19

Юрий Пашолок. В полушаге от СУ-76М

История СУ-15 (СУ-76), опытной легкой САУ, ставшей непосредственной предшественницей СУ-76М

Содержание:

В отличие от средних и тяжелых САУ, советские легкие самоходные артиллерийские установки развивались относительно удачно. По крайней мере, к началу Великой Отечественной войны уже имелись примеры серийных легких САУ. Также первые серийные советские легкие САУ военного выпуска появились уже осенью 1941 года. Впрочем, сформировался облик советской легкой САУ позже — летом 1942 года. Благодаря совместной работе отдела 22 завода №37 (г. Свердловск) и С.А. Гинзбурга, на тот момент заместителя начальника 2-го отдела НКТП, сложилась концепция легкой штурмовой САУ. Если в других странах использовали готовые шасси легких танков, то у нас решили создавать шасси из агрегатов танков Т-60 и Т-70. Такая концепция оказалась наиболее удачной.

Первый образец СУ-15, июнь 1943 года

Первый образец СУ-15, июнь 1943 года

В декабре 1942 года на вооружение Красной Армии была принята легкая самоходная артиллерийская установка СУ-12. В апреле ее переименовали в СУ-76. Сама концепция СУ-12 оказалась удачной, но с моторно-трансмиссионной группой Гинзбург ошибся. Параллельная схема расположения двигателей получилась неудачной, она привела к тому, что СУ-12 имела врожденный дефект с поломками КПП на определенных режимах работы. Ситуация оказалась настолько сложной, что было принято решение о создании доработанной САУ. Так началась история опытной САУ СУ-15, ставшей прямой предшественницей СУ-76М (СУ-15М), самой массовой самоходной артиллерийской установки в истории.

Модернизация с альтернативами

Как правило, отправной точкой создания СУ-76М считается 14 апреля 1943 года. В этот день Молотов подписал постановление ГКО №3184сс «О самоходных установках СУ-76». Согласно ему, к 1 мая 1943 года завод №38 был обязан подготовить две 4-орудийные батареи СУ-76. Первая батарея строилась на шасси Т-70Б, вторая — на шасси СУ-12, но с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б. На самом деле ситуация начала развиваться месяцем раньше. То, что СУ-12 имеет критические недостатки, которые просто так устранить невозможно, стало понятно еще в марте 1943 года. Руководство завода №38, где была создана САУ, а также заводское КБ, высказывались за то, чтобы решать проблему более радикальными методами.

О необходимости создания СУ-76 с моторно-трансмиссионной группой Т-70 заговорили уже в марте 1943 года

О необходимости создания СУ-76 с моторно-трансмиссионной группой Т-70 заговорили уже в марте 1943 года

Первое письмо, посвященное вопросу модернизации СУ-12, было датировано 11 марта 1943 года. В нем директор завода №38 К.К. Яковлев, главный инженер Л.Л Терентьев и главный конструктор М.Н. Щукин предлагали установить моторно-трансмиссионную группу Т-70. Их инициативу поддержал И.М. Зальцман, нарком танковой промышленности. 27 марта он направил письмо на имя Молотова, в котором обосновал необходимость переделки СУ-12. Самое интересное другое. Согласно письму, на заводе №38 уже кипела работа над двумя опытными САУ. То есть постановление ГКО №3184сс фактически легализовало работы по данной теме.

СУ-38, альтернативная САУ "на подхвате"

СУ-38, альтернативная САУ «на подхвате»

Почему самоходных артиллерийских установок оказалось две, можно легко понять по ситуации вокруг СУ-12. Дело в том, что одной из причин поломок оказался перегруз машины. Она получилась тяжелее положенного, кроме того, в марте 1943 года начали устанавливать крышу боевого отделения. Она дополнительно подняла массу. Поэтому возникла идея САУ, здорово напоминавшей проект ИС-10, разработанный осенью 1942 года КБ завода №92. Правда, на заводе №38 создали более разумный проект, который даже реализовали в металле. Машина получила обозначение СУ-38.

