Изучение и использование трофейных танков Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии
Сейчас об этом не особо вспоминают, но в 30-е годы шло довольно плотное сотрудничество между СССР и Чехословакией. Шло оно по военной линии, причем обоюдно выгодное. Впервые попытки наладить такое сотрудничество были предприняты, по инициативе советской стороны, еще в 20-е годы. Впрочем, тогда они почти не имели практического результата. В том числе потому, что за Škoda, крупнейшего чехословацкого производителя оборонной продукции, стояла французская Schneider-Creusot. Партнерство с французами имело не только плюсы, но и минусы, это касалось политического давления, дабы не торговать «не с теми». Поэтому у комиссии Халепского в 1930 году ничего с чехами не получилось. Совсем иначе дела обстояли во второй половине 30-х годов. Чехословакия к тому моменту уже окрепла, у нее была мощная военная промышленность, которая порой умудрялась обставлять и французов. При этом у Советского Союза было что предложит по авиации, а у Чехословакии — по артиллерии и военной технике.
Самые плотные отношения были, разумеется, со Škoda. Чехословацкой артиллерией закрывались те направления, которые были проблемными. Например, это касалось горной артиллерии, да и дуплекс БР-17/БР-18 калибра 210/305 мм оказался очень кстати. Орудия были штучными, но вполне применялись во время войны. Имелся интерес у чехословацкого производителя и к поставке танков. Это легко объяснялось, ведь с LT vz.35 у Škoda сложилась неважная ситуация. Поэтому дело дошло до испытаний опытного образца танка в Советском Союзе. Жадность чехов погубила, потому что мы были готовы купить опытный образец у Škoda, но те хотели продать партию. В итоге выиграла советская сторона, поскольку советские планетарные коробки передач стали разрабатываться с оглядкой на «Ш-II-А», так этот танк именовался в СССР. Пыталась попытать счастья в СССР и ČKD, но в случае с производителем лучших чехословацких танков не хватило времени. В марте 1939 года Чехословакию оккупировали немцы, а спустя 2 с лишним года танки производства ČKD приехали в СССР сами.
Одним из наиболее массовых немецких танков, которые использовались немцами при нападении на Советский Союз, стали Pz.Kpfw.38(t). О существовании этих боевых машин у нас знали еще до начала Великой Отечественной войны. Про танк TNH-S (TNH-P), ставший позже LT vz.38, у нас знали еще в начале 1939 года. Также мы получали информацию и по дальнейшим разработкам ČKD (позже BMM). Вместе с тем, вплоть до лета 1941 года вплотную познакомиться с машиной не удавалось. Между тем, по состоянию на 22 июня 1941 года у немцев в частях имелось 772 Pz.Kpfw.38(t). Они использовались в 7-й, 8-й, 12-й, 19-й и 20-й танковых дивизиях как эрзац-средние танки. Первый месяц войны прошел для этих танков относительно спокойно(33 безвозвратно потерянных танков), но уже в июле 1941 года безвозвратные потери составили 183 танка. Тогда же появились и первые трофейные машины. Проходили они у нас либо как «Прага», либо как «Прага 38(t)». Эти танки не только изучали, но и даже использовали в Красной Армии. Об этом всём и поговорим.
На начало боёв в 7-й ТД имелось 167 Pz.Kpfw.38(t) плюс 7 командирских, в 8-й ТД 118 линейных плюс 7 командирских, в 12-й ТД 109 линейных плюс 8 командирских. В 19-й ТД числилось 110 линейных танков данного типа плюс 11 командирских. Наконец, в 20-й ТД на 22 июня 1941 года числился 121 линейный Pz.Kpfw.38(t) плюс 2 командирских. Из них больше всех отхватили 7-я ТД (безвозвратные потери на 6 сентября 1941 года составили 59 линейных и 2 командирских машины), 12-я ТД (безвозвратные потери на 26 августа 1941 года составили 47 линейных машин) и 20-я ТД (безвозвратные потери на 26 августа 1941 года составили 37 линейных машин). На самом деле потери были больше, поскольку только у 7-й ТД на указанную выше дату 67 танков было в ремонте, у 20-й ТД 46. И в ремонте они были явно не по причине плохого качества.
Одним из эпизодов, когда немцы недосчитались большого числа Pz.Kpfw.38(t), стали бои в районе деревни Крапивня Смоленской области. Боестолкновения 20-й ТД, усиленной 634-м самоходным противотанковым дивизионом, начались 23 июля 1941 года, ее противником оказалась 107-я танковая дивизия (бывшая 69-я моторизованная дивизия, прибывшая с Дальнего Востока). Изначально 107-я ТД имела в своём составе только Т-26 и БТ, но к моменту переформирования из 69-й МД получила также Т-34 и КВ-1. Далее к боям присоединилась 166-я СД с батальоном из 102-й ТД. С точки зрения потерь немцы были явно в выигрыше, но всё крайне непросто. Во-первых, на фоне происходившего с нашими мехкорпусами в июне-июле 1941 года действия вокруг Крапивни сложно называть неудачными. Во-вторых, бодрое продвижение немцев на восток как-то застопорилось, а в конце июля их вообще отогнали к реке Вотря. Как раз в это время 20-я ТД понесла наиболее ощутимые потери. Что еще неприятнее, часть потерянных машин оказалась захвачена нашими войсками.
