Рассказ о «Проекте П-3», одной из новинок выставки «Вездеходер-2023»
В отличие от легковых автомобилей, которые у нас развиваются не очень чтобы хорошо, с вездеходами ситуация несколько иная. Еще в поздние советские годы в нашей стране зародилось движение по созданию самодельных вездеходов. Основная их масса была колесной, хотя встречались и гусеничные самоделки. Постепенно эти самые самоделки стали превращаться во вполне коммерческие аппараты, причем их число постепенно растет. Это можно наблюдать и на выставках, посвященных вездеходам.
Среди новинок выставки «Вездеходер-2023», которая проходила в рамках выставки путешествий и техники для активного отдыха «Поехали!», показывали и гусеничную технику. Что приятно, среди новинок все модели были созданы на оригинальной базе, а не являлись очередным перепевом советских разработок. Вообще про гражданские машины я обычно не пишу, но тут не смог пройти мимо. Приехавший из Питера гусеничный вездеход «Проект П-3» оказался крайне интересной машиной, которая достойна отдельного материала.
История этой машины началась с… Bentley Continental GT. Известный в широких кругах Константин Заруцкий, он же AcademeG, давно ведет канал (точнее, несколько каналов), посвященный разным обзорам, а также разным переделкам. В 2018 году он купил сильно подержанный Bentley, после чего начались его переделки. Сначала в машину воткнули другой двигатель, потом были другие эксперименты. Наконец, родилась идея радикальной переделки. И тут всё заверте…
Не то, чтобы идея новая. За рубежом подобные проекты появляются довольно часто. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить историю Howe & Howe и их гусеничных скоростных машин семейства Ripsaw. Выглядели они как гаражная переделка, причем конструкция ходовой части смотрелась еще более примитивной. Тем занятнее, чем всё закончилось. Howe & Howe Technologies ныне часть Textron Systems (купили их в 2018 году), сейчас это разработчик и производитель гусеничных боевых машин.
Более занятно другое. Проект Bentley Ultratank, стартовавший в 2018 году, с точки зрения проработки как минимум не уступал Ripsaw. Причем принципы, которые реализованы в машине, передают общий привет той же танкетке Т-27, или танку-разведчику Т-37А. Кузов установили на раму из сварных труб, по такому же принципу устроена гусеничная машина Оружейника из «Безумного Макса: Дороги Ярости». Появился ведущий мост от УАЗ-ика, использовался дифференциальный механизм поворота, есть детали от других машин. Подвеска блокированная, с использованием автомобильных деталей. Традиционно использовалась резиновая гусеница.
Первые тесты Bentley Ultratank состоялись в 2019 году. Сразу, естественно, чуда не случилось, у машины слетали гусеничные ленты, были и другие болячки. Но это нормально, на первой машине обкатали ряд решений, которые использовались далее. Ripsaw, к слову, упомянут не просто так: на испытаниях Bentley Ultratank разогнался до 130 км/ч, догнав американцев. Далее, на льду Байкала, был зафиксирован официальный рекорд России, хотя скорость была чуть ниже. Делалось это не только рекорда ради: AcademeG и Jagger Garage изначально думали над тем, чтобы превратить эксперимент в коммерческий проект.
О том, что Ultratank будет коммерческой машиной (то есть собираемой под заказ), объявили в июне 2021 года. Тогда же показали вторую машину — Победа Ultratank. Шасси переделали, причем очень существенно. Подвеска, катки, гусеничные ленты стали другими. Самое главное, что изделие строилось уже как полноценное коммерческое предложение. Главным стало шасси, а какой кузов на нее посадить, это уже решение заказчика. Обе машины перевели на новое шасси, они также стали тестовыми лабораториями. Тестировали так интенсивно, что Победу Ультратанк утопили, в прямом смысле. Годом спустя на второе шасси водрузили кузов от Porsche Cayenne, продолжилась работа над улучшением ходовой части и самим шасси.
Осенью 2022 года начались работы над той машиной, которой посвящен данный материал. Если первый образец — «легковой побольше», второй — «легковой поменьше», то третий изначально предполагался как «утилитарный». То есть по сути транспортер, близкий по концепции к ГТ-СМ (от последнего взяли главную передачу и бортовые редуктора). Естественно, машина изначально предполагалась плавающей, как и ГТ-СМ.
Формироваться основа третьего опытного образца (он же Шишига, он же Проект П-3) стала весной 2023 года. Как и ранее, базой является сварная… уже не совсем рама. Да, сварена из труб прямоугольного сечения, но поскольку машина изначально предполагалась плавающей, это уже скорее несущий корпус. «Ванна» сварная и водонепроницаемая. Причем еще на старте работ возникла дилемма, какой у машины будет компоновка. В итоге трансмиссия оказалась сзади, чтобы у машины была нормальная развесовка. Для движения по воде это важно.
