Юрий Пашолок. Толстомясая копейка

18

Юрий Пашолок. Толстомясая копейка

История легкого штурмового танка Pz.Kpfw.I Ausf.F, самого тяжелого танка в семействе

Содержание:

В 30-е годы мировое танкостроение довольно сильно лихорадило. Касалось это и легких танков. Часть стран поставило на быстроходные танки, обладавшие слабой броней. Другие сделали что-то среднее, например, по такому пути пошла Чехословакия, где создали танки с умеренной подвижностью и лобовой броней 25 мм, защищавшей от малокалиберного автоматического оружия. Французы поставили на толстобронные танки, большинство из которых страдало от недостаточной подвижности. Хитрее всех поступили англичане, которые пошли по пути «и вашим, и нашим». Сначала они выделили пехотные танки, имевшие толстую броню и низкую подвижность, а затем запустили работы по созданию крейсерских танков. Первые были нужны для непосредственного сопровождения пехоты, а вторые — для глубоких операций в тылу противника.

Pz.Kpfw.I Ausf.F из состава 1-й роты 66-го танкового батальона особого назначения, сентябрь 1942 года

Pz.Kpfw.I Ausf.F из состава 1-й роты 66-го танкового батальона особого назначения, сентябрь 1942 года

Немцы в мировом танкостроении держались особняком. Быстрый танк-разведчик, Pz.Kpfw.I, у них не получился. Он оказался чем-то средним, то есть с умеренной подвижностью, противопульной броней и пулеметным вооружением. Исходно хотели 20-мм автоматическую пушку, но не влезла. Ситуация начала меняться в 1937 году, когда 6-й отдел Департамента Вооружений инициировал разработку нового танка семейства Pz.Kpfw.I. Изначально он именовался VK 3t, но уже в апреле 1938 года индекс скорректировали до боевой массы 5 тонн. Разработчиком танка стала Krauss-Maffei, которой предстояло создать скоростной танк-разведчик. Но 24 ноября 1938 года появилось новое задание. Оно также свалилось на Krauss-Maffei, только теперь предстояло создать 2-местный штурмовой танк с пулеметным вооружением. Изначально он именовался как VK 18.01, но более известен как Pz.Kpfw.I Ausf.F.

Карманный трамбователь линий обороны

История самого тяжелого варианта Pz.Kpfw.I началась в феврале 1938 года. На должность главнокомандующего сухопутными войсками вермахта был назначен генерал-полковник Вальтер фон Браухич. Это стало одним из шагов, сделанных нацистами в сторону начала Второй мировой войны. В конце 1937-начале 1938 года им удалось нейтрализовать силы в командовании немецкой армии, которые выступали против их политики. Сменив командование немецкой армии, Гитлер и его приспешники начали подготовку к войне, причем шло это стремительными темпами. Выглядели данные процессы как безумие, но лишь отчасти. Будем честными, к войне не были готовы все страны. Нацисты поставили на то, что они подготовятся быстрее, а дальше инициатива сыграет в их пользу. Как показали дальнейшие события, такая ставка сработала.

Исходное состояние VK 18.01. У этой версии борта еще толщиной 50 мм

Исходное состояние VK 18.01. У этой версии борта еще толщиной 50 мм

На фон Браухича, как нового главкома, свалилась задача срочной подготовки к боевым действиям. Одной из приоритетных задач оказалось создание средств преодоления вражеских линий обороны. Таковых имелось как минимум три. Речь идет о чехословацкой Линии Бенеша, французской Линии Мажино и линии Диль в Бельгии. Позже целью стали оборонительные сооружения в Польше. Задачей этих линий обороны являлось сдерживание немецкой армии, часть из них стали строить как раз после прихода нацистов к власти. Эшелонированная сеть оборонительных сооружений была крепким орешком, чтобы ее вскрыть, требовался широкий спектр средств.

