Выставка «Первая мировая: Забытая война», которая работает в Музее Техники Вадима Задорожного
В последние десятилетия появилась новая тенденция в музейном деле. Каноничные музейные экспозиции всё еще актуальны, вместе с тем, они интересны не всем. Есть спрос на более живые экспозиции и выставки. Там далеко не всегда используются полностью аутентичные предметы, но берут такие работы немного другим. За счет мини-диорам (а часто и совсем не мини) такие экспозиции часто пользуются большим спросом, нежели каноничные. Это всем не означает, что так надо делать всем, вместе с тем, есть, о чем задуматься. И не только задуматься: ряд музеев, в том числе российских, прибегают к созданию таких экспозиций.
В Музее Техники Вадима Задорожного можно увидеть самые разные образцы техники, включая и авиацию. Здесь данной тематике уделяют немало внимания. В октябре 2020 года открылась выставка «Соколы Родины», где довольно много места уделено диорамам. Данный опыт оказался успешным. Это привело к тому, что в том же здании открылась вторая выставка — «Первая мировая: Забытая война». Она уже не столь «диорамная». Удалось создать сплав каноничной музейной выставки и качественных диорам.
Название выставки в полной мере соответствует историческим реалиям. Существует некоторый парадокс: в Европе больше помнят именно Первую мировую войну, которую также называют Великой войной. У нас же она является действительно забытой войной. Вспоминают разве что Брусиловский прорыв, одну из крупнейших, с точки зрения потерь (убитыми и ранеными), операцию той войны. Совершенно иная ситуация со Второй мировой войной. В Европе ее помнят, но в меньшей степени. Злые языки говорят, это потому, что часть Европы работала на Германию, но корни такого парадокса совсем в иной плоскости.
Если вы внимательно посмотрите на географию двух мировых войн, будет заметна существенная разница. Вторая мировая непосредственно в Европе была относительно скоротечной. У ряда стран и потери оказались значительно меньше, чем в Первую мировую войну. Местами в разы меньше. В Первую мировую войну боевые действия проходили на территории Франции, Бельгии, Италии и ряда других стран. Они носили затяжной характер и сопровождались чудовищными потерями, а также большими разрушениями. В некоторых местах лишь относительно недавно появилась возможность возродить сельское хозяйство.
Совсем иная ситуация сложилась на востоке. Потери Российской Империи в Первую мировую войну были очень высокими, но на фоне Великой Отечественной войны вообще не смотрятся. Не менее важным фактором является то, где именно проходили боевые действия. Это окраины империи, там тоже есть места, порушенные войной, но для большинства населения они мало интересны и известны. Посмотрите внимательно, где именно проходил уже упомянутый Брусиловский прорыв.
Еще одним фактором, который существенно снижает у нас интерес к Первой мировой войне, стал ее финал. Для Российской Империи всё закончилось развалом и началом Гражданской войны. Которая длилась ничуть не меньше, захватила на порядок большую территорию государства и стала причиной более высоких потерь, чем в Первую мировую войну. Естественно, и запомнилась она куда сильнее. На фоне Гражданской войны, которая привела к глобальным изменениям в нашей стране, Первая мировая война как-то теряется.
Тем не менее, сама по себе идея популяризации Первой мировой войны является правильной мыслью. Сложилась ситуация, когда у нас хорошо помнят всего пару войн — Великую Отечественную и Отечественную войну 1812 года. Почему так, понятно из сравнения Первой мировой и Гражданской войны. Те войны, которые происходили на большой площади государства и принесли не только гибель военнослужащих, помнят лучше. Первая мировая война, при том, что она оказалась неудачной для нашего государства, стала одним из мощных толчков развития.
Касается это и того, чему посвящена основная часть выставки «Первая мировая: Забытая война». А именно авиации. Центральным ее элементом является макет бомбардировщика «Илья Муромец». Он был первым в мире 4-моторым самолетом и лучшим, что создали в России на тот период. Поскольку при масштабе 1:1 «корабль» (именно так самолет именовали) просто не влез бы, он сделан несколько меньшим по размерам. Тем не менее, несложно заметить, сколько места он занимает.
