Юрий Пашолок. Т-36, или мобилизационный предок Т-30
Понятие «мобилизационный танк» знакомо целому ряду стран. Далеко не всегда такие танки запускали в серию или вообще строили, порой они оставались в виде эскизных проектов, либо строили опытные шасси. Так было, например, с Light Tank T6, который всерьёз рассматривался как массовый лёгкий танк для американской армии. К счастью для американских военных, выбор сделали в пользу более солидного Light Tank M2A4, что стало верным решением. Но бывало и так, что иного варианта, как запускать в серию мобилизационный танк, не оставалось. Так получилось с Т-60, который оказался безальтернативным.
Как известно, история Т-60 началась с письма Сталину, которое было написано Н.А. Астровым и В.П. Окуневым в середине июля 1941 года. История правдивая, но рассказана она не до конца. Дело в том, что еще более чем за полгода до событий июля 1941 года на свет появился проект, который очень многое объясняет. Увы, пока что этот проект еще ждет своего исследователя, но само его наличие во многом объясняет ту легкость, с которой приняли предложение автора Т-40 и военпреда завода №37. Назывался он Т-36, что несколько намекает на ту роль, которая ему предназначалась.
Чтобы понять, почему вообще понадобился Т-36, надо понимать, что происходило в советском танкостроении летом-осенью 1940 года. Советские инженеры смогли успешно справиться с задачей замены танка БТ, создав Т-34, на замену Т-28 и Т-35 создали КВ, а вместо Т-38 КБ завода №37 разработало плавающий танк-разведчик Т-40. Эти три танка не только приняли на вооружение, но и успешно запустили в серию. Имелись, естественно, кое-какие проблемы, но в целом процесс смены поколений прошел успешно.
И только с одним танком дела обстояли неважно. Самое неприятное, что речь шла о замене самого массового танка Красной Армии — Т-26. Новый танк сопровождения никак не получался, он был единственным пробелом в системе вооружения. Ситуация складывалась скверная. И даже работа по Т-126 (СП-126) выглядела не очень радужно. Работы по танку затягивались, а еще он получился перегруженным. Возникли опасения, не лишенные оснований, что и Т-126 станет тем танком, который не сможет заменить Т-26.
Именно в этот момент появляется идея создания мобилизационного танка, работы по которому инициировали в наркомате среднего машиностроения. Точного времени запуска работ неизвестно, но уже в октябре 1940 года Т-36 присутствовал в списке опытных работ. Шли они, можно сказать, в фоновом режиме, на это намекает дата завершения работ — 1 сентября 1941 года. То есть «на всякий случай». Появились эти самые работы на фоне еще одной разработки — установки 23-мм авиационной пушки МП-3 (МП-6, позже ПТ-23ТБ). Создавалась она под руководством Я.Г. Таубина и М.Н. Бабурина, при этом по габаритам пушка вполне влезала в башню Т-40. Судя по всему, на этом фоне и появилась идея создать неплавающий вариант танка с утолщенной бронёй, который, если совсем прижмёт, станет эрзац-заменой танка сопровождения.
Одновременно с этим шли изыскания на тему альтернативных силовых установок. Особо актуально это стало после того, как выпуск мотора ГАЗ-11 прекратился (у ГАЗ был отобран моторный цех). Еще в октябре 1940 года запустили работы по адаптации мотора ЗИС-16, а также возможную установку дизельного мотора Д-7. Впрочем, исследования показали, что ЗИС-16 и Д-7 в Т-40 не лезут.
История Т-36, который существовал только на бумаге, наглядно показывает, что письмо Сталину стало не просто инициативой. Фактически Астров и Окунев запустили механизм, который стал формироваться еще осенью 1940 года. Получился, конечно, не совсем тот танк, который изначально планировался, но тут завод №37 не виноват, что ОКБ-16 не смогло в свою пушку. А еще есть в этой истории один интересный момент. Когда разрабатывался Т-60, у него возможность установки ЗИС-16 закладывалась изначально. Вряд ли это можно считать совпадением. На заводе №37 явно учитывали предыдущие проблемы, как и работу по Т-36.
Список источников:
-
-
- РГАЭ
- ЦАМО РФ
-
источник: https://dzen.ru/b/ZrPOWg6RZx5a41Ar