14
Юрий Пашолок. Танк-разведчик от Citroën

Юрий Пашолок. Танк-разведчик от Citroën

Легкий кавалерийский танк-разведчик AMR Citroën P 103, официально именовавшийся бронемашиной

Французская кавалерия, как и кавалеристы в ряде других стран, отличались специфичностью подхода к вопросу механизации. Для начала, официально танков у них не имелось. Считалось, что у кавалерии танков быть не должно, да и поначалу им особо их не хотелось. Даже в 20-е годы французские танки отличались слишком низкой подвижностью, что приближало к нулю вероятность их использования кавалерийскими частями. В этом попросту не было никакого смысла, поскольку танки становились обузой. Совсем иначе обстояли дела с бронеавтомобилями. В 1925 году начались поставки полугусеничных бронемашин Citroën 10 HP P 4 T. В качестве базы послужил Citroën-Kégresse P 4, первая удачная модель совместной разработки Citroën и инженера Адрольфа Кегресса. Еще будучи начальником Императорского Гаража в России, Кегресс разработал систему с гусеничной тележкой, имевшей резинотканевые гусеничные ленты. Система оказалась удачной, а после возвращения во Францию Кегресс нашел общий язык с Андре Ситроеном. В дальнейшем Citroën пошел на сотрудничество со Schneider, результатом стал полугусеничный бронеавтомобиль Schnedier P 16. Выпущенный внушительным тиражом в 96 экземпляров P 16 стал первым броневиком категории AMC (Automitrailleuse de Combat, боевой бронеавтомобиль).

Citroën P 28, первый официальный броневик категории AMR

Citroën P 28, первый официальный броневик категории AMR

4 июля 1930 года генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, инициировал работы по моторизации. Помимо новых бронемашин категории AMC, предполагался и более легкий броневик. Поначалу речь шла о легком броневике-разведчике типа L, но позже концепция поменялась. Кавалерия захотела что-то вроде танкетки Carden-Loyd Mk.VI, впрочем, она все равно именовалась броневиком. Так совпало, как как раз в это время Citroën занимался полугусеничным транспортером для пехоты. Модель, имевшая индекс P 28, проигрывала конкурс, но в случае с броневиком-танкеткой Citroën очень быстро среагировала, к лету 1931 года создав бронемашину-разведчик. 15 октября 1931 года был заключен контракт на выпуск 50 таких броневиков-разведчиков, но в виду того, что в машине быстро разочаровались, контракт на выпуск Citroën P 28 переиграли. Серийные машины, существенно отличавшиеся от опытных образцов, изготавливались из конструкционной стали и использовались только для учебных целей. А полноценную победу одержала Renault с моделью Renault VM. В конце 1931 года появилась новая систематизация кавалерийских машин, тот самый двухместный разведчик стал именоваться как AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). 8 марта 1933 года Renault VM приняли на вооружение французской кавалерии как AMR 33 VM. Их было построено 118 штук.

Citroën P 103 во дворе завода, начало 1935 года. Официально это броневик

Citroën P 103 во дворе завода, начало 1935 года. Официально это броневик

Успех AMR 33 VM оказался частичным. Дело в том, что еще весной 1933 года, в ходе испытания опытных образцов Renault VM, отмечались замечания по размещению силовой установки. В результате появился переработанный вариант машины, более известный как Renault ZT. При создании данной машины учитывался опыт разработки легкого танка Renault ZM, который как раз в это время разрабатывавшийся для французской пехоты. С него на Renault ZT перекочевал 4-цилиндровый мотор Renault 22 CV объёмом чуть меньше 5,9 литров и мощностью 82 лошадиных сил. Также с этого же танка была использована более совершенная подвеска. В апреле 1934 года Renault ZT вышел на испытания, а уже 5 мая 1934 года танк приняли на вооружение как AMR 35 ZT. Правда, далее танк стал постепенно набирать массу, и уже к концу 1934 года она составляла 6,5 тонн. Результатом стало снижение максимальной скорости с 64 до 55 км/ч, да и она могла развиваться недолгое время. На практике средняя скорость не превышала 40 км/ч, правда, и броневики шли примерно с той же скоростью. Не менее важным моментом стало то, что у Renault ZT образовались конкуренты. Первым был бронеавтомобиль AMR Gendron, который быстро ушел на переделку. Второй конкурент оказался опаснее. Им был AMR Citroën P 103, попытка Citroën расквитаться на неудачу с P 28.