Далее прямоугольные люки в бортах корпуса заменили на круглые

Далее прямоугольные люки в бортах корпуса заменили на круглые

В срочном порядке стали готовить штурмовую артиллерию, задачей которой стала борьба с вражескими оборонительными сооружениями. Как раз в это время 88-мм зенитную пушку перевели в универсальное средство, которое могло вести огонь и по наземным целям. Между тем, имевшиеся на вооружении танки плохо подходили для подобных задач. Противопульная броня оставляла им мало шансов для выживания. Поэтому 24 ноября 1938 года и появилось новое распоряжение от фон Браухича. Согласно новой концепции, в танковую бригаду вводилась рота тяжелых танков, задачей которых становилась борьба с вражеской фортификацией.

Один из четырех опытных VK 18.01, корпуса и башни изготовлялись из неброневой стали

Один из четырех опытных VK 18.01, корпуса и башни изготовлялись из неброневой стали

К моменту, когда появилась эта идея, одной линией обороны стало меньше. Под нажимом Франции и Англии правительство Чехословакии было вынуждено пойти на уступки, Линию Бенеша сдали без боя. Впрочем, оставались другие цели, поэтому пока идея выглядела, вроде как, разумно. Другой вопрос, как эти самые штурмовые танки видели в In 6. Наиболее разумным решением было бы создание толстобронного танка с 75-мм пушкой, который мог бы выдерживать огонь вражеской артиллерии. Но наверху решили, что надо взять и перенести в новые реалии три типа танков — Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и перспективный танк прорыва D.W. Толщина брони возрастала до 80 мм, тем самым машина защищалась от огня не только противотанковой, но и полевой артиллерии. Ориентировались немецкие военные на защиту от 50-мм противотанковой пушки Pak 38.

Серийный VK 18.01, он же Pz.Kpfw.I Ausf.F

Серийный VK 18.01, он же Pz.Kpfw.I Ausf.F

Если логика с толстобронным вариантом D.W. выглядела вполне нормально, то пулеметные танки с броней 80 мм смотрелись как-то диковато. Но и тут имелась логика. Боевая масса 18 тонн задавалась возможностями немецких понтонных парков. Как этот танк будет грызть бетон, как-то особо не думали. В любом случае, 6-й отдел Департамента Вооружений работу принял, а далее перевел заказ на Krauss-Maffei. Для оптимизации задачи работы объединялись с MAN, которая получила задание на толстобронный аналог Pz.Kpfw.II, получивший обозначение VK 16.01. Танки унифицировались по ходовой части и ряду других компонентов. С учетом того, что масса у них была одинаковой, вполне разумное решение.

Танк оказался тяжелее 20 тонн, став самым тяжелым немецким "легким" танком

Танк оказался тяжелее 20 тонн, став самым тяжелым немецким «легким» танком

Менее разумным решением являлась сама мысль о 2-местном танке с вооружением из 2 пулеметов, имеющем толщину брони 80 мм. На этом фоне даже английский Infantry Tank Mk.I выглядел разумнее. Он изначально был английским аналогом Renault NC, максимально дешевым, став тем чудовищем, которое получилось, по стечению обстоятельств. Немцы же вполне осознанно делали карманного монстра для очень узкого спектра задач. Предварительные наброски по VK 18.01 были готовы к 15 ноября 1939 года, также изготовили полноразмерный деревянный макет. Krauss-Maffei являлась головным разработчиком ходовой части, а MAN — моторно-трансмиссионной группы. Танк получил 6-цилиндровый мотор Maybach HL 45 P мощностью 150 л.с. при 3800 об/мин. Исходно он предполагался для легкого танка-разведчика VK 9.01. Поскольку быстро ему ездить не предполагалось, ставилась механическая 6-скоростная КПП Maybach SSG 47. Выше 25 км/ч танк разгонять не планировалось.

