Юрий Пашолок. Сюрпризы на снегу

19
Юрий Пашолок. Сюрпризы на снегу

Юрий Пашолок. Сюрпризы на снегу

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

До войны испытания зарубежной военной техники, в том числе трофейной, имели весьма ограниченный характер. Связано это, прежде всего, с техническим состоянием боевых машин, которые попадали в руки Красной Армии. Как правило, состояние этих боевых машин было далеким от идеального, посему испытания имели ограниченный объем. Лишь в редких случаях дело доходило до полноценных тестов. Например, к таковым относились испытания Pz.Kpfw.I Ausf.A, захваченного осенью 1936 года в Испании. Танк достался более-мене целым, посему удалось провести довольно большой объем испытаний, в том числе и на преодоление различных инженерных сооружений. Нельзя сказать, что танк дал большой объем информации, поскольку наши боевые машины того периода были ничуть не хуже (в Испании Pz.Kpfw.I Ausf.A противостояли Т-26, которые превосходили их по большинству параметров), тем не менее, определенный интерес данные испытания имели.

Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным Isabella в ходе зимних специспытаний, январь-март 1942 года

Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным Isabella в ходе зимних специспытаний, январь-март 1942 года

Иной стала ситуация после начала Великой Отечественной войны. Трофеев стало больше, как и возможностей для их ремонта. Впрочем, первое время трофейные машины использовались по прямому назначению, то есть, после ремонта, их направляли в бой. На НИБТ Полигон, как правило, попадали танки и САУ, имеющие ряд боевых повреждений и не способные к передвижению. Тем не менее, благодаря тому, что некоторые образцы немецкой бронетанковой техники были привезены в количестве нескольких экземпляров, их удалось восстановить до состояния, позволяющего проводить полноценные испытания. Прежде всего, это касается Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.38 (t). Выбор вполне очевидный, особенно что касается Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t). Первый был самым массовым немецким танком на 1941-42 годы, а второй представлял практический интерес, поскольку, в отличие от LT vz.35, эту машину на полигоне еще не испытывали. Самое интересное, что позже от тестирования Pz.Kpw.IV отказались. Причиной тому стало то, что, по мнению полигоне, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpw.IV являлись очень близкими по характеристикам, а потому незачем тратить на «четверку» лишние ресурсы. Да и в целом отношение к Pz.Kpfw.IV было несколько высокомерным. Pz.Kpfw.III считался более совершенным в техническом плане. Вряд ли кто мог предполагать, что к лету 1943 года именно этот танк станет основным.

Первая полоса препятствий - ров шириной 5 метров и глубиной 3 метра

Первая полоса препятствий — ров шириной 5 метров и глубиной 3 метра

В случае с Pz.Kpfw.III испытания уже проводились, но они были летними. Речь идет об испытаниях Pz.Kpfw.III Ausf.G, который купили весной 1940 года. Увы, подробного отчета по испытаниям не сохранилось, и по их поводу до сих пор есть разные спекуляции. Зимой же танк не катали, поскольку он ездил по заводам, где с него «срисовывали» отдельные элементы. Летом 1941 года НИБТ Полигон пополнило еще несколько Pz.Kpfw.III. Среди них оказался и Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным Isabella. Откуда именно была эта машина, неизвестно, но танк захватили в ходовом состоянии. Тем не менее, потребовался ремонт, который проводился силами сотрудников полигона. Осенью 1941 года танк, со значительной частью музейных машин, уехал в эвакуацию под Казань. По иронии судьбы, спустя 10 лет немецкий танк испытывался примерно в тех же местах, где катались немецкие средние танки Großtraktor.

При попытке выехать из рва немецкий танк беспомощно проворачивал гусеницы, для выхода не хватало сцепления

При попытке выехать из рва немецкий танк беспомощно проворачивал гусеницы, для выхода не хватало сцепления

Зимние испытания оказались не совсем обычными. Дело в том, что основной целью их оказалось не получение характеристик танка в привычном их понимании. Согласно программе испытаний, предполагалось определить, как у немецких средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV обстоят дела с преодолением инженерных заграждений. В предыдущих материалах тема данных испытаний уже затрагивалась, но в контексте преодолении снежных препятствий. Снежные препятствия преодолевали также Matilda III, Valentine II, а также Т-34. А вот Pz.Kpfw.IV на испытания не пустили, по причине схожести характеристик. Так что отдуваться пришлось «трешке».

Т-34 преодолел ров даже с одной фашиной

Т-34 преодолел ров даже с одной фашиной

Первым этапом стало преодоление противотанковых рвов. Для начала, был вырыт ров общей шириной 5 метров и глубиной до 3 метров. Для облегчения эксперимента были использованы фашины, по 4 штуки. Танк заезжал на фашины и далее должен был выбраться. Так вот, Pz.Kpfw.III выбраться не смог, не хватило сцепления с грунтом. Эту же процедуру провели на Т-34, правда, немного нечестным способом — установив на траки шпоры. Машина вполне спокойно преодолела ров. А вот без фашин ров был непреодолим всеми танками.

