Юрий Пашолок. Трехместный немецкий трактор с 20-мм автоматической пушкой
История немецкого легкого танка Pz.Kpw.II Ausf.a, он же La.S.100
Немецкое танкостроение, отчасти зашедшее в глубокий кризис к концу Первой мировой войны, в дальнейшем пришлось перезапускать с нуля. Связано это оказалось, прежде всего, с запретами Версальского договора. Согласно ему, Германии запрещалось разрабатывать и производить новые образцы вооружения и военной техники, включая и танки. Вместе с тем, уже в 1925 году командование Рейхсвера начало работы по возрождению немецких танков. Шло оно в обстановке секретности, при этом немцы двигались скорее в кильватере разработок англичан. Их Armeewagen 20, так изначально именовался средний танк Großtraktor, создавался с явной оглядкой на Medium Mark D. Скоростные данные и возможность плавать явно указывали на исходник. С точки зрения боевой единицы Großtraktor выглядел явно лучше своего идейного прародителя, но при этом немцы к 1928 году поняли — одним средним танком не обойтись. В результате на свет появился Kleinetraktor, быстро переименованный в Leichttraktor. Ну а дальше немцы повторили, вопреки своим изначальным планам, общие тенденции мирового танкостроения. То есть появился малый танк, легкий, быстро приблизившийся к танкам среднего класса, и средний танк.
Первоначально и Großtraktor, и Leichttraktor создавались под общим руководством 6-го отдела Департамента Вооружений и силами Krupp. Впрочем, Krupp оказался в положении монополиста ненадолго. Довольно быстро в работу включились Daimler-Benz и Rheinmetall Borsig. По теме Großtraktor победу одержал танк разработки Rheinmetall Borsig, да и Leichttraktor скорее лучше оказался их же. Что же касается Kleinetraktor, то он оставался вотчиной Krupp, но при этом существенно изменился. 3-местная боевая машина с боевой массой 3 тонны и 20-мм автоматической пушкой, которая предполагалась ранее, получилась совсем другой. Во-первых, реальная масса достигла 5 тонн, во-вторых, больше 2 человек вместить никак не получалось, в-третьих, пушечное вооружение влезало только в рубку. В результате вместо 3-местного Kleinetraktor получился 2-местный La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, или сельскохозяйственный тягач). Его всё же пустили в серию, причем танк осваивался довольно тяжело. Тем не менее, возникла идея строить что-то более крупное, и всё же с 20-мм автоматической пушкой.
21 января 1934 года In 6 (Инспекция моторизованных войск) выдала заказ 6-му отделу Департамента Вооружений на 6-тонный Kleinetraktor. Поначалу он именовался как verstaerkter Kleintraktor 6 to, то есть усиленный 6-тонный малый трактор. Впрочем, уже скоро индекс сменился на La.S.100 (100-сильный сельскохозяйственный тягач). С самого начала разработку разделили. Башню и подбашенную коробку сразу же передали Daimler-Benz, поскольку у них уже получилась удачная конструкция для La.S. Разрабатывалась башня и подбашенная коробка совместно с гаупманом Генрихом Ольбрихом из 6-го отдела Департамента Вооружений. Работы начались еще в конце 1933 года, что красноречиво говорит о реальных датах старта работ по La.S.100. Шасси же изначально отдали Krupp, но вскоре начался конкурс. Помня о провале с La.S., в 6-м отделе Департамента Вооружений решили подстраховаться. Как выяснилось дальше, правильно сделали. По итогам лучшим из La.S.100 оказалась разработка MAN. Так на свет появился Pz.Kpfw.II, самый массовый из немецких танков первой линии на начало Второй мировой войны.
