История Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвеске
Необходимость координации действий между танками появилась почти сразу после того, как они вышли на поле боя. Довольно быстро появились различные способы подачи сигналов другим танкам, но флажки, семафоры и прочие устройства лишь частично решали проблему. Наиболее подходящим способом решения проблемы стало оснащения танков радиостанциями. Были они не только дорогими и сложными, но и громоздкими. Посему изначально радиостанции стали ставить на специальные, командирские танки. Первыми к необходимости иметь специальную командирскую машину пришли французы. У них появился и первый командирский танк — Renault FT TSF. Машина небольшая и не без недостатков, но при этом Renault FT TSF долгое время оставался самым массовым командирским танком. Кроме того, он заложил основу для специальных танков для координации действий на поле боя. Как боевая единица практически лишенный возможности воевать Renault FT TSF представлял мало толку, но координация действий своих танков была ничуть не менее важной задачей. В результате у французского танка появилось немало последователей. Особенно это касалось немецкой бронетанковой школы.
Поначалу немцы особо и не думали по поводу командирских танков, поскольку приоритетной задачей стала постройка обычных боевых машин. Вопросам связи немцы уделяли много внимания. Все их танки предполагались радийными. Вместе с тем, не стоит забывать одну простую вещь. Типовое радийное оборудование немецкого танка включало в себя приемник, а вот передатчика не предусматривалось. Посему быстро возникла необходимость иметь специальный танк, оснащенный двумя радиостанциями — штатной и передатчиком. Первый такой танк сделали из Leichttraktor Krupp, конверсия оказалась вполне успешной, после чего пошли работы над серийными вариантами. На тот момент наиболее массовой платформой был легкий танк La.S.. Созданные на его базе Kleiner Panzerbefehlswagen стали первыми массовыми немецкими командирскими танками, но еще на момент их разработки имелась насущная необходимость в более крупной машине.
На совещании, прошедшем 30-31 октября 1935 года, In 6 (Инспекция моторизованных войск) сформулировала требования к командирским танкам на базе Z.W. Этот средний танк должен был стать самым массовым в немецкой армии, но на тот момент еще шла его разработка. Тем не менее, в In 6 не сомневались в его перспективах. Предполагалось иметь три типа командирских танка на среднем шасси. Первый тип действовал в составе танкового батальона, второй в танковом полку, а третий — в танковой бригаде. Различались эти машины составом оборудования. Работы по средним командирским танкам, изначально именовавшимся как Befehls-Panzerkampfwagen, разделили между Daimler-Benz (шасси) и Krupp (башня). В октябре 1936 года появилось новое обозначение — Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen). По причине проблем с шасси Z.W. работы над командирскими танками затянулись. Лишь с лета 1938 года начались поставки Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первого немецкого среднего командирского танка. Уже тогда было понятно, что Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 выпустят небольшой серией. Более массовым ожидался Pz.Bef.Wg. Ausf.E, построенный на шасси Z.W.38.
Аналогично Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый немецкий командирский танк на торсионной подвеске делался в связке Daimler-Benz и Krupp. На Daimler-Benz werk 40 воевали с шасси Z.W.38, которое Генрих Книпкамп из 6-го отдела Департамента Вооружений рассматривал как основное для средних танков. Krupp работал по башне и подбашенной коробкое. Так вот, с «верхом» Pz.Bef.Wg. случилась анекдотичная история. Фактически башня и подбашенная коробка Pz.Bef.Wg. Ausf.E пошли в серию раньше шасси, для которого они создавались. Шасси Z.W.38 осваивалось с большим трудом, а время шло. По итогу Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 пошел в серию с утолщенной броней шасси, старой ходовой частью и моторно-трансмиссионной группой, а также башней и подбашенной коробкой от более позднего танка. Ну а первые Pz.Bef.Wg. Ausf.E в серию пошли только с июля 1939 года.
На практике ситуация оказалась еще более веселой. Дело в том, что на вторую версию командирского танка было решено ставить новый тип смотрового прибора механика-водителя — Fahrersehklappe 30. Если ранее он состоял из двух частей, которые имели подвижность в вертикальной плоскости, то Fahrersehklappe 30 получил «ресничку». Она более надежно прикрывала стеклоблок, а также оказалась более простой в использовании. Проблема состояла в том, что летом 1939 года Fahrersehklappe 30 еще не запустили в серию. Посему было решено срочно сделать временную замену. Она больше напоминала гипертрофированный смотровой лючок, со смотровой щелью посередине. Лишь в сентябре 1939 года начался выпуск Fahrersehklappe 30, причем Pz.Bef.Wg. Ausf.E стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.III, которые их получили. Также, в ходе производства, танки стали получать воздухозаборники системы охлаждения тормозов. Они более характерны для Pz.Kpfw.III Ausf.F, поэтому часто их именуют как Pz.Bef.Wg. Ausf.F. На самом деле такой версии не было.