Неудача ждала Pz.Kpfw.III и в случае со вторым рвом. Выбраться из него танк не смог

Неудача ждала Pz.Kpfw.III и в случае со вторым рвом. Выбраться из него танк не смог

На втором этапе был использован более сложный ров. Его общая ширина составила 7 метров, глубина 3 метра, при этом имелся крутой скат. Ни один из танков преодолеть его не смог, тестировалась возможность выбраться из западни. Для Т-34 это не составило проблем, а вот Pz.Kpfw.IIIснова застрял. По итогам испытаний второй тип рва предлагалось модифицировать, сделав его симметричным, одновременно увеличивалась крутизна стенок. Таким образом, ров становился западней для любых танков. Рвы шириной 7 метров предлагалось рыть на наиболее опасных участках, а шириной 5 метров — на второстепенных участках фронта.

Первая полоса препятствий - два ряда противотанковых ежей из уголков 130×130 мм, в два ряда

Первая полоса препятствий — два ряда противотанковых ежей из уголков 130×130 мм, в два ряда

Более интересными оказались испытания противотанковых ежей. Для чистоты эксперимента было решено использовать разные типы ежей, а также разные варианты их установки. Первым этапом стало преодоление ежей из уголков №13 (130×130 мм), поставленных в два ряда, также они были скреплены друг с другом, а между ежами вкопали деревянные надолбы.

Танк попросту ежи раздавил, как и надолбы

Танк попросту ежи раздавил, как и надолбы

Для немецкого танка это препятствие не стало чем-то проблемным. На второй передаче, с разгона 25 метров, танк легко смял препятствие, разрушив надолб, сломал один еж и повредил еще два. При этом был вырван один из поддерживающих катков, танк сохранил работоспособность.

Вторая полоса препятствий, ежи в три ряда

Вторая полоса препятствий, ежи в три ряда

Вторым препятствием стали ежи из уголков 150×100 и 120×120 мм, выставленные в три ряда. При этом ежи друг с другом не соединялись. Это препятствие также не стало проблемным. Танк, без разгона, попросту раздвинул ежи и без проблем проехал дальше. В целом комиссия подвергла большим сомнениям изготовление противотанковых ежей из уголков. Они довольно легко разрушались.

Эти ежи также не стали проблемой

Эти ежи также не стали проблемой

Третьим вариантом препятствий стали ежи из швеллеров №20-22, выставленных в два ряда. Попытка взять препятствие с разгона потерпело неудачу. На сей раз еж выдержал напор немецкой боевой машиной, она не него наехала и повисла, пришлось сдавать назад.

Противотанковые ежи из швеллеров №20-22

Противотанковые ежи из швеллеров №20-22

Преодолеть препятствие удалось со второй попытки, раздвигая ежи, не соединенные между собой. Комиссия рекомендовала использовать ежи из швеллеров или двутавров, как наиболее прочные и эффективные. При этом требовалось соединять ежи друг с другом, а также закреплять на сваях или надолбах.

Единственная полоса препятствий, которую немецкий танк не смог преодолеть с первой попытки

Единственная полоса препятствий, которую немецкий танк не смог преодолеть с первой попытки

Следует отметить, что 18 марта 1942 года аналогичные испытания проводились с КВ-1 и Т-34. В качестве материала для ежей использовались железнодорожные рельсы. Так вот, КВ-1 их попросту давили на 3-й передаче. Т-34 также прошел ежи, поставленные в 2 ряда, двигаясь на 2-й передаче. Подобные результаты были вполне ожидаемыми, поскольку на стороне советских танков были и удельная мощность, и масса.

Для Т-34 и КВ-1 ежи не стали проблемой

Для Т-34 и КВ-1 ежи не стали проблемой

Последним этапом стало испытание, так сказать, активного инженерного заграждения. 9 января 1942 года от генерал-майора Л.З. Котляра, начальника инженерных войск Красной Армии, поступил запрос на разработку специальной мины, предназначенной для поражения днища немецких танков. 20 января 1942 года 11-м армейским управлением оборонительных работ была сконструирована рычажная мина, выполненная в двух вариантах. Оба варианта имели одинаковую длину (2280 мм), различаясь только материалами изготовления — либо пластины, либо жерди. Достоинством мины было то, что делалась она из подручных средств, материалом служило дерево. Принцип работы был предельно простым: танк наезжал на корпус мины, который срабатывал как рычаг, после чего заряд утыкался в днище, а далее происходил взрыв.

Рычажная противотанковая мина, участник последнего этапа зимних испытаний

Рычажная противотанковая мина, участник последнего этапа зимних испытаний

В испытаниях данных мин также использовался Pz.Kpfw.III. Подрыв, естественно, не производился, но испытания показали, что мины действуют безотказно. В результате рычажные мины были приняты на вооружение Красной Армии как ПРМ (противотанковая рычажная мина). Специально их не выпускали, ПРМ делались,по чертежам, прямо в частях, благо что с деревом проблем не имелось.

Испытания показали, что мина действовала безотказно

Испытания показали, что мина действовала безотказно

По результатам специальных испытаний были составлены инструкции по улучшению инженерных сооружений, предназначенных для защиты от вражеских танков. В целом же специспытания лишний раз показали, что Т-34 обладает более высокой проходимостью через заграждения, нежели Pz.Kpfw.III. Это, на фоне общих показателей, большой неожиданностью не стало.

Источники:

  1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/siurprizy-na-snegu-5ff45586af142f0b17fa43b1

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account