Юрий Пашолок. Тихоходный истребитель ДОТ-ов, ставший истребителем танков
История немецкой самоходной артиллерийской установки Pz.Sfl.IVa, более известной под прозвищем Dicker Max
Содержание:
В истории оружия более чем хватает ситуаций, когда боевая машина предполагалась для одного, а применялась для другого. В танкостроении подобное сплошь и рядом. Причины смены приоритетов разные, от попыток пристроить изделие хоть куда-то, до вполне насущной необходимости выполнения той или иной задачи. Особенно это касалось самоходной артиллерии. В ее случаи поиски новой задачи для боевой машин, создававшейся под иные цели, являлись нормой.
В 1938 году Германия начала усиленно готовиться к большой войне. Генерал-полковник Вальтер фон Браухич, новый главнокомандующий немецкими сухопутными войсками, потребовал срочно создать средство борьбы с долговременными огневыми точками. Одним из решений такой задачи стали «истребители ДОТ-ов». Первый из них, 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8), начали разрабатывать летом 1938 года. В том же году начались работы и над гусеничным истребителем ДОТ-ов. Им стала 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, позже переименованная в Pz.Sfl.IVa. На фронт эта опытная САУ попала, но уже как истребитель танков, получивший прозвище Dicker Max.
Разработка с элементами самодурства
Сама по себе история создания немецких «истребителей ДОТ-ов» выглядит несколько странно. Во многом это связано с тем, что тема появилась внезапно, а результаты требовались быстро. Взламывать Линию Бенеша, Линию Мажино и Линию Диль, до весны 1938 года, немецкие военные не планировали. Но после смены немецкого командования на тех, кто как минимум не мешал планам нацистов, маховик грядущей войны стал стремительно раскручиваться. В таких условиях риск пойти не по тому пути развития очень высок. Именно это, во многом, и случилось.
Создание 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) происходило на фоне отсутствия альтернатив как по орудию, так и по шасси. Огневой мощи 8.8 cm Flak 18 хватало для укреплений средней толщины, требовалось что-то более мощное. Да и шасси Sd.Kfz.8 почти сразу подверглось критике. В августе 1938 года, при рассмотрении проекта, Фердинанд Порше указал на несколько ключевых недостатков. Это большая высота машины (снизить ее не представлялось возможным), а также крайне скромные лимиты по нагрузке шасси. То есть получался, в любом случае, эрзац. Неудивительно, что уже в конце 1938 года стартовала программа разработки гусеничного «истребителя ДОТ-ов». Контракт на его разработку достался Krupp.
Более мощное орудие долго искать не пришлось. Им оказалась 105-мм полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone 18. Подобно 8.8 cm Flak 18, данное орудие позже использовалось как противотанковое. Использовались они в тех же орудийных батареях, что и тяжелые гаубицы 15 cm sFH 18, лафет у них был одинаковый. Правда, возникала одна проблема. Орудие было не только значительно мощнее 8.8 cm Flak 18, но и больше. Просто взять и поставить качающуюся часть 10.5 cm schwere Kanone 18 не получалось, поэтому была запущена разработка 10,5 cm K für gp.Sfl., то есть пушка для бронированного самоходного лафета. Фактически на Krupp создали новую пушку с баллистикой 10,5 cm K 18. Она получила двухкамерный дульный тормоз и компактную систему отката. Неслучайно позже это орудие фигурировало как танковое, для таких целей оно вполне годилось.
Не меньшей проблемой стал мозговой штурм вокруг шасси. У Krupp иных альтернатив, кроме как Pz.Kpfw.IV, не имелось. Эрих Вёльферт, который являлся ведущим инженером Krupp по танкостроению, логично предлагал наиболее простое решение. То есть размещение орудия впереди, а силовой установки сзади. Но в 6-м отделе Департамента Вооружений имелось своё видение гусеничного самоходного шасси. Там считали, что мотор должен размещаться под орудием, а боевое отделение перемещалось назад. Это позволяло уменьшить вынос ствола орудия за габариты корпуса. Вот только проблем оказывалось больше, чем преимуществ. Также Книпкамп и камрады считали, что подвеска нужна торсионная, а мотора хватит 6-цилиндрового.