Литая носовая часть корпуса была одной из особенностью машины

Литая носовая часть корпуса была одной из особенностью машины

В отличие от полугусеничного P 28, AMR Citroën P 103 стал чисто гусеничной боевой машиной. Неудача с P 28 убедила Citroën, что экспериментировать с данной схемой не стоит. А вот от резинотканевой гусеничной ленты отказываться никто не собирался. Больше того, Адольф Кегресс продолжил совершенствовать конструкцию резинотканевой ленты, которая превратилась в своеобразный слоёный пирог. Теперь вместо одного гребня их было три (центральный и два поменьше), а опорных катков стало по 4 штуки в «ширину». Сделано это оказалось для того, чтобы максимально снизить вероятность сброса гусеничной ленты. Подвеска вела родословную от P 28, но с рядом изменений. Число опорных катков выросло до 6 на борт, благодаря этому танк имел некоторое преимущество при езде по сложным грунтам перед Renault ZT. Особенно это касалось плавности хода.

Citroën осталась верной концепции шасси Кегресса, но уже в чисто гусеничном исполнении

Citroën осталась верной концепции шасси Кегресса, но уже в чисто гусеничном исполнении

Компоновочно P 103 был похож на своего визави. Для того, чтобы сократить габариты машины, силовую установку разместили в отделении управления. Мотор Citroën K вел свою родословную с той силовой установки, которая стояла на Citroën P 28, но объем вырос до 4 литров, в связи с чем мощность немного подросла. Впрочем, наибольший интерес вызывала не начинка машины, а конструкция ее корпуса. Она оказалась не менее любопытной, нежели ходовая часть. Дело в том, что с начала 30-х годов, с легкой руки Hotchkiss, началось массовое внедрение литых корпусов. Полностью литой корпус на Citroën делать не стали, поскольку у бортов и крыши всё же не те толщины. А вот носовая часть была сделана полностью литой. Получилась большая, сложная деталь, которая имела преимущество перед клепаной конструкцией Renault. Во-первых, она получилась толще, во-вторых, снижалась возможность получить вторичные осколки при попадании пуль. Толщина лба составила 20 мм. Очень интересно получился люк механика-водителя, который по направляющим сдвигался внутрь отделения управления.

Патент на трак, который использовался в ходовой части Citroën P 103

Патент на трак, который использовался в ходовой части Citroën P 103

С точки зрения боевого отделения P 103 оказался равноценен своему конкуренту. Дело в том, что от производителей требовалось шасси, а башню разрабатывали отдельно. На опытный образец, подготовленный к началу 1935 года, поставили башню Avis №1, в которую устанавливался пулемёт MAC Mle.1931 калибра 7,5 мм. Диаметр погона позволял поставить и что-то посерьёзнее. Речь шла о башне Avis №2, чуть более крупной. В нее ставился крупнокалиберный пулемёт Hotchkiss Mle. 1930.

Внутри отделения управления, оно же моторное отделение

Внутри отделения управления, оно же моторное отделение

Опытный образец AMR Citroën P 103 получил регистрационный номер 84374, в начале 1935 года он оказался на испытаниях в Винсене. По ходу испытаний танк получил доработанные гусеничные ленты, отличавшиеся новыми башмаками с шевронными грунтозацепами. Танк оказался меньше конкурента, а также существенно легче (5480 кг против 6500 кг), благодаря чему удалось компенсировать существенно меньшую мощность двигателя. Надо сказать, что французская кавалерия уже начала коситься на Renault с подозрением. Фирма нахватала заказов, при этом ограниченность по возможностям их исполнения выглядела всё более очевидной. Поэтому AMR Citroën P 103 стал считаться потенциальной альтернативой AMR 35 ZT. 24 апреля 1935 года Citroën уведомили о том, что их машина прошла испытания и утверждена в программе AMR. Но в ответ было молчание.

В ходе испытаний на машину поставили улучшенные гусеничные ленты

В ходе испытаний на машину поставили улучшенные гусеничные ленты

Как выяснилось чуть позже, к лету 1935 года на Citroën сложилась поистине дикая ситуация. Дело в том, что за год до того компанию приобрел Michelin. Андре Ситроена подвела любовь к азартным играм, отчасти военную программу его фирмы можно считать таковой. Новый владелец решил полностью избавиться от военных заказов. Таким образом Citroën P 107, новый артиллерийский тягач, стал UNIC P 107, производство купила другая фирма. А P 103 подхватывать оказалось попросту некому. Таким образом Renault неожиданно лишилась всех конкурентов. Правда, счастье оказалось недолгим, поскольку в 1936 году танковое производство Луи Рено пришлось национализировать. Да и AMR 35 ZT оказался так себе машиной. Поэтому часть заказа ушло Hotchiss и ее легкому танку Hotchkiss H 35. Ну а AMR Citroën P 103 так и остался в единственном экземпляре.

Список источников:

      1. CAAPC
      2. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      3. Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankrazvedchik-ot-citron-6078639bfea06e298d0d3cb5

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account