С точки зрения шасси Pz.Bef.Wg. Ausf.E не отличался от базового танка. Не имелось отличий и с точки зрения общего назначения танка. Версия для связи танковых батальонов имела сквозной индекс Sd.Kfz.266, для полков Sd.Kfz.267, и на бригадном уровне — Sd.Kfz.268. В отличие от предшественника, который выпускался только в версиях Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268, командирский танк Pz.Bef.Wg. Ausf.E производился во всех трех вариантах. Внешне, впрочем, вы отличий не определите. Ибо во всех трех вариантах это всё равно был Pz.Kpfw.III Ausf.E с невращающейся башней, поручневой антенной на надмоторной плите и двумя штырьевыми антеннами по бортам подбашенной коробки. Из вооружения имелся только один пулемет MG 34 в шаровой установке, расположенной в лобовой части башни. Пушка и второй башенный пулемет являлись макетами. Отсутствие вооружения объяснялось тем, что внутри боевого отделения находилось радиооборудование, а из крыши башни могла выдвигаться телескопическая антенна. К тому же в экипаже находилось два радиста.
Шасси Z.W.38 стало главной причиной, почему серия Pz.Bef.Wg. Ausf.E оказалась лишь в полтора раза больше предшественника. Мало того, что запуск Pz.Kpfw.III Ausf.E в серию оказался сорван, так еще и во время боёв за Польшу шли массовые жалобы. Касалось это, прежде всего, 10-скоростной полуавтоматической КПП Maybach Variorex. На нее ругань шла еще с завода Daimler-Benz werk 40, где осваивали выпуск танка. На фронте проблема только лишний раз подтвердилась. По итогам пришлось срочно перекомпоновать моторно-трансмиссионную группу, вернув коробку передач ZF S.S.G.76. Точнее, S.S.G.77, поскольку в чистом виде она не лезла, трансмиссию пришлось чуть переиграть. Но всё это отодвинули на более поздний период, а Z.W.38 продолжили выпускать. Первой жертвой недоведенного шасси стал как раз Pz.Bef.Wg. Ausf.E. В феврале 1940 года сдали последний танк этого типа, а всего их сдали 45 штук. Танки имели серийные номера 60501-60545, все выпуска Daimler-Benz werk 40.
Весной 1940 года всё еще требовался 151 Pz.Bef.Wg., но в сложившейся ситуации ждать пришлось долго. Следующий командирский танк, Pz.Bef.Wg. Ausf.H, начали сдавать только с ноября 1940 года. Его предшественнику пришлось воевать довольно долго. Первые Pz.Bef.Wg. Ausf.E оказались еще в Польше, правда, пока в единичных количествах (минимум 3 штуки, 2-й танковый полк 1-й танковой дивизии). По-настоящему массово их применили уже во Франции. Там же лишний раз подтвердились выводы польской кампании. Вооруженный одним пулеметом танк представлял собой неполноценную боевую единицу. Стоит отметить, что изначальная концепция Befehls-Panzerkampfwagen предполагала сохранение орудия и вращающейся башни. Тем не менее, никаких выводов из боев 1939-40 годов не сделали. По крайней мере, Pz.Bef.Wg. продолжал оставаться в старой концептуальной стадии.
К 22 июня 1941 года Pz.Bef.Wg. Ausf.E уже не был самой массовой командирской «трёшкой». Вовсю шел выпуск Pz.Bef.Wg. Ausf.H, ставшей самым массовым командирским Pz.Kpfw.III. Тем не менее, фронтовая жизнь Pz.Bef.Wg. Ausf.E продолжалась долго. Эти машины продолжали использовать и в 1942 году, отдельные из них воевали в 1943 года. Самый поздний случай применения Pz.Bef.Wg. Ausf.E был зафиксирован в 4-й танковой дивизии, машина всё еще была в строю по состоянию на апрель 1944 года. Вместе с тем, еще летом 1941 года было понятно, что концепцию командирского танка надо менять. Он должен был постоять за себя, а с одним пулеметом это сделать оказывалось крайне проблематично.
Удивительно, что при такой скромной серии один Pz.Bef.Wg. Ausf.E дожил до наших дней, так сказать, одним куском. Это танк, стоящий на Буйничском поле. Машину утопили в реке Друть, в 90-е ее подняли и пытались нелегально продать. Местные власти попытку пресекли, танк остался на мемориале. Сложно сказать, насколько это плохо, или хорошо. С одной стороны, на открытом воздухе машине точно лучше не становится, а вот с другой, это один из участников боев лета 1941 года. Один из первых эпизодов, когда немецким танкам, на нашей территории, хорошенько всыпали.
Еще одну такую машину, из кусков, восстановили в Музее Техники Вадима Задорожного. Этот танк гораздо «богаче» по деталям», в частности, воссоздали антенны, включая и поручневую. На настоящий момент танк воссоздан как статичный экспонат, но что так будет всегда, совсем не факт. Музей активно работает по линии танков, которые снимаются в художественных фильмах. Так что вариант, когда Pz.Bef.Wg. Ausf.E поедет, совсем не нулевой.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- US NARA
- Архив автора
-