Итогом стало то, что 25 апреля 1939 года Krupp показал два варианта проекта. Торсионную подвеску выкинули сразу, потом что она поднимала высоту корпуса. Скепсис был у инженеров Krupp и по поводу 6-цилиндрового мотора Maybach HL 116 (был еще и 12-цилиндровый мотор с тем же индексом). Он был выше Maybach HL 120 на 100 мм. Тем не менее, отвертеться от Maybach HL 116 не удалось. На Krupp пытались привести разумные доводы. Эскизный проект W1299 имел классическую компоновку, с размещением мотора сзади. Это позволило снизить высоту линии огня до 1700 мм. Вариант, на котором настаивал 6-й отдел Департамента Вооружений, имел чертежный индекс W1298. Высота линии огня достигала не менее 2 метров, также указывался высокий риск перегрузки носовой части корпуса. Не говоря уже о том, какие проблемы возникали с обслуживанием мотора, проработкой системы охлаждения итд.
Несмотря на высказанные опасения Вёльферта, в 6-й отделе Департамента Вооружений решили, что они самые умные. В результате на свет появился эскизный проект W1300, представленный 2 мая 1939 года. Как и предупреждали на Krupp, высота линии огня достигла 2100 мм, за лишние 100 мм «спасибо» 6-цилиндровому мотору. В результате появился новый мотор — Maybach HL 66, тоже 6-цилиндровый, но развивавший максимальную мощность 200 л.с. (эксплуатационная мощность 180 л.с.). Доводы, что такой мотор будет слабоват, явно не подействовали. А еще Книпкамп пытался снова устроить любимую игру «давайте возьмем детальки с моего проекта и перенесем их на другую машину». То есть взять трансмиссию и, желательно, ходовую часть от VK 9.01, и перенести ее на САУ, которая в 2 с лишним раза тяжелее. Казалось бы, что может пойти не так?
15 мая 1939 года появился эскиз W1301. С мотором Maybach HL 116 боевая масса возрастала до 24 тонн, мотор HL 66 снижал ее до 22 тонн. Попытка Книпкампа впихнуть свои несчастные торсионы еще и сюда получила яростный отпор. Вскоре «главный по тарелочкам» всё же был вынужден отстать со своими торсионами. Главной причиной стало то, что шасси получалось выше на 10 см. Попытка воткнуть торсионную подвеску Z.W.38 также признали глупой идеей. Поэтому на деревянной модели Pz.Sfl.IV, представленной 10 августа 1939 года, использовалась обычная ходовая часть Pz.Kpfw.IV. А вот попытки впихнуть хотя бы механизмы поворота от VK 9.02 продолжались и дальше. Против этого нашлись разумные доводы. Объяснить, как конструкция, рассчитанная на 9 тонн боевой массы, будет надежно работать на 20-тонном Pz.Sfl.IV, Книпкамп не смог.
К сентябрю 1939 года облик Pz.Sfl.IVa (так истребитель ДОТ-ов стал именоваться к тому моменту) более-менее сформировался. Krupp пытался продвинуть второй вариант шасси, с 6 опорными катками увеличенного диаметра (Pz.Sfl.IVa 2), но его успешно торпедировал 6-й отдел Департамента Вооружений. Позже 6-катковое шасси стало базой для Pz.Sfl.IVb. Откровенно говоря, по итогам самодурства получилось непонятно что. Исходная концепция «истребителя ДОТ-ов» предполагала подвижную машину с максимальной скоростью 50 км/ч (как у 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8)). По итогам пихания мотора под орудие удельная мощность, в лучшем случае, составляла 9 л.с. на тонну, а максимальная скорость не превышала 35 км/ч.
Низкая удельная мощность была лишь половиной беды. Мотор, как и предупреждал Вёльферт, оказался замурован под орудийной установкой. Его демонтаж превращался в цирковое шоу. Не меньшим цирком для Krupp стала разработка системы охлаждения. Воздуховоды пришлось пускать по полу и бортам боевого отделения. Топливный бак вынесли в носовую часть корпуса, что вряд ли радовало механика-водителя. Как и ряд других немецких боевых машин того периода, Pz.Sfl.IVa получил фальшивый смотровой прибор механика-водителя с правой стороны рубки (вместе с фальшрубкой).