Еще одна "альтернативная" САУ - СУ-76Д

Еще одна «альтернативная» САУ — СУ-76Д

Наверху явно решили подстраховаться, поэтому в апреле 1943 года аналогичное задание получил ГАЗ им. Молотова. Там разработали САУ, получившую обозначение СУ-74. Кстати, часто пишут, что СУ-76 была создана Астровым. На самом деле нет: Николай Александрович работал над семейством ГАЗ-74, а САУ из Кирова создавались под руководством Щукина. В исходном виде данная САУ прожила недолго. Уже вскоре появились проекты ГАЗ-74Б и ГАЗ-74Д. Они существенно отличались от изначальной задумки. Правда, реальной конкуренции не получилось. Помимо того, что у самого семейства ГАЗ-74 имелись проблемы, в июне 1943 года ГАЗ разбомбили. Поэтому он очень быстро вышел из борьбы.

СУ-15, так замена СУ-12 выглядела в исходном виде

СУ-15, так замена СУ-12 выглядела в исходном виде

Приоритетом, впрочем, была другая машина. Она получила обозначение СУ-15. Согласно заданию, предполагалось, что новая САУ станет всего лишь СУ-12 с мотором и трансмиссией от легкого танка Т-70Б. На самом деле всё оказалось куда сложнее. Быстро выяснилось, что просто так поставить новые агрегаты не получится. Кроме того, уже имелся опыт эксплуатации СУ-12, который выявил дополнительные недостатки. В результате СУ-15 оказалась отчасти другой САУ. Даже установка вооружения несколько отличалась. На СУ-15 избавились от рудиментов в виде обрезков станин. Теперь орудие крепилось на штыре, а не с использованием обрезков лафета. Саму установку немного сместили влево Также изменилась конфигурация рубки, которая сохранила крышу. Для увеличения объема боевого отделения рубку немного расширили влево. Уже по рубке СУ-12 и СУ-15 имели отличия. Проведенные работы улучшили ситуацию с работой расчета боевого отделения, прежде всего это касалось командира и заряжающего.

Всего было построено 4 САУ данного типа

Всего было построено 4 САУ данного типа

Еще больше изменений случилось с шасси СУ-15. Общая его конфигурация осталась неизменной, но замена мотора и коробки передач потянули за собой массу других переделок. Как и на Т-70, силовую установку разместили со смещением вправо. Более длинный мотор потребовал изменений системы охлаждения. Внутри боевого отделения (перед местом командира) появился выступ, внутри которого находились радиатор и воздуховод системы охлаждения. Воздухозаборники системы охлаждения, а также выхлопная система, остались только справа. Также с правой стороны остались лючок доступа к главной передаче, а также порт ручной заводки. На освободившемся месте слева от механика-водителя появились топливные баки, их общий объем достиг 412 литров. Соответственно, переделали и надмоторную плиту.

«Уже лучше, но облегчить»

Как уже говорилось выше, постановление ГКО №3184сс несколько отличалось от идеи, которую предполагали изначально. Вместо одного опытного образца строилась батарея из 4 САУ. Одновременно с 4 образцами СУ-15 выпускалось 4 СУ-38, а также 4 СУ-12, на которых внедрялись улучшения конструкции. Ожидалось изготовление и 4 образцов СУ-74, но на ГАЗ им. Молотова ситуация развивалась таким образом, что до изготовления опытной серии для войсковых испытаний не дошло. Не менее интересная ситуация развивалась вокруг СУ-38. Ставка на более короткое шасси, которое получилось бы более легким, оказалась спорной. Помимо того, что длина машины оказалась меньше СУ-15 (а это минус с точки зрения продольной устойчивости), разница в массе была минимальной.

В ходе испытаний на Горховецом АНИОП

В ходе испытаний на Горховецом АНИОП

Согласно акту о заводских испытаниях, боевая масса СУ-15 составила 11200 кг. Позже ее пересчитали до 11400 кг. При этом СУ-38, согласно полигонным данным, имела боевую массу 11140 кг. Минимальная разница была связана с тем, что рубку пришлось делать длиннее, а лобовая часть корпуса соответствовала Т-70Б, то есть оказалась толще СУ-15. Для весны 1943 года что 35, что 45 мм являлось уже не противоснарядной броней. Таким образом, общий смысл создания СУ-38 терялся. Тем более что подвижность оказалась равноценной.

