История танков Т-60, выпускавшихся заводом №38 НКТП, г. Киров
Малый танк Т-60, родившийся в самом начале Великой Отечественной войны, являлся инициативой лишь отчасти. Еще летом 1940 года рассматривался вопрос создания на базе Т-40 похожего танка, только с 23-мм пушкой. Разница состояла в том, что на этот раз возникла острая потребность в простом и массовом танке, который хотя бы частично закрывал образовавшуюся брешь в поредевшей матчасти танковых частей Красной Армии. Важным моментом было то, что производство малого танка возлагалось на заводы, которые не моли делать что-то более крупное. Этот подход дал свои плоды. Не сразу, но 60-ки стали массово выпускать, причем число производящих их заводов постепенно росло.
Изначально производство малых танков Т-60 предполагалось на трех заводах — №37 (г. Москва), ХТЗ (г. Харьков) и ГАЗ им. Молотова (г. Горький). Из этих заводов только ГАЗ смог по-настоящему массово наладить выпуск новых танков. ХТЗ осенью 1941 года уехал в эвакуацию, его танковое производство оказалось на заводе №264 (г. Сталинград). Что же касается завода №37, то с ним случилась более интересная история. Он также эвакуировался осенью 1941 года, но в результате образовалось два предприятия, которые занимались выпуском малых танков. Помимо завода №37, который уехал в Свердловск, образовался завод №38 НКТП (г. Киров). Причем его история, как производителя танков, оказалась более счастливой, чем у бывшего московского завода.
История завода №38 началась 20 июля 1941 года, когда вышло постановление ГКО №222сс. Среди поставщиков корпусов для Т-60 завода №37 появился Коломенский завод НКТМ. Правда, в то время речь шла не о Т-60, который все знают, а Т-30 (030), который также именовался Т-60. Поставлять коломенские корпуса начали в сентябре 1941 года, а 9 октября 1941 года было подписано постановление ГКО №752сс «об эвакуации заводов: №37, КИМ, Подольского и танкового производства Коломенского завода». Так вот, по планам, заводы уезжали в Ташкент, на территорию Ташсельмаш. Далее эту идею переиграли, завод №37 и КИМ поехали в Свердловск. Но идея об организации танкового производства в Ташкенте не умерла.
В начале ноября 1941 года с предложением организовать в Ташкенте производство танков выступили секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана У.Ю. Юсупов и заместитель командующего войсками САЗО генерал-майор П.С. Курбаткин.Предложением заинтересовались в ГАБТУ. 10 ноября 1941 года в НКТП с предложением об организации производства Т-60 обратился начальник ГАБТУ КА Федоренко. Даже был подготовлен проект постановления ГКО. Площадкой для выпуска танков предполагался Литейно-Механический завод НКПС. Данная идея муссировалась до января 1942 года, но в итоге от нее отказались. Получались слишком длинные производственные цепочки.
Тем не менее, четвертая площадка для выпуска Т-60 всё же образовалась. Уже упомянутое постановление ГКО №752сс оговаривало эвакуацию корпусного производства Коломенского завода НКТМ в Киров, на Кировский машиностроительный завод им. 1 мая НКПС. Вместе с танковым производством в эвакуацию уехало и заводское КБ во главе с М.Н.Щукиным. Паровозостроители с энтузиазмом включились в вопросы танкостроения. Вместо корпусного производства на новом месте было решено организовать полноценный выпуск танков. Весь ноябрь и декабрь 1941 года ушли на организацию производства на новом месте. 30 ноября 1941 года на свет появился Завод №38 им. Куйбышева, его первым директором стал Е.Э. Рубинчик, до того возглавлявший Коломенский завод НКТМ.
Решение о том, что в Кирове будут выпускать танки, а не корпуса, было связано с теми же причинам, почему не состоялся выпуск Т-60 в Ташкенте. От города на Вятке до Горького, где производились моторы, расстояние меньше, чем до того же Свердловска. Смежником по деталям ходовой части являлся СТЗ. Поставщиками бронелистов сделали Нижнетагильский и Чусовской металлургические заводы. Самое главное, что завод №38 уехал в эвакуацию с заделом по корпусам и башням. Правда, под обозначением Т-60 скрывались Т-30, но не суть важно. Завод, в любом случае, готовился к выпуску корпусов 060. Правда, январская программа на 200 танков оказалась явно оптимистичной. Завод сдал 4 Т-30, поскольку имелись проблемы со смежниками. Ровно то же самое происходило и с другими эвакуированными заводами.
