее. Быстро выяснилось, что просто так поставить новые агрегаты не получится. Кроме того, уже имелся опыт эксплуатации СУ-12, который выявил дополнительные недостатки. В результате СУ-15 оказалась отчасти другой САУ. Даже установка вооружения несколько отличалась. На СУ-15 избавились от рудиментов в виде обрезков станин. Теперь орудие крепилось на штыре, а не с использованием обрезков лафета. Саму установку немного сместили влево Также изменилась конфигурация рубки, которая сохранила крышу. Для увеличения объема боевого отделения рубку немного расширили влево. Уже по рубке СУ-12 и СУ-15 имели отличия. Проведенные работы улучшили ситуацию с работой расчета боевого отделения, прежде всего это касалось командира и заряжающего.
Еще больше изменений случилось с шасси СУ-15. Общая его конфигурация осталась неизменной, но замена мотора и коробки передач потянули за собой массу других переделок. Как и на Т-70, силовую установку разместили со смещением вправо. Более длинный мотор потребовал изменений системы охлаждения. Внутри боевого отделения (перед местом командира) появился выступ, внутри которого находились радиатор и воздуховод системы охлаждения. Воздухозаборники системы охлаждения, а также выхлопная система, остались только справа. Также с правой стороны остались лючок доступа к главной передаче, а также порт ручной заводки. На освободившемся месте слева от механика-водителя появились топливные баки, их общий объем достиг 412 литров. Соответственно, переделали и надмоторную плиту.
«Уже лучше, но облегчить»
Как уже говорилось выше, постановление ГКО №3184сс несколько отличалось от идеи, которую предполагали изначально. Вместо одного опытного образца строилась батарея из 4 САУ. Одновременно с 4 образцами СУ-15 выпускалось 4 СУ-38, а также 4 СУ-12, на которых внедрялись улучшения конструкции. Ожидалось изготовление и 4 образцов СУ-74, но на ГАЗ им. Молотова ситуация развивалась таким образом, что до изготовления опытной серии для войсковых испытаний не дошло. Не менее интересная ситуация развивалась вокруг СУ-38. Ставка на более короткое шасси, которое получилось бы более легким, оказалась спорной. Помимо того, что длина машины оказалась меньше СУ-15 (а это минус с точки зрения продольной устойчивости), разница в массе была минимальной.
Согласно акту о заводских испытаниях, боевая масса СУ-15 составила 11200 кг. Позже ее пересчитали до 11400 кг. При этом СУ-38, согласно полигонным данным, имела боевую массу 11140 кг. Минимальная разница была связана с тем, что рубку пришлось делать длиннее, а лобовая часть корпуса соответствовала Т-70Б, то есть оказалась толще СУ-15. Для весны 1943 года что 35, что 45 мм являлось уже не противоснарядной броней. Таким образом, общий смысл создания СУ-38 терялся. Тем более что подвижность оказалась равноценной.
Работы над модернизированными СУ-76 шли в высоком темпе. Уже 21 апреля 1943 года на заводские испытания вышла СУ-15 с серийным номером 15-601. Всего их изготовили 4 штуки, в пределах номеров 15-601-15-604. СУ-38 имели номера 38601-38604. Уже на этом этапе СУ-38 стала отставать. В то время, как СУ-15 откатала, в период с 21 по 30 апреля 1943 года, программу заводских испытаний, альтернативная САУ дорабатывалась. Это стало результатом заводских недоработок. Имелись отступления от требований и у СУ-15. Например, броневые листы не закаливались, отсутствовала радиостанция, поставили опытные гусеничные ленты итд. Всё это стало следствием спешки.
Изначально предполагалось, что СУ-15 пройдет 1000 километров, но на первом этапе испытаний хватило 804 километра (из них 629 под наблюдением комиссии). Основная часть пробега проходила в тяжелых дорожных условиях, по грязному проселку, залитому водой. Средняя скорость составила 15,2 км/ч, а температура воды в системе охлаждения — 60-85 градусов Цельсия. при этом комиссия отмечала, что шедший вместе с СУ-15 танк Т-70Б имел более высокий температурный режим. Таким образом, лишний раз можно убедиться, что перегрев СУ-32, который привел к выбору параллельной схемы моторов, был результатом неудачной системы охлаждения. Впрочем, хватало у СУ-15 и различных дефектов (всего 8 штук), в том числе большой износ шестерен бортовых передач. По итогам комиссия потребовала внесли 11 пунктов улучшений в конструкцию САУ.
Так или иначе, но СУ-15 первый этап испытаний выдержала. Далее следовали полигонные испытания, но до них требовалось САУ доработать. Касалось это и остальных машин. По этой причине средний пробег СУ-15 опытной партии за май 1943 года составил всего 50-100 километров. САУ 15-601 успела преодолеть 960 километров. Полигонные испытания проходили в период с 4 по 13 июня на Гороховецком АНИОП. Как и предполагалось ранее, участвовал и в них 4 машины опытной партии. При этом наблюдались различные дефекты. Одним из характерных дефектов стал повышенный износ гусеничной ленты.
По результатам испытаний ГБТУ КА, в ведении которого теперь находились САУ, был сделан ряд выводов. С одной стороны, те дефекты, которые были присущи СУ-12, на СУ-15 не выявлялись. С другой стороны, появились другие дефекты. Их характер однозначно говорил о том, что САУ перегружена. Бороться с этим можно было только одним образом — облегчать конструкцию. Таким образом в июне было принято решение о постройке доработанной версии САУ, получившей индекс СУ-15М. Толщина брони снижалась, также было решено снять крышу боевого отделения и частично разбронировать борта и корму рубки. Всё это давало снижение массы до 10,5 тонн.
На заводе №38 началась лихорадочная работа по переделке СУ-15. Следует отметить, что альтернатива в виде СУ-38 никуда не делать. САУ подверглась еще большей критике, но вопрос боевой массы оставался. Поэтому СУ-38 также отправилась в переделку. Доработанная САУ на шасси Т-70Б получила индекс СУ-16. Так или иначе, но выбор в пользу схемы моторно-трансмиссионной группы признали правильным. Также улучшилась ситуация с боевым отделением. Оставалось сделать последний шаг — выбрать оптимальную конструкцию, которая запускалась в крупную серию.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZH8J7K35Yz0bp31p