Орудие на минимальном угле склонения

Орудие на минимальном угле склонения

Работы над модернизированными СУ-76 шли в высоком темпе. Уже 21 апреля 1943 года на заводские испытания вышла СУ-15 с серийным номером 15-601. Всего их изготовили 4 штуки, в пределах номеров 15-601-15-604. СУ-38 имели номера 38601-38604. Уже на этом этапе СУ-38 стала отставать. В то время, как СУ-15 откатала, в период с 21 по 30 апреля 1943 года, программу заводских испытаний, альтернативная САУ дорабатывалась. Это стало результатом заводских недоработок. Имелись отступления от требований и у СУ-15. Например, броневые листы не закаливались, отсутствовала радиостанция, поставили опытные гусеничные ленты итд. Всё это стало следствием спешки.

Надежность выросла, но выяснилось, что САУ перегружена

Надежность выросла, но выяснилось, что САУ перегружена

Изначально предполагалось, что СУ-15 пройдет 1000 километров, но на первом этапе испытаний хватило 804 километра (из них 629 под наблюдением комиссии). Основная часть пробега проходила в тяжелых дорожных условиях, по грязному проселку, залитому водой. Средняя скорость составила 15,2 км/ч, а температура воды в системе охлаждения — 60-85 градусов Цельсия. при этом комиссия отмечала, что шедший вместе с СУ-15 танк Т-70Б имел более высокий температурный режим. Таким образом, лишний раз можно убедиться, что перегрев СУ-32, который привел к выбору параллельной схемы моторов, был результатом неудачной системы охлаждения. Впрочем, хватало у СУ-15 и различных дефектов (всего 8 штук), в том числе большой износ шестерен бортовых передач. По итогам комиссия потребовала внесли 11 пунктов улучшений в конструкцию САУ.

Это привело к тому, что было решено облегчить СУ-15 за счет снятия крыши и части листов кормы, а также бортов рубки

Это привело к тому, что было решено облегчить СУ-15 за счет снятия крыши и части листов кормы, а также бортов рубки

Так или иначе, но СУ-15 первый этап испытаний выдержала. Далее следовали полигонные испытания, но до них требовалось САУ доработать. Касалось это и остальных машин. По этой причине средний пробег СУ-15 опытной партии за май 1943 года составил всего 50-100 километров. САУ 15-601 успела преодолеть 960 километров. Полигонные испытания проходили в период с 4 по 13 июня на Гороховецком АНИОП. Как и предполагалось ранее, участвовал и в них 4 машины опытной партии. При этом наблюдались различные дефекты. Одним из характерных дефектов стал повышенный износ гусеничной ленты.

СУ-38 оказалась, как минимум, не лучше

СУ-38 оказалась, как минимум, не лучше

По результатам испытаний ГБТУ КА, в ведении которого теперь находились САУ, был сделан ряд выводов. С одной стороны, те дефекты, которые были присущи СУ-12, на СУ-15 не выявлялись. С другой стороны, появились другие дефекты. Их характер однозначно говорил о том, что САУ перегружена. Бороться с этим можно было только одним образом — облегчать конструкцию. Таким образом в июне было принято решение о постройке доработанной версии САУ, получившей индекс СУ-15М. Толщина брони снижалась, также было решено снять крышу боевого отделения и частично разбронировать борта и корму рубки. Всё это давало снижение массы до 10,5 тонн.

Далее СУ-15 использовалась как объект для буксировки на испытаниях тягачей

Далее СУ-15 использовалась как объект для буксировки на испытаниях тягачей

На заводе №38 началась лихорадочная работа по переделке СУ-15. Следует отметить, что альтернатива в виде СУ-38 никуда не делать. САУ подверглась еще большей критике, но вопрос боевой массы оставался. Поэтому СУ-38 также отправилась в переделку. Доработанная САУ на шасси Т-70Б получила индекс СУ-16. Так или иначе, но выбор в пользу схемы моторно-трансмиссионной группы признали правильным. Также улучшилась ситуация с боевым отделением. Оставалось сделать последний шаг — выбрать оптимальную конструкцию, которая запускалась в крупную серию.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАСПИ

источник: https://dzen.ru/a/ZH8J7K35Yz0bp31p

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account