Юрий Пашолок. Унификация по орудиям, которая не получилась
История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t).
В декабре 1941 года случилась масса событий, так или иначе связанных с бронетанковой техникой. Касалось это и немецких легких танков. Сокрушительное поражение, которое немцы понесли под Москвой, заставило всерьёз пересмотреть немецкую программу по выпуску бронетанковой техники. Причин для этого было несколько. Во-первых, типовым танком Красной Армии на конец 1941 года стал Т-34. Конечно, под Москвой еще часто встречались Т-60, английские танки и БТ с Т-26, но первую скрипку играли уже 34-ки. Во-вторых, легкие танки показали свою неспособность бороться с Т-34. Наиболее аховой ситуация оказалась с Pz.Kpfw.II, этих танков безвозвратно потеряли 424 штуки (из 1074 штук, имевшихся в частях на 1 июня 1941 года). Потери не сильно высокие, но это если не считать того факта, что их и так оставили, что называется, на подхвате. Летом 1941 года и так всё было понятно. И лучше точно не становилось: осенью 1941 года на поля сражений вышли Т-60, которые 20-мм автоматической пушкой в лоб почти не пробивались (а после того, как в декабре 1941 года начался выпуск экранированных танков, лоб вообще стал для 20-мм снарядов непреодолимой преградой). Ничуть не лучше выглядела ситуация с Pz.Kpfw.38(t): в танковых дивизиях они играли роль эрзац-средних танков, что сказалось на их потерях. На 22 июня 1941 года числилось 772 таких танка, безвозвратные потери составили даже большую цифру — 796 штук. Это случилось по той причине, что в ходе боёв приходили машины для пополнения.
Выпуск обоих танков продолжался до лета 1942 года включительно, но очевидным становился один простой факт. Время их подходило к концу, это понимали и наверху, вместе с тем, шасси данных танков вполне подходили для разработки на их базе самоходных артиллерийских установок. 20 декабря 1941 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) дало указание 6-му отделу Департамента Вооружений о разработке истребителя танков на базе шасси La.S.138. Данное шасси принадлежало Pz.Kpfw.II Ausf.D/E, которые к тому моменту превратились в огнеметные танки Pz.Kpfw.II(F). Осень-зима 1941 года показали их бесполезность, посему именно эти машины стали первыми, которые пустили на истребители танков. 22 декабря пришла очередь Pz.Kpfw.38(t). Аналогично La.S.138, на данное шасси предполагалось установить 76-мм противотанковую пушку Pak 36(r), переработанную версию советского дивизионного орудия Ф-22. Несколько сотен этих орудий было захвачено в начале войны, после чего их переделали под немецкие нужды. Камору переделали под новый выстрел, практически равнозначный боеприпасу для 75-мм противотанковой пушки Pak 40, поставили новый прицел. У орудия переделали орудийный щит, часть систем получила двухкамерный дульный тормоз, а рукоятки механизмов наведения теперь находились слева. В обоих случаях непосредственно установку орудия разрабатывали на Alkett, подразделении Rheinmetall-Borsig, а MAN и BMM занимались только шасси.
6 марта 1942 года с BMM был заключен контракт на выпуск 120 истребителей танков, получивших обозначение Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. В общей сложности выпустили 344 машины данного типа, которые производились тремя сериями. Вместе с тем, еще до начала выпуска этих машин возникла дилемма по поводу дальнейших перспектив выпуска. Дело в том, что количество 7,62 cm Pak 36(r) было ограниченным, посему замаячила перспектива остаться без орудий. Теоретически особых проблем не было: как раз в феврале 1942 года стали поступать первые 75-мм противотанковые орудия Pak 40. Это система была примерно равнозначна 7,62 cm Pak 36 (r) по огневой мощи, а главное, выпускалась самими немцами. Вместе с тем, первое время данные орудия производились не столь и быстрыми темпами. Поэтому 3 марта 1942 года появился проект, который был санкционирован самим Гитлером. И выглядела эта идея вполне разумно. Речь шла об использовании 7,5 cm StuK 40 L/43. Данная система представляла собой «самоходную» версию танкового орудия 7,5 cm KwK 40 L/43. Оно было создано на базе Pak 40, от которой взяли нарезную часть (у обоих орудий она имела длину 2470,5 мм), но гильзу переделали. Поскольку объем внутри боевого отделения был ограничен, гильзу сделали на 221 мм короче и на 13,2 мм больше по диаметру. В результате начальная скорость чуть упала, но в целом баллистика была равнозначной. Так вот, в марте 1942 года были сданы первые StuG 40 Ausf.F, оснащенные данными орудиями.