Окончательно Проект П-3 собрали в августе 2023 года. Начались интенсивные ходовые испытания. Чего достойно уважения, так это то, как создатели «Ультатанков» подходят к вопросу доводки своих детищ. Постоянно идет доработка, которая далее транслируется на остальные машины. Даже опорные катки у машин хитрые. Наличие на гусеничной ленте внешних гребней, которые предотвращают ее спадание, имеет свой нюанс. Диски трутся о гребни, посему краска с них слезает. Красить бесполезно, по итогам решение оказалось изящным. Внешние «кольца» сделаны из другого, не окрашиваемого металла. Мелочь, но не такая уж и неважная для эксплуатации.
До того, как попасть на «Вездеходер-2023», прототип прошел большой объем испытаний. Собственно говоря, видя то, что сделали в Питере, и возникла мысль сделать по Проекту П-3 отдельный материал. Сейчас поймете, почему. Максимальная грузоподъемность машины составляет 2000 кг, а с 1500 кг она сохраняет плавучесть. Причем это не заявленные характеристики, а результаты интенсивных ходовых испытаний осени прошлого года. Для понимания, такая же грузоподъемность заявлена у ГАЗ-34039, самой современной версии ГТ-СМ. Только в одном случае развитие машины аж 55-летней давности, а в другом — совершенно новая машина.
То, что Проект П-3 выглядит как красивая игрушка, не должно смущать. Это действительно серьёзный аппарат. Кабина от ГАЗ-66 также никого не должна сбивать с толку. Ее поставили исключительно как «заглушку», необходимую для тестирования. Примерно как кузов «Победы» стоял изначально на втором образце «Ультратанка». На выставке Иван Турлаков, главный конструктор Jagger Garage, показывал эскизы совершенно новой кабины. Когда надо, тогда покажут, незачем торопить события.
Концепция ходовой части повторяет решения, отработанные на более ранних «Ультратанков». Подвеска блокированная, с тележками на 2 катка. У новосибирского «Пластуна» подвеска похожая, но индивидуальная. С «Пластуном» роднит и резино-кордовая гусеничная лента с композитными закладными, ее заказали у курского НПО «Композит». Сами ленты, естественно, разные. Подвеска вынесена наружу, в отличие от ГТ-СМ. Так ее проще обслуживать, плюс она весит меньше. Да и сама «ванна» получается проще. Удельное давление на грунт у питерской машины ниже, чем у ГТ-СМ, что явно плюс.
Существенной разницей между предыдущими машинами и Проектом П-3 являются агрегаты и общий подход к машине. Вместо «игрушки для больших» получился серьёзный агрегат с возможностью импортозамещения. Стоит тут тот же дизельный мотор Cummins ISF 2.8, что и на семействе «Газелей». При желании можно поставить китайский мотор аналогичных характеристик. Значительная часть агрегатов также отечественная. При этом машина в 1,5 раза быстрее ГТ-СМ, а масса буксируемого прицепа в 1,5 раза больше.
И это еще не всё. У ГТ-СМ и ее потомков есть большая проблема с обзорностью (заволжские «Ирбисы» появились не на пустом месте), тут же вполне привычная кабина. Тут же еще и весьма приличная грузовая платформа (2950×2150 мм). И это базовое оснащение. Дальше всё зависит от пожеланий заказчика, подобно другим «Ультратанкам», сделать можно много чего.
Что приятно, работу над машиной Jagger Garage не останавливает. Сразу после «Вездеходера» на Проект П-3 поставили отопители, машина пошла на зимние испытания. Кто хочет их увидеть, просто пусть заходит на каналы AcademeG. У него постоянно появляется какая-то новая информация о работе по машине. Заодно это очень хорошо с точки зрения продвижения машины. Тут, правда, можно лишний раз посмеяться количеству анонимных специалистов по гусеничным машинам в комментариях. Каждый суслик агроном, ничего нового.
Хочется пожелать Константину, Ивану и всем остальным причастным к «Ультратанкам» успехов. Начавшись как «игрушка для больших», проект внезапно превратился во что-то совсем другое. Возможно, что у давно перевалившей за полвека платформы ГАЗ-71 появится достойный конкурент. И придется шевелиться. Дальше всё будет зависеть от заказчиков и производственных возможностей. В конце-концов, у «Пластуна» с производством получилось, почему не может получиться у «Ультратанка»? В любом случае, будет крайне интересно наблюдать за развитием платформы.
источник: https://dzen.ru/a/ZZKZLMVaIihV7TnK