Конкурентами Krupp оказались предприятия, ранее не особо замеченные в танкостроении. Henschel & Sohn была более известна по грузовикам и паровозостроению. Примерно то же самое можно было бы сказать и про MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG), но имелся один нюанс. MAN входил в G.H.H., (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb), у которой под контролем находилась шведская AB Landsverk. Фактически там строили танки с немецкими агрегатами и под руководством немецкого же инженера Отто Меркера. Больше того, к началу 1934 года Landsverk активно работала по модели L-60, которая четко вписывалась в ТТТ на La.S.100. Боевая масса в районе 6 тонн, 3 человека экипажа, 20-мм автоматическая пушка, да и агрегаты немецкого происхождения. Казалось бы, бери и переноси это на 100% немецкие компоненты. Причем Landsverk L-60 получал двухместную башню, да и концепция шасси выглядела откровенно лучше La.S. Тем не менее, наработки группы G.H.H. проигнорировали начисто. Возможно, что по причине высокой цены (но тут особый привет шведам, у которых любой танк получался дороже), но скорее вопрос самодурства 6-го отдела Департамента Вооружений.
По большому счету, Генрих Книпкамп, который оказывал большое влияние на танковые шасси, совместно с Krupp изначально делал La.S., но немного побольше. Эта идея сама по себе была порочной, но, как говорится, кто девушку кормит, тот ее и танцует. Концепция La.S.100 предполагала, что в башне будет сидеть всего один человек, а третьим членом экипажа станет радист в корпусе. Фактически калька с Char D, тем, кто рассказывает про немецкий сумрачный гений, общий привет. В это время американцы, шведы (те самые, что на немецких технологиях), англичане, чехи, и даже отчасти французы пришли к выводу — в башне легкого танка должно сидеть двое. Для понимания, прямым аналогом La.S.100 был Vickers Mk.E и его отпрыски, включая Т-26. Немцы же продолжали грызть кактус под названием Kleintraktor, причем Krupp, Henschel и MAN во многом оказались лишены свободы выбора. Особенно это касалось MAN и Henschel. Результатом стало то, что шасси трех производителей оказались очень похожи. Фактически увеличенный La.S., с 6 опорными катками малого диаметра, одинаковой компоновочной схемой и габаритами.
Лучше всего с задачей справилась группа инженеров MAN во главе с Фридрихом Райфом. К работе по La.S.100 они приступили в июне 1934 года, почти на полгода позже Krupp. К тому моменту общая концепция шасси уже была сформирована. Боевая масса танка составляла 6 тонн, из них на шасси оставалось 4, остальное резервировалось за башней и подбашенной коробкой, а также вооружением. Базовым мотором становился Maybach HL 52, рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 5,2 литра и мощностью 115 лошадиных сил. Изначально он ставился на 8-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.7. Альтернативно рассматривался 100-сильный мотор MAN воздушного охлаждения, но он быстро ушел в небытие. В дальнейшем La.S.100 получил более мощный, 130-сильный мотор Maybach HL 57 TR. Танки трех фирм получали 6-скоростную коробку передач ZF S.S.G. 45 и механизм поворота Wilson. При этом уже к концу лета 1934 начался вполне привычный для немцев рост массы. Сначала потолок боевой массы подняли до 6,5 тонн, но год спустя выяснилось, что это было оптимистично. Реально шасси трех производителей, вышедшие на испытания, имели массу в районе 5,5 тонн. Так что немцы снова не угадали. Правда, на сей раз не так сильно — «всего» на 1,5 тонны. Отчасти именно с этим связана смена мотора на более мощный, уже в 1934 году о чем-то начали догадываться.