В НКТП решили урезать осетра: измененная программа производства завода №38 на февраль 1942 предусматривала выпуск 75 танков. При этом в Кирове к заданию по выпуску танков подходили ответственно. К 1 февраля 1942 года было принято 58 корпусов Т-60 и 30 башен. Вместо 75 танков завод сдал 76, из них часть была Т-60, часть Т-30. В марте план снова перевыполнили: вместо 150 Т-60 было сдано 160 танков, а вместо 170 корпусов завод изготовил 174 штуки. При этом завод указывал, что сдает Т-60, подвох можно обнаружить только в отправках. Если видите четырехзначный номер, значит, перед вами Т-30. Всего таких танков сдали около 50 штук, точных данных нет. Расхождения могут быть на несколько танков.
Еще одна сложность связана с тем, как же определить танки, выпущенные на заводе №38. Дело в том, что в Кирове пошли самым разумным путем и не стали, подобно другим заводам, заниматься самодеятельностью. Поэтому Т-60 завода №38 являлись практически точной копией «классического» Т-60 выпуска ГАЗ им. Молотова. Подопечные Щукина использовали ГАЗ-овскую документацию, без упрощений вроде замены заклепок на сварку. Разве что сами корпуса и башни изначально производились утолщенными. У завода №38 не было необходимости экранировать корпуса и башня, их строили с нуля.
По большому счету, единственным отличием танков завода №38 являлись катки, да и то, вопрос крайне спорный. Дело в том, что СТЗ выпускал для завода №38 и завода №264 литые спицованные катки, причем их поставка периодически срывалась. Поэтому нет-нет, да появлялись штампованно-сварные опорные катки. С другой стороны, литые опорные катки и ленивцы иногда появлялись и на ГАЗ-овских танках. Если вы видите танк со штампованными опорными катками и литыми ленивцами, скорее всего, перед вами машина завода №38. Следует отметить, что в июне 1942 года завод №38 освоил выпуск штампованных опорных катков самостоятельно, так что литые ленивцы стали едва ли не единственной отличительной чертой.
Еще одним моментом, который отличал завод №38 от того же завода №37, стало то, что он не шел наперекор решениям ГКО. Но при этом нередко по-своему понимал эти самые решения. 9 марта 1942 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно ему, выпуск Т-60 на заводе №38 прекращался с 1 мая 1942 года, вместо него осваивалось производство Т-70. Заводское КБ с той же энергией занялось ответственной задачей. При этом выпуск Т-60 шел своим чередом. За апрель 1942 года завод сдал 163 танка данного типа. Поскольку волшебная сила заделов никуда не девалась, за май 1942 года сдали еще 109 Т-60. Официально выпуск танков данного типа продолжалось и в июне. Согласно отчету военпреда завода №38, за июнь сверх плана было изготовлено 22 Т-60, из них 10 без башен (данные машины предназначались под монтаж систем залпового огня М-8).
А вот дальше начинаются чудеса. 25 июля 1942 года завод отправил с эшелоном №15258 в 1-е Горьковское танковое училище 9 Т-60 и 1 Т-30 (серийный номер 2071). Есть известная серия фотографий, сделанных на заводе летом 1942 года. На них как раз матчасть с того самого эшелона. Дальше, как говорится, следим за руками. Фактическое число Т-60 можно понять по числу сданных корпусов. С января по июнь 1942 года сварили 567 комплектов, из них изготовили как минимум 524 Т-60 и как минимум 10 шасси под установку М-8.
Во многом история выпуска Т-60 на заводе №38 в Кирове является ответом на вопрос критикам этого танка. Из корпусного завода, благодаря энергичным действиям руководства, появилось полноценное производство танков. Спустя 2 месяца после того, как сдали первые кировские 60-ки, на заводе стали собирать его сменщиков. Некоторым перфекционистам уже и 70-ка не нравится, но тут медицина бессильна. Если же включать мозги, то можно заметить больше 500 танков, выпущенных за 5 месяцев. Лишними они точно не были. Кроме того, без налаженного производства Т-60 не случилось бы СУ-76, которую разработали тут же, на заводе №38. По чужому проекту, точно так же не пререкаясь и с энтузиазмом.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- muzey43.ru
-
источник: https://dzen.ru/a/Zbyqoz1qtHYJ6lfn