Эксперименты с мотором привели к тому, что и боевое отделение было не без странностей. Внутри помещалось 4 номера расчета (командир, наводчик и двое заряжающих), высота боевого отделения достигала 1850 мм, но вообще получилось тесновато. Прежде всего благодаря мотору и системе охлаждения. В принципе, у Krupp получилось неплохое боевое отделение, по крайней мере, места наводчика и командира выглядели вполне удобными. Но боекомплект, для машины такого размера, оказался маловат — всего 26 выстрелов раздельного заряжания. Причем часть боекомплекта находилось в носовой части корпуса, откуда его еще надо было достать.
Вишенкой на тортике стало последнее изменение САУ, случившееся в октябре 1939 года. Поскольку трансмиссию от VK 9.02 запихнуть так и не удалось, в Pz.Sfl.IVa решили поставить 6-скоростную коробку передач Z.F. S.S.G.46. А далее выяснилось, что она рассчитана на скорость до 25 км/ч. Позже данные чуть подкорректировали, но 27 км/ч — это почти в 2 раза меньше, чем предполагалось изначально. Масса машины, между тем, выросла до 22 тонн, поскольку толщина лобовой брони несколько выросла. Одним словом, если Книпкампа на самом деле звали Максим Максимович, не сильно удивлюсь. Довести вполне удачную концепцию подвижного истребителя ДОТ-ов до тесной штуковины, которая не едет, а руководством по демонтажа мотора является Камасутра — это талант.
Медленная противотанковая пушка
Судьба, между тем, продолжала издеваться над Pz.Sfl.IVa. Летом 1940 года для истребителей ДОТ-ов цели закончились. Линии Бенеша, Мажино и Диль взяли без них, а 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) использовались как истребители танков. Это натолкнуло на логичную мысль, что и Pz.Sfl.IVa надо строить как истребители ДОТ-ов. Ну а что машине «порезали» подвижность, наверху, похоже, даже не заметили.
Вместо августа 1940 года оба опытных образца Pz.Sfl.IVa сдали в январе 1941 года. К тому моменту их переименовали в 10 cm Kan (Pz.Sfl.) auf Sg.st.Pz.Kpfw.IV. Что от «четверки» остались рога да копыта, видимо, никого не смутило. Еще раз САУ переименовали в августе 1941 года, ее стали называть 10,5 cm K (gp.Sfl). Но на самом деле ее как называли Pz.Sfl.IVa, так и продолжали именовать. Судьба САУ, между тем, еще не решилась окончательно. 31 марта 1941 года ее показали Гитлеру. Тот распорядился направить оба истребителя ДОТ-ов, которые стали истребителями танков, в действующую армию. По их итогам решался вопрос о серийном производстве в 1942 году.
В июне 1941 года рота 10-см самоходных пушек была включена в состав 521-го самоходного дивизиона истребителей танков. К началу операции «Барбаросса» дивизион находился в группе армий «Центр». Здесь же был и 8-й дивизион истребителей танков, на вооружении которого находились 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). И если полугусеничные истребители танков показали себя как весьма эффективное оружие, то с Pz.Sfl.IVa дела обстояли несколько иначе. Такое впечатление, что судьба продолжала издеваться над ними.
Так сложилось, что в июне 1941 года для Pz.Sfl.IVa не нашлось достойных целей. Вместо танков воевать пришлось с советской артиллерией. Лишь 30 июня появился первый бронированный объект. Им оказался бронепоезд, по которому был открыт огонь. В самый ответственный момент у САУ сломались тормоза, пока их чинили, бронепоезд скрылся в лесу. На этом бронеобъекты в июне 1941 года закончились.
Июнь 1941 года пережила только одна Pz.Sfl.IVa. Вторая погибла при загадочных обстоятельствах. Что именно произошло, подрыв на мине или пожар, на все 100% сказать сложно. Немецкая версия выглядит следующим образом. В ходе марша в сторону Слуцка стояла жаркая погода. Один из снарядов оказался слишком близко к воздуховоду системы охлаждения. Нагревшись, порох вспыхнул, экипаж немедленно покинул машину. Полыхающая машина проехала еще некоторое расстояние и взорвалась. Левый борт, в районе рубки, разорвало.
Некоторое время взорвавшаяся САУ стояла на дороге, далее ее спихнули в кювет, постепенно снимая лишние детали. Затем ее погрузили на эвакуатор и куда-то потащили, позже бросив где-то на лесной дороге. К тому моменту с нее сняли всё ценное. Что было дальше, неизвестно, в любом случае, боевой путь для САУ закончился.