Несмотря на то, что нужны в нем уже не было, изготовили 30 машин

Несмотря на то, что нужны в нем уже не было, изготовили 30 машин

За MAN закреплялась разработка элементов трансмиссии, ее изготовлялось 8 комплектов — 4 для VK 16.01 и столько же для VK 18.01. Соответственно, Krauss-Maffei изготовляла 8 комплектов ходовой части. Шли они на опытные образцы танков. Согласно исходным данным, толщина лобовой детали корпуса и башни составляла 80 мм, а бортов 50 мм. Уже позже толщину бортов увеличили до 80 мм, в итоге боевая масса выросла до 21 тонны. Башню традиционно разрабатывала Daimler-Benz werk 40. Она получила характерную форму «подковы», но наклонные борта оказались бутафорией. На самом деле листы башни были вертикальными, поскольку еще и гнуть под наклоном 80 мм брони оказалось чересчур. Также отказались и от смотровых лючков в бортах башни, поскольку это лишило бы конструкцию смысла. Вместо них танк получил 5 смотровых перископических приборов на крыше башни. То есть делать перископы немцы вполне могли, но на других танках почему-то не хотели.

Место командира

Место командира

События вокруг VK 18.01 поначалу развивались довольно быстро. 22 декабря 1939 года In 6 выдал заказ на 30 танков нулевой серии. Далее 6-й отдел Департамента Вооружений заключил контракты с Krauss-Maffei на выпуск шасси и с Daimler-Benz на производство башен. Броню для корпусов и башен изготовлял Krupp. Согласно контракту, заключенному 3 февраля 1940 года, первые комплекты брони сдавались в ноябре 1940 года, а заканчивали работы в марте 1941 года. Сами танки сдавались в период с декабря 1940 по март 1941 года. Далее, в ноябре 1941 года, начиналась сдача 100 танков первой серии. Первое тестовое шасси Krauss-Maffei сдал 17 июня 1940 года, корпуса изготовлялись из конструкционной стали. Также, в июне 1940 года, появился вариант VK 18.02 с 8-скоростной полуавтоматической КПП Maybach SRG 15319 с механизмом поворота LG 45 R. Дальше проектных работ в данном направлении дело не продвинулось.

Внутри плюс-минус просторно, но зачем 2-местный танк с 80-мм броней, не совсем понятно

Внутри плюс-минус просторно, но зачем 2-местный танк с 80-мм броней, не совсем понятно

Главная проблема заключалась в том, что в июне 1940 года цели для VK 18.01 и других штурмовых танков закончились. Линии обороны во Франции, Бельгии и Польше пали и без них. Особая необходимость в танках-штурмовиках отпала. Но бюрократию было уже не установить. Прямо как в том самом анекдоте — «Драку заказывали? Нет? Оплачено!». Никто разрывать контракты на выпуск нулевой серии не собирался, другой вопрос, что работы затянулись. У заводов появились иные приоритеты, так что выпуск сдвинулся.

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Первые VK 18.01, которые получили также индекс Pz.Kpfw.I Ausf.F, сдали в апреле 1942 года. Сдавал их Krauss-Maffei в гомеопатических количествах: 3 в апреле, 12 в мае, 5 в августе, 3 в сентябре, 2 в октябре, 4 ноябре и последний в декабре. Итого 30 танков с серийными номерами шасси 15301–15330. Естественно, ни о какой первой серии из 100 танков речь уже не шла. При этом нельзя сказать, что у Krauss-Maffei получился плохой танк. С точки зрения приборов наблюдения, удобства доступа к мотору, а также удобства управления он был весьма неплох. Да и с с точки зрения того, как в Мюнхене исполнили откровенно бредовое задание, вопросов к ним нет. На фоне схожего с Pz.Kpfw.IAusf.F английского пехотного танка Infantry Tank Mk.I последний выглядел убого. Всё как обычно: мастерское исполнение немецкими инженерами бредового технического задания для немцев являлось нормой.

Машина карателей вместо штурмовика линии обороны

Запуск Pz.Kpfw.I Ausf.F в серию поднял вопрос, что же делать с этим танком. У немецкой армии внезапно образовался чемодан без ручки. Точнее, аж два чемодана: во всё том же апреле 1942 года начался выпуск нулевой серии VK 16.01, он же Pz.Kpfw.II Ausf.J. Никаких линий Мажино им уже не светило, хотя поначалу задача всё же нашлась. В 1942 году началась подготовка к операции «Геркулес», задачей которой являлся захват Мальты. Остров был важен со стратегической точки зрения, и тут карманные «штурмовики» могли себя как-то проявить.