Помимо того, что фотокорреспонденты сделали немало снимков подбитых немецких машин, их тут же начали изучать. В начале августа 1941 года было составлено краткое описание, естественно, с некоторыми ошибками. Кроме того, 8 августа провели испытания обстрелом Pz.Kpw.38(t) модификации Ausf.E-F. Среди средств, которыми обстреливали танки, оказалась такая экзотика, как противотанковое ружье Рукавишникова под патрон калибра 14,5 мм. Обстрел показал, что бортовые листы «среднего танка», как записали Pz.Kpw.38(t), пробивались с дистанции 300 метров пулей БС-41. Пуля БС-39 валового выпуска испытания провалила, ее признали годной стрельбой только по «танкеткам и бронемашинам». Также лоб корпуса обстреляли из 45-мм противотанковой пушки. Пробитие отмечалось всего один раз, попадание было с дистанции 500 метров в уязвимую часть башни. Это, впрочем, вполне ожидаемый результат, 50 мм брони (точнее 25+25) на Pz.Kpfw.38(t) появились не просто так.
Минимум один из трофейных танков (башенный 44) отправился из-под Крапивни в Кубинку, где в начале сентября 1941 года составили краткое описание машины. Там его назвали «Прага-ТНГ-С» 38(t), при этом явно польстили, указав боевую массу 14 тонн. Другие данные также были не совсем чтобы точными, особенно динамические характеристики. Танк тогда был не на ходу, что многое объясняет. Конструкцию танка похвалили, отметив планетарную коробку передач. Отмечалось и высокое качество изготовления.
Дальнейшая судьба танка неизвестна, но позже под Казанью испытывался еще один трофей из-под Крапивни — башенный 624. Эти испытания показали, что чехословацкая машина оказалась едва ли не самым лучшим танком немецкой армии с точки зрения проходимости. В этом смысле весьма показательным было сравнение с другим трофеем — Pz.Kpfw.III Ausf.H. В ходе преодоления брода «Прага» чуть лучше себя показала, впрочем, обе машины «захлебнулись» и их пришлось вытаскивать при помощи тягачей.
Немецкий танк лучше вел себя при преодолении косогоров и подъемов, но уступил в ходе испытаний в болотистой местности. «Прага» спокойно ходила туда-сюда по участку, где проводились испытания, в то время как Pz.Kpfw.III смог преодолеть всего 50 метров. Его испытатели по этому показателю вообще забраковали. Зато чешская машина явно уступила в другом. Когда осенью 1942 года проводились испытания обстрелом, они явно показали, что броня Pz.Kpfw.38(t) хрупкая. Это приводило к тому, что она поражалась на той дистанции, на которой немецкая броня не пробивалась.
Надо сказать, что через НИБТ Полигон прошел почти десяток танков данного типа. Связано это оказалось с тем, что для обстрела потребовалось несколько образцов танков, да и доноры запчастей также были необходимы. В основном это были танки модификаций Ausf.E-F, но попадалась и экзотика. Например, в альбоме НИБТ Полигона проходит такая редкая машина, как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S, причем это командирский танк. Машина из состава 19-й танковой дивизии.
Отдельного упоминания достойно использование этих танков в Красной Армии. По 1941 года таких сведений почти нет, если они и были, то крайне эпизодически. Примерно то же самое можно сказать и по первой половине 1942 года. Один трофейный Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G попал в 79-й отдельный учебный танковый батальон, но официально там не значился. Фактически «официально» чешские машины служили в Красной Армии со второй половины 1942 года.
Этому предшествовал этап возвращения танков в рабочее состояние. Начался этот процесс в конце 1941 года, когда на территории завода «Подъемник» в Москве организовали бронетанковый ремонтный завод №82. Этому заводу было суждено стать центральным местом ремонта зарубежной и трофейной техники. С конца 1941 года туда, а также на территорию завода №37, эвакуированного в Свердловск, стали заводить трофейные танки. После того, как немцев отогнали от Москвы, на полях сражений валялось немалое количество «Праг». Интересно, что среди них был и минимум один из танков, подбитых 16 октября 1941 года на Ильинских рубежах.
