История Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляров
Историю немецких средний танков вполне можно охарактеризовать как «хождение по мукам». Изначально немцы, стартуя свою программу танкостроения после окончания Первой мировой войны, хотели исключительно средние танки. Больше напоминающие по концепции английский Medium Mark D, то есть быстрые и имеющие возможность плавать. Но что-то пошло не так. Мало того, что Großtraktor не получился, так еще и появился легкий танк — Leichttraktor. Он разделил судьбу своего более тяжелого собрата, став неудачной машиной. Кое-как ездить машину заставили, но уже становилось понятно, что особого смысла в этом нет. Кормовое расположение боевого отделение привело к тому, что расчет башни болтало. Самое смешное, что из изначально 6-тонного Leichttraktor, по факту превысившего отметку в 8 тонн, начали выпиливать новый средний танк — Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). И уже вскоре немцы получили два средних танка.
Из всего того, что происходило вокруг программы Z.W., можно сделать четкий вывод — именно этот танк в 6-м отделе Департамента Вооружений считали основным. Он должен был стать типичной боевой машиной вермахта, ну а развитие Großtraktor постепенно привело к созданию B.W., танка поддержки. Он должен был стать своеобразным придатком к Z.W., но события развивались весьма занятно. Для начала, изначально B.W. создавал Rheinmetall-Borsig, но контракт перехватил Krupp, изначально разрабатывавший только башню. А по итогу у Krupp получилась монополия, то есть и корпус, и башня были их. А в это время Daimler-Benz, которая выиграла конкурс по Z.W., мучительно пыталась привести машину в чувство. Мало того, что она получилась перегруженной, так еще ходовая часть не выходила, как тот самый каменный цветок. Наконец, при участии Porsche KG была создана торсионная подвеска, которую поставили на Z.W.38. Этот танк, по мнению Генриха Книпкампа из 6-го отдела Департамента Вооружений, становился тем самым «основным» средним танком, который выпускался тысячами. Но реальность оказалась слегка иной.
Запуск в серию Z.W.38, он же Pz.Kpfw.III Ausf.E, происходил очень тяжело. 10-скоростная полуавтоматическая коробка передач Maybach Variorex 328 145 сильно тормозила процесс. Уже весной 1939 года стало понятно, что план по выпуску 759 Pz.Kpfw.III за текущий год однозначно сорван. Но отступать было некуда, война неотвратимо приближалась, поэтому 4./Z.W.Serie с трудом, но всё же сдавали. При этом немецкая промышленность готовилась к тому, чтобы начать выпуск Z.W.38 на нескольких заводах. К Daimler-Benz и MAN присоединялись еще 4 завода, которые ранее выпускали Pz.Kpfw.II. Поэтому 5./Z.W.Serie, он же Pz.Kpfw.III Ausf.F, предполагался куда более массовым. Еще в июле 1938 года было решено, что танков пятой производственной серии выпустят 435 штук. Они и стали первыми по-настоящему массовыми Z.W. Подготовка к выпуску этой версии танка началась еще раньше — в декабре 1937 года.
Пятая серия Z.W., в отличие от предшественника, с самого начала не предполагалась как существенно отличающаяся версия. План In 6 заключался в том, чтобы на четвертой серии обкатать Z.W.38, а далее уже выпускать машину реально крупной партией. Такой подход уже имел место с Pz.Kpfw.II. Сначала в работу пошел Pz.Kpfw.II Ausf.c, сдававшийся исключительно MAN, а далее, на Pz.Kpfw.II Ausf.A, круг производителей расширялся. Следует признать, что Инспекция моторизованных войск во многом угадала, другой вопрос, что вместо весны 1939 года производство Pz.Kpfw.III Ausf.F перенеслось на август. Из 20 Pz.Kpfw.III, сданных в августе 1939 года, часть относилась уже к пятой производственной серии.
Согласно изначальным планам, выпуск 5-й серии Z.W. должен был происходить следующим образом. MAN сдавал 96 танков с серийными номерами шасси 61001-61096, а Daimler-Benz — 95 танков с серийными номерами шасси 61101-61195. Следующим, с самым маленьким по объему заказом (28 танков с серийными номерами шасси 61201-61228), шел машиностроительный завод FAMO в Бреслау. Такие скромные объемы у производителя тракторов были и ранее, объяснялось это, прежде всего, перегрузкой по другим заказам. Самый жирный кусок (120 танков с номерами шасси 61301-61420) уехал в Кассель, паровозостроителям из Henschel. Более чем ожидаемое развитие событий: производственные возможности завода позволяли выпускать танки в существенных объемах. Еще 60 танков с серийными номерами шасси 61501-61560 строились силами MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. Наконец, 36 танков с номерами шасси 61601-61636 изготовлял Alkett, ранее приступивший к выпуску башен с подбашенными погонами. Для танкосборочного завода в Шпандау это было скорее разминкой.
