Юрий Пашолок. Т-60 с берегов Вятки

18

История танков Т-60, выпускавшихся заводом №38 НКТП, г. Киров

Малый танк Т-60, родившийся в самом начале Великой Отечественной войны, являлся инициативой лишь отчасти. Еще летом 1940 года рассматривался вопрос создания на базе Т-40 похожего танка, только с 23-мм пушкой. Разница состояла в том, что на этот раз возникла острая потребность в простом и массовом танке, который хотя бы частично закрывал образовавшуюся брешь в поредевшей матчасти танковых частей Красной Армии. Важным моментом было то, что производство малого танка возлагалось на заводы, которые не моли делать что-то более крупное. Этот подход дал свои плоды. Не сразу, но 60-ки стали массово выпускать, причем число производящих их заводов постепенно росло.

Бронепоезд "За Сталина", построенный в Коломне до эвакуации

Бронепоезд «За Сталина», построенный в Коломне до эвакуации

Изначально производство малых танков Т-60 предполагалось на трех заводах — №37 (г. Москва), ХТЗ (г. Харьков) и ГАЗ им. Молотова (г. Горький). Из этих заводов только ГАЗ смог по-настоящему массово наладить выпуск новых танков. ХТЗ осенью 1941 года уехал в эвакуацию, его танковое производство оказалось на заводе №264 (г. Сталинград). Что же касается завода №37, то с ним случилась более интересная история. Он также эвакуировался осенью 1941 года, но в результате образовалось два предприятия, которые занимались выпуском малых танков. Помимо завода №37, который уехал в Свердловск, образовался завод №38 НКТП (г. Киров). Причем его история, как производителя танков, оказалась более счастливой, чем у бывшего московского завода.

Итоги переписки об организации выпуска Т-60 в Ташкенте. С точки зрения смежников получались слишком длинные цепочки. Проще оказалось выпускать Т-60 где-то поближе

Итоги переписки об организации выпуска Т-60 в Ташкенте. С точки зрения смежников получались слишком длинные цепочки. Проще оказалось выпускать Т-60 где-то поближе

История завода №38 началась 20 июля 1941 года, когда вышло постановление ГКО №222сс. Среди поставщиков корпусов для Т-60 завода №37 появился Коломенский завод НКТМ. Правда, в то время речь шла не о Т-60, который все знают, а Т-30 (030), который также именовался Т-60. Поставлять коломенские корпуса начали в сентябре 1941 года, а 9 октября 1941 года было подписано постановление ГКО №752сс «об эвакуации заводов: №37, КИМ, Подольского и танкового производства Коломенского завода». Так вот, по планам, заводы уезжали в Ташкент, на территорию Ташсельмаш. Далее эту идею переиграли, завод №37 и КИМ поехали в Свердловск. Но идея об организации танкового производства в Ташкенте не умерла.

М.Н. Щукин, главный конструктор завода №38 по танкостроению

М.Н. Щукин, главный конструктор завода №38 по танкостроению

В начале ноября 1941 года с предложением организовать в Ташкенте производство танков выступили секретарь ЦК ВКП(б) Узбекистана У.Ю. Юсупов и заместитель командующего войсками САЗО генерал-майор П.С. Курбаткин.Предложением заинтересовались в ГАБТУ. 10 ноября 1941 года в НКТП с предложением об организации производства Т-60 обратился начальник ГАБТУ КА Федоренко. Даже был подготовлен проект постановления ГКО. Площадкой для выпуска танков предполагался Литейно-Механический завод НКПС. Данная идея муссировалась до января 1942 года, но в итоге от нее отказались. Получались слишком длинные производственные цепочки.

Часть корпусов была возведена в спешке

Часть корпусов была возведена в спешке

Тем не менее, четвертая площадка для выпуска Т-60 всё же образовалась. Уже упомянутое постановление ГКО №752сс оговаривало эвакуацию корпусного производства Коломенского завода НКТМ в Киров, на Кировский машиностроительный завод им. 1 мая НКПС. Вместе с танковым производством в эвакуацию уехало и заводское КБ во главе с М.Н.Щукиным. Паровозостроители с энтузиазмом включились в вопросы танкостроения. Вместо корпусного производства на новом месте было решено организовать полноценный выпуск танков. Весь ноябрь и декабрь 1941 года ушли на организацию производства на новом месте. 30 ноября 1941 года на свет появился Завод №38 им. Куйбышева, его первым директором стал Е.Э. Рубинчик, до того возглавлявший Коломенский завод НКТМ.

К вопросу о том, что называлось на заводе №38 Т-60. Поэтому не всё, что именовалось в Кирове Т-60, являлось таковым

К вопросу о том, что называлось на заводе №38 Т-60. Поэтому не всё, что именовалось в Кирове Т-60, являлось таковым

Решение о том, что в Кирове будут выпускать танки, а не корпуса, было связано с теми же причинам, почему не состоялся выпуск Т-60 в Ташкенте. От города на Вятке до Горького, где производились моторы, расстояние меньше, чем до того же Свердловска. Смежником по деталям ходовой части являлся СТЗ. Поставщиками бронелистов сделали Нижнетагильский и Чусовской металлургические заводы. Самое главное, что завод №38 уехал в эвакуацию с заделом по корпусам и башням. Правда, под обозначением Т-60 скрывались Т-30, но не суть важно. Завод, в любом случае, готовился к выпуску корпусов 060. Правда, январская программа на 200 танков оказалась явно оптимистичной. Завод сдал 4 Т-30, поскольку имелись проблемы со смежниками. Ровно то же самое происходило и с другими эвакуированными заводами.