Всё это происходило на фоне того, что еще с весны 1934 года немецкие военные с большим аппетитом смотрели на La.S.100. Об этом говорит то, что 12 апреля 1934 года уже прозвучала цифра 200 танков, а с начала 1936 года ожидались крупные заказы. Первые опытные машины ожидались в начале 1935 года, но по факту опоздание произошло почти на полгода. По итогам испытаний прототипов Krupp, Henschel и MAN было выбрано шасси из Нюрнбенга. То, что выберут La.S.100 от MAN, было понятно уже по той причине, что именно на нем установили башню и подбашенную коробку Daimler-Benz. В связи с тем, что коробку передач на шасси MAN поставили со смещением влево, с правой стороны у подбашенной коробки имелся скос. На нем разместили смотровой лючок. В результате обзорность у La.S.100 с места механика-водителя была явно лучше La.S. Правда, радиста пришлось пихать, куда придется. Иного места, как в левой задней части боевого отделения, ему места не нашлось. Позади радиста размещался радиатор. Так вот, в случае необходимости радист мог вылезти через люк, который одновременно являлся воздухозаборником системы охлаждения. Требовалось повозиться, сначала открыв воздуховод, а уже потом добравшись до люка, но если сильно прижмет, то деваться некуда. Механик-водитель тоже мог воспользоваться люком, он находился на верхнем лобовом листе шасси. Вообще он был нужен для доступа к элементам трансмиссии, но если надо, то вполне выбирались и оттуда.
Официально единственный люк La.S.100 находился на крыше башни. Ее разработали на Daimler-Benz, руководили работами Герберт Кунце и Генрих Ольбрих. Общая концепция башни напоминала La.S., но от «расширенной подковы» пришлось отказаться. Вместо единого гнутого листа бортов и кормы использовались 3 листа, плоской формы, при этом борта гнулись пополам. Это несколько упростило сборку башни, но без чисто немецких решений не обошлось. Лоб башни всё же сделали гнутым, в результате он получился сложнее La.S.. Орудийная установка оказалась похожа на предшественника: наводчик, он же командир, он же заряжающий, сидел между 20-мм автоматической пушкой и пулеметом MG 34 (в отличие от Pz.Kpfw.I, на La.S.100 ставили более современный пулемет). По центру же поставили и телескопический прицел T.Z.F.4. Остались на месте и традиционные лючки в подвижной бронировке орудийной маске. Основным вооружением стала 20-мм автоматическая пушка 2 cm K.w.K.30. Создали ее на базе 20-мм зенитки Flak 30, при этом длину ствола сократили с 65 до 55 калибров, а ствол стал более утолщенным. Еще одни отличием стала замена 20-патронного магазина на 10-патронный. Цель благая (проще перезаряжать), но 10-зарядный магазин в ходе боя приходилось часто менять.
Окончательно танк сформировался осенью 1935 года. В октябре 1935 года In 6 выдала заказ на 75 танков нулевой серии, со сроком исполнения апрель-октябрь 1936 года. Единственным производителем стал MAN. Все танки установочной партии далее именовались как 1.Serie/La.S.100. Надо сказать, что обозначение танка неоднократно менялось. В конце мая 1935 года индекс сменился на 2 cm M.G. Panzerwagen (Vs.Kfz.622), что означало «бронированная машина с 20-мм пулемётом (опытная машина 622)». Следующая смена обозначения состоялась 15 января 1936 года, тогда его его переименовали в 2 cm M.G. Panzerkampfwagen. Наконец, 3 апреля 1936 года появился привычный индекс Panzerkampfwagen II (2 cm) и сквозной индекс Sd.Kfz.121. При этом в переписке обозначение La.S.100 осталось. Что же касается машин установочной партии, которые разделили на 3 подсерии (25 машин в каждой), то их стали обозначать как Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, Pz.Kpfw.II Ausf.a/2 и Pz.Kpfw.II Ausf.a/3. Вариант Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 был наиболее близок к опытным шасси, на нем даже сохранился ленивец с обрезинкой. Впрочем, прожил он недолго.
Разбивка даже нулевой серии на 3 части имела четки обоснования. В In 6 прекрасно помнили драму с 1.Serie/La.S. (да и в целом Pz.Kpfw.I Ausf.A оказался не фонтан), а еще у них возникли проблемы с Z.W., средним танком, который пришел на смену Leichttraktor. Прежде всего, это касалось утяжеления машин по сравнению с исходной спецификацией. В случае с 1.Serie/La.S.100 перегруз составил 1600 кг. Бесследно такие вещи не проходят, посему было решено постепенно обкатывать танк, дабы избежать проблем на крупной серии. Уже на Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 (серийные номера 20001-20025) явно обнаружились проблемы с ходовой частью, поэтому алюминиевые поддерживающие катки и ленивец с обрезинкой стояли только на первых 10 танках. Начиная с машины 20011 ленивец стал цельнометаллическим, литой конструкции, а поддерживающие катки стальными. Тогда же оказался изменён доступ к вентилятору системы охлаждения.