О том, что изначально предполагалось с точки зрения выпуска, можно судить по контрактам Henschel. Первые Pz.Kpfw.III Ausf.F там предполагалось сдать уже в апреле 1939 года, доведя к июлю ежемесячный выпуск до 20 машин. Но совершенно кошмарная ситуация с коробками передач Maybach Variorex 328 145 привела к тому, что в Касселе почти полгода курили бамбук. Ну а дальше началась анекдотичная ситуация. Основной контракт на 120 машин остался, но при этом в Кассель скинули часть заказов Daimler-Benz. Шасси с серийными номерами 61101-61144 и 61190-61195 изготовлялись силами Henschel. Как раз эти самые танки и стали первыми серийными Pz.Kpfw.III Ausf.F. Далее, в сентябре 1939 года, подключились MAN и MIAG, с ноября свои танки, наконец, стала сдавать Daimler-Benz. FAMO свои машины начал сдавать с начала 1940 года, но дольше всех выпускал Pz.Kpfw.III Ausf.F Alkett. По ряду причин производство растянулось аж до апреля-мая 1941 года. При этом шел выпуск танков более поздних версий. Впрочем, в случае с Alkett причина более чем уважительная. На Шпандау свалилась целая куча задач, связанных с самоходной артиллерией.
Поначалу между последними Pz.Kpfw.III Ausf.E и ранними Pz.Kpfw.III Ausf.F не было ровно никакой разницы. Причины прозаичные: новая версия планировалась задолго до того, как ее запустили в серию, ее появление носило, прежде всего, производственный характер. Поэтому «первичные половые признаки», которые обычно приписывают двум версиям танка, тут вообще не работают. Единственным достоверным признаком становится серийный номер шасси, только по нему можно понять, что за танк перед вами. Причем такая ситуация продолжалась долго. Иные Ausf.F начала 1940 года выглядели точно так же, как поздние Ausf.E. Усугублялось это тем, что последние Ausf.E сдали в конце 1939 года. Одним словом, кошмар для хардкорного заклепочника.
Одними из наиболее характерных элементов, которые однозначно говорят о том, что перед вами Pz.Kpfw.III Ausf.F, являются воздуховоды системы охлаждения тормозов. В ходе эксплуатации Pz.Kpfw.III Ausf.E выяснилось, что они перегреваются, поэтому ввели отверстия в верхнем лобовом листе корпуса. Их прикрыли литыми колпаками, которые прикручивались при помощи болтов. Появились эти самые воздуховоды в конце 1939 года, но часть Ausf.F выпуска начала 1940 года их не имела. Точно так же «мигали» элементы, которые вроде как внедрили/устранили еще на поздних Ausf.F, но по факту их старая конфигурация сохранилась и на Ausf.F. Напрямую всё зависело от производителя, поэтому не стоит удивляться некоторым вещам. Например, наличию фальшивого перископа на башне, или отсутствию правого смотрового лючка стрелка-радиста.
Более существенные изменения в облике Pz.Kpfw.III Ausf.F начались уже в начале 1940 года. Впрочем, не только внешние. По опыту эксплуатации мотор доработали, он стал носить обозначение Maybach HL 120 TRM. Также заводам продолжали передавать общий привет коробка передач и опорные катки. С КПП было понятно, что дела плохи, но конвейер уже запустили, война вовсю, поэтому замену коробки передач запланировали на более поздний срок. В случае с опорными катками провели модернизацию. Толщину бандажей увеличили с 75 до 95 мм, случилось это в мае 1940 года. К тому моменту начался выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.G, первые машины этого варианта также выглядели идентично. В марте 1940 года начали ставить конвойные фары Notek (на самом деле в основной их выпускала VDO), также появились отбойники для защиты от попадания снарядов в подбашенный погон.