Общее впечатление о Pz.Sfl.IVa было неоднозначным. С одной стороны, не имелось никаких сомнений насчет возможностей орудия. С другой стороны, Pz.Sfl.IVa не отличалась высокой маневренностью. Это означало, что работать она должна была со второй линии. Также отмечались проблемы с тормозами, а наличие снарядных ящиков на броне намекало на недостаточный боекомплект.
Отличиться Pz.Sfl.IVa удалось во второй половине августа 1941 года. В ходе боя 20 августа (район деревни Асколки (ныне Осколково) Брянской области) с советской танковой колонной экипаж Pz.Sfl.IVa смог поразить цель на дистанции 3000 метров. Судя по описанию, речь шла о Т-34 (у немцев он проходил как 32-тонный танк). Цели оказались поражены, но при осмотре пробития брони не обнаружилось.
29 августа прямым попаданием был уничтожен еще один советский танк, машина сгорела. В ходе последующего боя, проходившего в районе деревни Девищи, экипаж Pz.Sfl.IVa смог поразить два КВ-1. Но тут немцам не повезло. Тяжелые танки нашим танкистам удалось эвакуировать, так что результатов попаданий немцы не увидели. Всего экипаж Pz.Sfl.IVa записал на свой счет 7 танков (включая 1 Т-34), но реально сгорел 1. Оба КВ-1, в лучшем случае, подбили, а пораженные 20 августа танки не имели пробития брони. Это к вопросу о «победных кольцах».
Итоги боевого применения оказались крайне сомнительными. Это стало причиной, по которой серийный выпуск Pz.Sfl.IVa отменили. В конце 1941 года САУ прислали на Grusonwerk, где она прошла капитальный ремонт. В мае 1942 года ее направили в Ютеборг, где шло слаживание 521-го дивизиона истребителей танков. Pz.Sfl.IVa снова попала в роту тяжелых истребителей танков, куда спихнули два опытных образца Pz.Sfl.V. Эти машины также создавались как «истребители ДОТ-ов», во многом повторив судьбу более ранней разработки.
Вероятнее всего, именно в этот период появилось прозвище Dicker Max, то есть «толстый Макс». Pz.Sfl.V имели другое прозвище — Sturer Emil, то есть «ленивый Эмиль». Такие прозвища намекали на крайнюю неспешность. Впрочем, в документах дивизиона Pz.Sfl.IVa именовался как Brummbär. На фронте дивизион появился в июне 1942 года. На сей раз у тяжелых истребителей танков были почти тепличные условия. Они вели огонь на дальних дистанциях, где их орудия имели явные преимущества.
В течение лета 1942 года экипаж Dicker Max (или Brummbär) записал на свой счет 12 советских танков (сколько реально уничтожили — вопрос). Как минимум один раз САУ получала поражение в лобовую часть корпуса. В октябре 1942 года информация о наличии у немцев тяжелого истребителя танков попала в ГАБТУ КА, но без конкретики. Что в этот момент происходило с Dicker Max, неизвестно, но машина в сводках 521-го дивизиона истребителей танков «мигает».
До недавнего времени считалось, что Pz.Sfl.IVa погибла еще в ноябре 1942 года. Недавно выяснилось, что это не так. Сломавшийся, или в рабочем состоянии, немецкий истребитель танков дожил до конца Сталинградской битвы. Машина точно воевала зимой 1942-43 годов. Но судьба снова оказалась злодейкой. Советских трофейщиков немецкий самоход не заинтересовал, его благополучно сдали в металлолом. В отличие от одной из Pz.Sfl.V, которая ныне находится в парке «Патриот».
В заключение следует сказать, что совсем бесполезной машиной Pz.Sfl.IVa назвать сложно. Это была грозная боевая единица. Другой вопрос, что самодурство 6-го отдела Департамента Вооружений сыграло злую шутку. САУ лишили подвижности и создали кучу проблем на пустом месте. В результате даже как средство поражения вражеских ДОТ-ов Pz.Sfl.IVa была весьма сомнительной разработкой.
Список источников
- ЦАМО РФ
- anzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004
- Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger (7.5 cm Pak 40/4 to 8.8 cm Waffentraeger) — development and employment from 1939 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006
- победныймай.рф
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/ZCqo3mAGXzCxkUHL