Идея Гитлера выглядела разумной. Во-первых, таким образом снижалась нагрузка на выпуск буксируемых орудий Pak 40. Во-вторых, происходила унификация по боеприпасам с танками Pz.Kpfw.IV и штурмовыми САУ StuG 40. В-третьих, данная система была довольно компактной и, в теории, больше подходила для установки в небольшое шасси. Таким образом, первой на шасси Pz.Kpfw.38(t) прописывалась не Pak 40, а система для StuG 40. Задание на разработку машины, получившей обозначение 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t), получили Alkett (орудие) и BMM (шасси и разработка самой установки вооружения). По поводу того, когда именно был построен опытный образец, точной информации нет, но скорее всего дело было весной 1942 года. На это намекают дальнейшие события.
Фактически на BMM построили даже не опытный, а макетный образец. Дело в том, что и сама рубка, и бронировка орудийной системы были выполнены из фанеры, с сама 7,5 cm StuK 40 L/43 оказалась жестко закреплена на шасси. За основу был взят один из ремонтных танков, с которого сняли крышу подбашенной коробки и водрузили сверху 7,5 cm StuK 40 L/43, причем вместе с тумбой. Попасть внутрь отделения управления экипаж мог только через люки, посему рубку подвинули немного назад. Теперь люк был не только у механика-водителя, но и у радиста (таковым его можно было назвать условно, на опытном шасси радиостанции не стояло). Рубка прикрывала расчет орудия спереди, сбоку и сверху, в целом защиты оказалось вполне достаточным. Но уже в этом, по сути зачаточном виде к машине явно возник ряд вопросов.
Во-первых, боевая масса машины достигла 11 тонн, то есть даже больше, нежели у Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. Это привело к тому, что на ходовых испытаниях максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Во-вторых, компактность орудийной системы оказалась мнимой. На самом деле места она заняла внутри как минимум не меньше, а на самом деле скорее больше. В-третьих, еще на этом этапе возникли вопросы по поводу удобства размещения расчета. Еще какой-то комфорт был у наводчика, а вот заряжающему приходилось несладко. Это на StuG основная укладка находилась спереди-справа, а тут ее так положить оказалось некуда. Да и какой будет у 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t) боекомплект, вопрос остался открытым. Наконец, машина получилась как минимум не ниже Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, а на ту и так жаловались по поводу чрезмерно высокого силуэта. И это еще не пошли отзывы из войск. Там сразу покрутили пальцем у виска, популярно объяснив, что командир должен быть сзади и командовать. Поэтому расчеты у Marder II и Marder III (позже эти машины на базе Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) стали именоваться так) часто состояли из троих в боевом отделении. А куда девать здесь третьего человека, непонятно.
По итогам 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t) не стали доводить даже до стадии «полноценного» образца. В мае 1942 года было принято решение об установке на шасси Pz.Kpfw.38(t) противотанковых пушек 7,5 cm Pak 40, так на свет появились истребители танков 7.5 cm Pak 40 auf Pz.Kpfw.38(t). Ну а 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t) стала одним из технических курьёзов категории «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Источники:
- Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(r) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2005
- Архив ČKD