Результатом всех проблем, свалившихся на Pz.Kpfw.III, стало то, что за весь 1939 год сдали 206 танков при плане 759 штук. Только с осени 1939 года ежемесячный объем начал болтаться в районе 40 штук. Не стоит удивляться, что производство Pz.Kpfw.III Ausf.F сильно затянулось. В Польшу эти танки уже не успели, ими стали срочно пополнять части уже после окончания кампании. Пассивные действия Франции с Англией явно пошли на пользу, поскольку проблемы с коробкой передач Maybach Variorex 328 145 продолжались. Отправлять герра Книпкампа в местный аналог Магадана никто не собирался, как и пытаться развивать ту платформу, у которой проблем было явно меньше. Речь, естественно, про Pz.Kpfw.IV. За счет постепенного подключения новых заводов объем выпуска Pz.Kpfw.III постепенно рос, что позволило постепенно довести цифру сначала до 50, а потом и до 60 штук ежемесячно. Хотя всё это было очень далеко до планов конца 1938 года. Поэтому немцы так и «нажимали» на выпуск Pz.Kpfw.38(t). Он выполнял роль эрзац-среднего танка, причем BMM выпускала их в объеме ничуть не меньшем, чем любой немецкий мега-завод того периода.
Так или иначе, но самым массовым немецким средним танком кампании во Франции, в пределах одной версии, стал как раз Pz.Kpfw.III Ausf.F. Всего к 10 мая 1940 года имелось 381 Pz.Kpfw.III, за май-июнь общие безвозвратные потери составили 135 танков. Итого более трети от наличия к тому моменту. Отчасти можно передать привет медлительности немецкой промышленности. О том, что есть проблема с броневой защитой, знали еще осенью 1939 года. Но почему-то с дополнительным бронированием чесались более полугода. А потом, в мае 1940 года, немецкие танки снова пробивались противотанковой артиллерией. Но и тут немцы проявили чудеса медлительности. Дополнительная броня была заказана 10 июня 1940 года, а в серии появилась только осенью 1940 года.
Гораздо раньше стали ставить более мощное вооружение. О том, что 3,7 cm Kwk слабовата, понимали уже на стадии запуска Z.W.38 в серию. Работы над более мощным орудием, 5 cm KwK L/42, начались в январе 1938 года. Изготовленная Rheinmetall система имела длину ствола, ограниченную специфичными требованиями. Ствол не должен был выступать за габариты танка, такое можно встретить много где. Первые танки с новым орудием стали сходить с производственных линий в июле 1940 года. Таким образом, поздние Pz.Kpfw.III Ausf.F шли уже перевооруженными на новую систему. Также, в октябре 1940 года, немного подвигали поддерживающие катки. Ну а самые последние танки имели еще и дополнительную броневую защиту на стадии выхода с производственной линии.
Сильно растянувшийся процесс производства привел к тому, что Pz.Kpfw.III Ausf.F всё же существенно менялся. Происходило всё это параллельно с Pz.Kpfw.III Ausf.G, больше того, процесс на этом не закончился. Те Pz.Kpfw.III Ausf.F, которые пережили 1941 год, проходили ровно те же переделки, что и более поздние машины. Касалось это и модернизации ходовой части (например, ввод более широких траков), и монтажа разнесенной брони, и установки более мощного орудия 5 cm KwK 39 L/60. Иные же вообще переделали в танк поддержки Pz.Kpfw.III Ausf.N, одна такая машина дожила до наших дней. Некоторые танки дожили и до бортовых экранов, введенных в мае 1943 года. Далеко ходить не надо: в Национальном Музее Танков и Кавалерии, Форт-Беннинг, стоит Pz.Kpfw.III Ausf.F с полным комплектом апгрейдов.
На фоне всего описанного у читателя может возникнуть впечатление, что немцы просадили все полимеры. На самом деле это не так, просто уровень дна был везде разный. Достаточно посмотреть, что в этот момент производили другие страны, и в каких количествах. У нас, в этот самый момент, выпускался БТ-7М, англичане производили Cruiser Tank Mk.IV, американцы готовились к выпуску Medium Tank M2A1, а французы судорожно пытались наладить выпуск второй серии Char D2. У них еще был SOMUA S 35, но официально это броневик (если серьёзно, то кавалерийский танк, который шел мимо программы танков для пехоты). Другими словами, у немцев дела еще обстояли более-менее неплохо. Кроме того, у немцев еще имелся существенный запас по модернизации.
В общей сложности до наших дней дожило 4 Pz.Kpfw.III Ausf.F. Можно сказать, что ставка In 6 на «пробную» версию Ausf.E и массовую Ausf.F сработала. Несмотря на то, что программу Z.W.38 следует назвать скорее провальной, немецкая армия всё же получила вполне современный танк с запасом по модернизации. Pz.Kpfw.III Ausf.F стал второй ступенькой к самому массовому немецкому танку первой половины войны.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
- Архив автора
- US NARA
- ЦАМО РФ
-