Как и многие такие выставки, «Первая мировая: Забытая война» имеет определенный символизм. Поскольку у нас каждый второй является анонимным музейным работником и заклепочником в плохом смысле этого слова, скажу пару слов по этому поводу. «Символизм» означает и определенные вольности с точки зрения экспонатов. Например, у студии «Невский Баталист», которая имеет отчасти отношение и к данной выставке, общая идея сводится к максимальному использованию макетов. Где-то (например, в Музее отечественной военной истории) подход иной, там стараются максимально использовать аутентичные предметы. Либо очень хорошие реплики. Но правда жизни в том, что заметят это 2-3 человека из 100. На них и работают, но при этом часть из них еще и критиковать начнет. Что сначала хотя бы похвалить надо, в мозгу обычно даже на вспыхивает. Такой уж у нас менталитет.
На выставке «Первая мировая: Забытая война» выработан определенный баланс между аутентичными вещами и, скажем так, похожими. Например, на экспозиции стоит 75 mm gun M1917, американская полевая пушка, являющаяся вариацией английской 18-фунтовой (84-мм) полевой пушки. «Американки» в РИА не было, а вот 18-фунтовка была. Ее пушка и символизирует. Есть и схожие экспонаты. Такой подход, учитывая «диорамную» направленность, вполне допустим. Да и некоторые «условные» предметы ничуть не менее редкие, чем «оригиналы».
Еще одним символизмом является общая концепция выставки. Авиация здесь приоритетна, но одной только этой темой дело не ограничивается. По задумке, элементы экспозиции показывают, откуда шли кадры в авиацию. Поэтому тут есть и артиллерия, и экспозиция, посвященная кавалерии, и другим родам войск. Кроме того, есть и вполне объективные причины такой концепции. По самолетам Первой мировой сохранились крохи, а делать выставку из макетов — так себе идея.
По этой причине «Первая мировая: Забытая войны» сочетает в себе «диорамные» и «каноничные» элементы. Такой подход выглядит оптимальным. С одной стороны, есть большой предметный фонд, выполненный в каноничной музейной стилистике. А с другой, есть мини-диорамы, местами являющиеся совсем не «мини». Очень хорошо получился госпиталь, например. Также есть диорама с крепостью Брест-Литовск. Явным плюсом стали информационные панели, есть QR-коды, которые выводят на больший объем информации.
Впрочем, одного только такого сплава создателям выставки показалось мало. Есть на ней и чисто диорамный кусок, который не имеет к авиации никакого отношения. Здесь решили показать Первую мировую такой, какой она была. То есть окопная война. На Восточном фронте, конечно, были не совсем чтобы стереотипный «верден», но позиционная война шла по полной программе.
Надо сказать, что и эта часть выставки, можно сказать, наполнена символизмом. С одной стороны Русская Императорская Армия, с другой ее противники. Так вот, противниками выступают немцы, что является отчасти вольным решением. Безусловно, с немцами РИА воевала много, но всё же наибольшее число боестолкновений происходило с австро-венгерской армией.
Некоторый символизм есть и в общей концепции немецкой части диорамной экспозиции. Она больше подходит под определение «На Западном фронте без перемен». Некоторые фигуры вполне себе узнаются. Особенно некий ефрейтор-художник, который служил в полку Листа. Сами диорамы выполнены на высоком уровне. Кто знаком со стилем студии «Невский Баталист», заметит схожие решения. Благо делали люди, имевшие к студии отношение.
Более интересны те части диорам, которые посвящены Русской Императорской Армии. Сделаны они не менее качественно, чем «немецкая» часть, а скорее даже поинтереснее. Если по немцам есть стереотипный набор, у нас с этим как-то дела посложнее. Поэтому и получилось более живо. Да и аутентичных предметов побольше.
Мне лично новая выставка понравилась. Будете в музее — обязательно сходите, заодно увидите и «Соколов Родины». Обе выставки постоянно дорабатываются, за последнее время там добавлялся предметный фонд. Сама идея совмещения каноничной и диорамной составляющих однозначно получилась. Другим музеям есть смысл посмотреть на получившееся. По мне так очень неплохой концептуальный пример.
источник: https://dzen.ru/a/ZHcFAO4t2UdRrkkD