Вместо Мальты танк поехал в район Мги

Вместо Мальты танк поехал в район Мги

30 мая 1942 года сформировали 66-й танковый батальон особого назначения. Это было весьма специфичное подразделение, собранное как будто с мира по нитке. В 1-ю роту попало 5 Pz.Kpfw.I Ausf.F, столько же Pz.Kpfw.II Ausf.J, а также 12 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Средние танки выполняли роль средства усиления. Еще более специфичной оказалась вторая рота, полностью состоявшая из советских трофейных танков. Помимо Т-34, там находились КВ-1 и КВ-2.

На башне сидит обер-лейтенант Бетке, смертельно раненный в первом же бою

На башне сидит обер-лейтенант Бетке, смертельно раненный в первом же бою

Начало операции «Геркулес» было назначено на середину июля 1942 года, в ней должны были принимать участие немецкие и итальянские войска. Но далее ее отменили, что было скорее ошибочным решением. «Непотопляемые острова», где сидели англичане, являлись местом, откуда, в том числе, производился перехват немецких и итальянских конвоев. Так или иначе, но для 66-го танкового батальона особого назначения нашлась новая работа. Во-первых, его поделили пополам, случилось это 27 июля 1942 года. Во-вторых, вместо Мальты батальон поехал на советско-германский фронт.

Танк из состава 2-й танковой полицейской роты, 1943 года

Танк из состава 2-й танковой полицейской роты, 1943 года

1-я рота, под командованием обер-лейтенанта Бетке, оказалась под Ленинградом, где 1 сентября 1942 года вошла в подчинение 29-го танкового полка 12-й танковой дивизии. На тот момент у нее в составе находилось 7 Pz.Kpfw.I Ausf.F, из них 6 в рабочем состоянии. Столько же было Pz.Kpfw.II Ausf.J, плюс 14 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Вполне грозный состав, но слегка не для тех мест, куда их прислали. Хотя на фоне «Тигров», которые прислали в те же Синявинские болота для боевого дебюта, ничего удивительного.

Один из танков роты, вероятнее всего 1944 год

Один из танков роты, вероятнее всего 1944 год

Боевой дебют карманных штурмовиков состоялся 10 сентября 1942 года. Ничем хорошим атака в районе Тортолово не закончилась. Всего 2 Pz.Kpfw.I Asuf.F остались в рабочем состоянии, 2 уничтожили, 2 застряло в болоте, их удалось эвакуировать 19 сентября. Бертке получил смертельное ранение, он умер 2 дня спустя. Ничем особым танки не отличились. К 24 октября все танки эвакуировали, окончательно потерянные отправили в Германию. В начале декабря 1942 года 1-я рота всё еще имела 5 Pz.Kpfw.I Ausf.F в рабочем состоянии. 23 января 1943 года прибыло еще 5 танков, к тому моменту рота стала 8-й ротой 29-го танкового полка. Постепенно она теряла свои танки: 3 списали в феврале 1943 года, еще 2 в апреле, а к 9 мая в строю остался всего 1 Pz.Kpfw.I Ausf.F в рабочем состоянии. Окончательно рота избавилась от них в июле 1943 года, когда 5 танков, без экипажей, уехало в 559-й танковый ремонтный батальон.

Этот же танк в Англии, после войны его порезали

Этот же танк в Англии, после войны его порезали

Пытались пристроить эти танки и в 1-ю танковую дивизию. В мае 1943 года туда уехало 8 Pz.Kpfw.I Ausf.F, в компании с 2 Pz.Kpfw.IAusf.C. Счастье привалило 2-му батальону 1-го танкового полка, правда, первое время танки толком не использовались. 1-я танковая дивизия находилась в Греции, где боевых действий не велось. Счастье отвернулось от танкистов в ноябре 1943 года, когда дивизию отправили на советско-германский фронт. Боевое применение сразу не задалось. К 20 ноябрю всего 1 танк был в рабочем состоянии. Дальше их стали терять один за другим. 10 декабря почти все оставшиеся танки увезли в Германию, остался всего 1 Pz.Kpfw.I Ausf.F.