Корпусное производство. В Кирове с самого начала стали выпускать утолщенные корпуса и башни

Корпусное производство. В Кирове с самого начала стали выпускать утолщенные корпуса и башни

В НКТП решили урезать осетра: измененная программа производства завода №38 на февраль 1942 предусматривала выпуск 75 танков. При этом в Кирове к заданию по выпуску танков подходили ответственно. К 1 февраля 1942 года было принято 58 корпусов Т-60 и 30 башен. Вместо 75 танков завод сдал 76, из них часть была Т-60, часть Т-30. В марте план снова перевыполнили: вместо 150 Т-60 было сдано 160 танков, а вместо 170 корпусов завод изготовил 174 штуки. При этом завод указывал, что сдает Т-60, подвох можно обнаружить только в отправках. Если видите четырехзначный номер, значит, перед вами Т-30. Всего таких танков сдали около 50 штук, точных данных нет. Расхождения могут быть на несколько танков.

Вычислить, что среди Т-60 были и Т-60, можно по серийным номерам

Вычислить, что среди Т-60 были и Т-60, можно по серийным номерам

Еще одна сложность связана с тем, как же определить танки, выпущенные на заводе №38. Дело в том, что в Кирове пошли самым разумным путем и не стали, подобно другим заводам, заниматься самодеятельностью. Поэтому Т-60 завода №38 являлись практически точной копией «классического» Т-60 выпуска ГАЗ им. Молотова. Подопечные Щукина использовали ГАЗ-овскую документацию, без упрощений вроде замены заклепок на сварку. Разве что сами корпуса и башни изначально производились утолщенными. У завода №38 не было необходимости экранировать корпуса и башня, их строили с нуля.

Внешне от ГАЗ-овской машины танк завода №38 можно по опорным каткам и ленивцам

Внешне от ГАЗ-овской машины танк завода №38 можно по опорным каткам и ленивцам

По большому счету, единственным отличием танков завода №38 являлись катки, да и то, вопрос крайне спорный. Дело в том, что СТЗ выпускал для завода №38 и завода №264 литые спицованные катки, причем их поставка периодически срывалась. Поэтому нет-нет, да появлялись штампованно-сварные опорные катки. С другой стороны, литые опорные катки и ленивцы иногда появлялись и на ГАЗ-овских танках. Если вы видите танк со штампованными опорными катками и литыми ленивцами, скорее всего, перед вами машина завода №38. Следует отметить, что в июне 1942 года завод №38 освоил выпуск штампованных опорных катков самостоятельно, так что литые ленивцы стали едва ли не единственной отличительной чертой.

Уже весной 1942 года появились штампованные опорные катки

Уже весной 1942 года появились штампованные опорные катки

Еще одним моментом, который отличал завод №38 от того же завода №37, стало то, что он не шел наперекор решениям ГКО. Но при этом нередко по-своему понимал эти самые решения. 9 марта 1942 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно ему, выпуск Т-60 на заводе №38 прекращался с 1 мая 1942 года, вместо него осваивалось производство Т-70. Заводское КБ с той же энергией занялось ответственной задачей. При этом выпуск Т-60 шел своим чередом. За апрель 1942 года завод сдал 163 танка данного типа. Поскольку волшебная сила заделов никуда не девалась, за май 1942 года сдали еще 109 Т-60. Официально выпуск танков данного типа продолжалось и в июне. Согласно отчету военпреда завода №38, за июнь сверх плана было изготовлено 22 Т-60, из них 10 без башен (данные машины предназначались под монтаж систем залпового огня М-8).

Одна из последних отправок Т-60, конец июля 1942 года. Самый дальний в кадре - Т-30. В отправке числится как Т-60

Одна из последних отправок Т-60, конец июля 1942 года. Самый дальний в кадре — Т-30. В отправке числится как Т-60

А вот дальше начинаются чудеса. 25 июля 1942 года завод отправил с эшелоном №15258 в 1-е Горьковское танковое училище 9 Т-60 и 1 Т-30 (серийный номер 2071). Есть известная серия фотографий, сделанных на заводе летом 1942 года. На них как раз матчасть с того самого эшелона. Дальше, как говорится, следим за руками. Фактическое число Т-60 можно понять по числу сданных корпусов. С января по июнь 1942 года сварили 567 комплектов, из них изготовили как минимум 524 Т-60 и как минимум 10 шасси под установку М-8.

500 с лишним танков оказались совсем не лишними

500 с лишним танков оказались совсем не лишними

Во многом история выпуска Т-60 на заводе №38 в Кирове является ответом на вопрос критикам этого танка. Из корпусного завода, благодаря энергичным действиям руководства, появилось полноценное производство танков. Спустя 2 месяца после того, как сдали первые кировские 60-ки, на заводе стали собирать его сменщиков. Некоторым перфекционистам уже и 70-ка не нравится, но тут медицина бессильна. Если же включать мозги, то можно заметить больше 500 танков, выпущенных за 5 месяцев. Лишними они точно не были. Кроме того, без налаженного производства Т-60 не случилось бы СУ-76, которую разработали тут же, на заводе №38. По чужому проекту, точно так же не пререкаясь и с энтузиазмом.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ
      4. РГАКФД
      5. muzey43.ru

источник: https://dzen.ru/a/Zbyqoz1qtHYJ6lfn

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account