Почему вносились те или иные изменения, немцы молчат как рыбы, но некоторые выводы можно сделать, особенно если смотреть на то, как менялся La.S.100 далее. Судя по тому, что вокруг системы охлаждения было сконцентрировано немало внимания, с ней у MAN имелись проблемы. Поначалу проблему пытались решать минимальными методами. Pz.Kpfw.II Ausf.a/2 (серийные номера 20026-20050), помимо изменений на последних 15 танках первой серии, получил в днище люки доступа к топливным насосам и масляному фильтру. В остальном же танки внешне оказались очень похожи. Внутренних изменений на Pz.Kpfw.II Ausf.a/2 оказалось немного побольше, но без каких-то глобальных метаморфоз.
Проблема с охлаждением полностью устранена не была, поэтому на Pz.Kpfw.II Ausf.a/3 (серийные номера 20051-20075) битва с радиатором продолжилась. Его толщину увеличили до 158 мм, дабы улучшить охлаждение. Впрочем, как показали дальнейшие события проблема оказалась не только в самом радиаторе, но и циркуляции воздуха. Это означало, что в текущем виде дальнейшее улучшение системы охлаждения невозможны. На танке третьей подсерии немного переделали подвеску. Внешне же Pz.Kpfw.II Ausf.a/3 легко можно отличить по лобовой части корпуса. На ней появилось крепление троса.
Традиционно для немцев, сроки поставки танков в войска MAN завалил. Фактически только в октябре 1936 года первые Pz.Kpfw.II оказались в войсках. При этом стали вылезать различные болячки. Помимо системы охлаждения, с которой бились всё время выпуска, стали вылезать проблемы с ходовой частью. Навязанная система подвески по типу Carden-Loyd с опорными катками малого диаметра показала себя плохо. Ресурс рессор составил в районе 500 километров. Летом 1936 года еще были мысли, что проблему с подвеской можно решить, поэтому 2.Serie/La.S.100, он же Pz.Kpfw.II Ausf.B, отчасти унаследовал ходовую часть предшественника. Как показали дальнейшие события, проблема была принципиальной. Так или иначе, но исходное шасси La.S.100 ждали существенные изменения.
Несмотря на все вылезшие проблемы, даже танки нулевой серии стали совсем не учебными, как это написал у себя Гудериан. На фоне ведер с гайками, которые представляли собой 1.Serie/La.S., нулевая серия Pz.Kpw.II получилась вполне себе танком. Даже в 1937 году это был вполне себе нормальный легкий танк поддержки, примерно уровня Landsverk L-60. С учетом того, как тяжело немцам давались средние танки, про учебную функцию Pz.Kpfw.II Ausf.a никто даже и не думал. Они применялись больше для маневров, но это не то же самое, что учебная парта экипажей. Одним словом, машина рассматривалась вполне боевой. Аналогично более поздним Pz.Kpfw.II Audf.b, с ней пытались колдовать, дабы улучшить ситуацию с надежностью.
Попали танки первой серии и на войну. С точки зрения боевой ценности разницы между этим танками и Pz.Kpfw.II крупных серий особо не имелось, так что провоевали они и в Польше, и во Франции. Лишь во второй половине 1940 году их, наконец, отправили в учебные подразделения. Таким образом, даже пробная серия «двушки» получилась получше других ранних немецких танков. Тут можно вспомнить разве что Pz.Kpw.IV Ausf.A, которые задержались в войсках немного подольше. Одним словом, вроде и проблемная машина, но на фоне остальных вполне ничего.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Архив автора
-