Танки из 2-й танковой полицейской роты в начале 1944 года. Удельное давление на грунт передает привет

Танки из 2-й танковой полицейской роты в начале 1944 года. Удельное давление на грунт передает привет

Уже к началу 1943 года стало понятно, что Pz.Kpfw.I Ausf.F имеют крайне ограниченные боевые возможности. Поэтому постепенно приоритеты стали сдвигаться в сторону использования их во вспомогательных частях. Так можно назвать отдельные таковые роты, которые придавались полицейским частям (а если проще — карателям). Случилось это в мае-июне 1943 года. Одним из таких подразделений стала 221-я танковая рота, которая получила 6 Pz.Kpfw.I Ausf.F и столько же Pz.Kpfw.II Ausf.J. действовала она на территории Югославии, участвуя в противопартизанских операциях. На 11 марта 1944 года в составе роты имелось по 5 танков данных типов. Один из них ныне находится в Белграде. Это один из двух Pz.Kpfw.I Ausf.F, доживших до наших дней.

Танк "Медведь" в Кубинке

Танк «Медведь» в Кубинке

Вторая дожившая машина также была у карателей. 17 мая 1943 года 5 танков было отправлено в 3-й взвод 2-й танковой полицейской роты. До того в данной роте служили французские легкие танки Pz.Kpfw. 35R (f). Машины капризные, так что ремонтные Pz.Kpfw.I Ausf.F оказались очень стати. В августе 1943 года роту отправили на советско-германский фронт, где она подчинялась 4-му полицейскому полку СС.

Прибыл он сюда в начале осени 1944 года

Прибыл он сюда в начале осени 1944 года

Данные танки использовались в карательных операциях на территории Белоруссии. Действовали они с переменным успехом, поскольку имели чрезмерное удельное давление на грунт (1,17 кг/см²). Собственно говоря, этим и объяснялось, почему они так часто застревали в Синявинских болотах. Летом 1944 года рота всё еще оставалась на территории Белоруссии, а дальше ее удача закончилась. В ходе наступления 1-го Прибалтийского фронта рота потеряла свои танки. Случилось это и с танками уже упомянутой 221-й танковой боты.

Какого-тот особого интереса танк не вызвал

Какого-тот особого интереса танк не вызвал

В конце лета 1944 года на НИБТ Полигон прибыл трофейный Pz.Kpz.I Ausf.F. Машина с серийным номером шасси 150329 была выпущена в ноябре 1944 года, ранее служила во 2-й танковой полицейской роте. Танк с башенным номером 25 проходил под несколькими названиями. В альбоме НИБТ Полигона за 1945 год танк проходил как «легкий танк Т-I модель F». Вместе с тем, в некоторых документах полигона он проходил как «Танк Медведь». Назвали его так потому, что на эмблеме роты красовался медведь.

Схема подвески, внимание на обозначение танка

Схема подвески, внимание на обозначение танка

Судя по всему, на полигоне ограничились составлением краткой характеристики танка. Боевую массу недооценили, указав ее как 18,5 тонн, потому и удельное давление на грунт выглядело высоким, но не запредельным. Также «легкий танк Т-I модель F» попал в альбом торсионных подвесок, как раз там он указан как танк «Медведь». На этом интерес к немецкой диковинке угас. Ныне танк находится в музейном секторе парка «Патриот». С технической точки зрения он неплохо сохранился, но местные до него не добрались (пока). Так что пусть стоит, как есть.

Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

Если собирать хит-парад самых бестолковых танков военного периода, то Pz.Kpfw.I Ausf.F займет в нем одно из первых мест. О чем думали в немецком Генштабе, когда заказывали ЭТО, понять трудно. Боевой путь танка отлично характеризует его боевую ценность. Даже для прямого назначения он был почти бесполезен. Будь у него, в качестве вооружения, огнемет, какой-то смысл в его существовании имелся. А так получилось тихоходное нечто, которое могло доехать до вражеского бункера, и на этом всё.

Список источников

      1. Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
      2. ЦАМО РФ
      3. US NARA
      4. eBay
      5. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/Y5wqC_0YpUlAORU2

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account