Надо сказать, что изначально имелись некоторые опасения, связанные с боевой эксплуатацией танков. Касалось это, в том числе, и вооружения. Помимо отсутствия запчастей к орудию, возникал также вопрос о том, как обеспечивать танки боеприпасами. Поэтому в начале 1942 года поднимался вопрос о перевооружении «Праг». Задачу на эскизную проработку подобных вариантов возложили на КБ завода №592 НКВ (Мытищи), а именно на конструкторов Е.В. Синильщикова и С.Г. Перерушева. В случае с чешской машиной предлагались варианты установки либо 45-мм танковой пушки, либо 20-мм автоматической пушки ТНШ, впрочем, его быстро вычеркнули. Не понадобился и вариант перевооружения на 45-ку, поскольку вопрос снабжения боеприпасами всё же решили. А вот пулеметы, в некоторых случаях, меняли на ДТ.
Наиболее массово (11 штук) трофейные чешские танки завозили в мае 1942 года. Наиболее же массовыми отгрузки были в июне (8) и июле (3) 1942 года. Львиная доля танков ушла в особый отдельный танковый батальон (ООТБ), сформированный в конце июля 1942 года. Возглавил его майор Ф.В. Небылов, кстати говоря, в его документах факт командования батальоном не отражен, но он его точно возглавлял. Есть некоторые расхождения и по числу танков в батальоне, хотя одном можно сказать точно — они все были трофейными. Обычно указывается 12 Pz.Kpfw.III, 6 Pz.Kpfw.IV, 10 Pz.Kpfw.38(t)и 2 StuG III. Так вот, в сводках по 20-й армии есть и другие цифры — 15 Pz.Kpfw.III, 9 Pz.Kpfw.IV, 10 Pz.Kpfw.38(t)и 2 StuG III. А еще с этим батальоном путают ООТБ литер «Б», который находился в составе 31-й армии. Там тоже имелись Pz.Kpfw.38(t), но в гораздо более скромных объемах.
Оба указанных батальона принимали участие во Ржевско-Сычевской наступательной операции. Для ООТБ 20-й армии наиболее интенсивными стали боевые действия с 1 по 6 сентября 1942 года. По состоянию на утро 1 сентября батальон находился в километре южнее Коротово, готовясь к совместным действиям с 354-й стрелковой дивизией. На тот момент в строю было 10 Pz.Kpfw.III, 6 Pz.Kpfw.IV, 8 Pz.Kpfw.38(t) и 2 StuG III. Воевал батальон не только с противником, но и матчастью, особенно это касалось Pz.Kpfw.III. Наиболее сложным для батальона стало 3 сентября. В ходе атаки на деревню Опокино все Pz.Kpfw.IV выбыли из строя (из них 2 сломалось), 2 «Праги» было подбито авиацией, 1 артиллерийским огнем. По состоянию на 4 сентября в строю было всего 8 танков, из них 5 — «Праги». В тот же день подбили еще 2 «Праги», 1 ввели в строй.
Надо сказать, что состав батальона был, можно сказать, гуляющим. К середине дня 6 сентября в строю находилось 3 Pz.Kpfw.III, 2 Pz.Kpfw.IV и 5 Pz.Kpfw.38(t). Танки вкопали и держали оборону вместе с 1321-м стрелковым полком 415-й стрелковой дивизии. При этом батальон давал противоречивые сведения, как о потерях, так и о наличии танков. Изначально безвозвратно батальон потерял 2 «Праги», из них 1 осталась на территории, удерживаемой противником. Скорее всего фото именно этого танка, с большой звездой на башне, в своё время проскочило на аукционе eBay. Но — позже 1 танк удалось эвакуировать, поскольку далее числиться «Праг» стало 9. По состоянию на 12 сентября 1942 года в батальоне имелось по 3 боеспособных Pz.Kpfw.III и «Праги», далее личный состав занялся восстановлением матчасти. Впрочем, к 24 сентября число боеспособных машин не увеличилось. На 8 октября рабочих «Праг» было уже 4, а также появился 1 StuG III. Впрочем, более в бой батальон не ходил.
По итогам использование трофейных «Праг» в Красной Армии оказалось крайне ограниченным. Оно оказалось таковым даже на фоне других немецких трофейных танков. Ничего удивительного здесь нет, поскольку их изначально отремонтировали совсем немного. К тому же Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV к 1942 году были более массовыми машинами, а «Праги» встречались локально.
В заключение стоит упомянуть танк данного типа, ныне находящийся в музейном секторе парка «Патриот». Он, в своём роде, загадка. К какой части относился этот Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F (серийный номер 793), неизвестно. В настоящее время он несет маркировки того самого башенного 44, который осенью 1941 года оказался в Кубинке. Вполне себе имеет право на существование. Естественно, это другой танк, но пока тайна машины не раскрыта, тоже вариант.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- «Память народа»
- Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation & Combat Employment of Germany’s Tank Force. 1933–1942. Thomas L. Jentz, Schiffer Military History, Atglen PA, 1996
- Фотоархив автора
-