Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений
До войны испытания зарубежной военной техники, в том числе трофейной, имели весьма ограниченный характер. Связано это, прежде всего, с техническим состоянием боевых машин, которые попадали в руки Красной Армии. Как правило, состояние этих боевых машин было далеким от идеального, посему испытания имели ограниченный объем. Лишь в редких случаях дело доходило до полноценных тестов. Например, к таковым относились испытания Pz.Kpfw.I Ausf.A, захваченного осенью 1936 года в Испании. Танк достался более-мене целым, посему удалось провести довольно большой объем испытаний, в том числе и на преодоление различных инженерных сооружений. Нельзя сказать, что танк дал большой объем информации, поскольку наши боевые машины того периода были ничуть не хуже (в Испании Pz.Kpfw.I Ausf.A противостояли Т-26, которые превосходили их по большинству параметров), тем не менее, определенный интерес данные испытания имели.
Иной стала ситуация после начала Великой Отечественной войны. Трофеев стало больше, как и возможностей для их ремонта. Впрочем, первое время трофейные машины использовались по прямому назначению, то есть, после ремонта, их направляли в бой. На НИБТ Полигон, как правило, попадали танки и САУ, имеющие ряд боевых повреждений и не способные к передвижению. Тем не менее, благодаря тому, что некоторые образцы немецкой бронетанковой техники были привезены в количестве нескольких экземпляров, их удалось восстановить до состояния, позволяющего проводить полноценные испытания. Прежде всего, это касается Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.38 (t). Выбор вполне очевидный, особенно что касается Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t). Первый был самым массовым немецким танком на 1941-42 годы, а второй представлял практический интерес, поскольку, в отличие от LT vz.35, эту машину на полигоне еще не испытывали. Самое интересное, что позже от тестирования Pz.Kpw.IV отказались. Причиной тому стало то, что, по мнению полигоне, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpw.IV являлись очень близкими по характеристикам, а потому незачем тратить на «четверку» лишние ресурсы. Да и в целом отношение к Pz.Kpfw.IV было несколько высокомерным. Pz.Kpfw.III считался более совершенным в техническом плане. Вряд ли кто мог предполагать, что к лету 1943 года именно этот танк станет основным.
В случае с Pz.Kpfw.III испытания уже проводились, но они были летними. Речь идет об испытаниях Pz.Kpfw.III Ausf.G, который купили весной 1940 года. Увы, подробного отчета по испытаниям не сохранилось, и по их поводу до сих пор есть разные спекуляции. Зимой же танк не катали, поскольку он ездил по заводам, где с него «срисовывали» отдельные элементы. Летом 1941 года НИБТ Полигон пополнило еще несколько Pz.Kpfw.III. Среди них оказался и Pz.Kpfw.III Ausf.H с именем собственным Isabella. Откуда именно была эта машина, неизвестно, но танк захватили в ходовом состоянии. Тем не менее, потребовался ремонт, который проводился силами сотрудников полигона. Осенью 1941 года танк, со значительной частью музейных машин, уехал в эвакуацию под Казань. По иронии судьбы, спустя 10 лет немецкий танк испытывался примерно в тех же местах, где катались немецкие средние танки Großtraktor.
Зимние испытания оказались не совсем обычными. Дело в том, что основной целью их оказалось не получение характеристик танка в привычном их понимании. Согласно программе испытаний, предполагалось определить, как у немецких средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV обстоят дела с преодолением инженерных заграждений. В предыдущих материалах тема данных испытаний уже затрагивалась, но в контексте преодолении снежных препятствий. Снежные препятствия преодолевали также Matilda III, Valentine II, а также Т-34. А вот Pz.Kpfw.IV на испытания не пустили, по причине схожести характеристик. Так что отдуваться пришлось «трешке».
Первым этапом стало преодоление противотанковых рвов. Для начала, был вырыт ров общей шириной 5 метров и глубиной до 3 метров. Для облегчения эксперимента были использованы фашины, по 4 штуки. Танк заезжал на фашины и далее должен был выбраться. Так вот, Pz.Kpfw.III выбраться не смог, не хватило сцепления с грунтом. Эту же процедуру провели на Т-34, правда, немного нечестным способом — установив на траки шпоры. Машина вполне спокойно преодолела ров. А вот без фашин ров был непреодолим всеми танками.
На втором этапе был использован более сложный ров. Его общая ширина составила 7 метров, глубина 3 метра, при этом имелся крутой скат. Ни один из танков преодолеть его не смог, тестировалась возможность выбраться из западни. Для Т-34 это не составило проблем, а вот Pz.Kpfw.IIIснова застрял. По итогам испытаний второй тип рва предлагалось модифицировать, сделав его симметричным, одновременно увеличивалась крутизна стенок. Таким образом, ров становился западней для любых танков. Рвы шириной 7 метров предлагалось рыть на наиболее опасных участках, а шириной 5 метров — на второстепенных участках фронта.
Более интересными оказались испытания противотанковых ежей. Для чистоты эксперимента было решено использовать разные типы ежей, а также разные варианты их установки. Первым этапом стало преодоление ежей из уголков №13 (130×130 мм), поставленных в два ряда, также они были скреплены друг с другом, а между ежами вкопали деревянные надолбы.
Для немецкого танка это препятствие не стало чем-то проблемным. На второй передаче, с разгона 25 метров, танк легко смял препятствие, разрушив надолб, сломал один еж и повредил еще два. При этом был вырван один из поддерживающих катков, танк сохранил работоспособность.
Вторым препятствием стали ежи из уголков 150×100 и 120×120 мм, выставленные в три ряда. При этом ежи друг с другом не соединялись. Это препятствие также не стало проблемным. Танк, без разгона, попросту раздвинул ежи и без проблем проехал дальше. В целом комиссия подвергла большим сомнениям изготовление противотанковых ежей из уголков. Они довольно легко разрушались.
Третьим вариантом препятствий стали ежи из швеллеров №20-22, выставленных в два ряда. Попытка взять препятствие с разгона потерпело неудачу. На сей раз еж выдержал напор немецкой боевой машиной, она не него наехала и повисла, пришлось сдавать назад.
Преодолеть препятствие удалось со второй попытки, раздвигая ежи, не соединенные между собой. Комиссия рекомендовала использовать ежи из швеллеров или двутавров, как наиболее прочные и эффективные. При этом требовалось соединять ежи друг с другом, а также закреплять на сваях или надолбах.
Следует отметить, что 18 марта 1942 года аналогичные испытания проводились с КВ-1 и Т-34. В качестве материала для ежей использовались железнодорожные рельсы. Так вот, КВ-1 их попросту давили на 3-й передаче. Т-34 также прошел ежи, поставленные в 2 ряда, двигаясь на 2-й передаче. Подобные результаты были вполне ожидаемыми, поскольку на стороне советских танков были и удельная мощность, и масса.
Последним этапом стало испытание, так сказать, активного инженерного заграждения. 9 января 1942 года от генерал-майора Л.З. Котляра, начальника инженерных войск Красной Армии, поступил запрос на разработку специальной мины, предназначенной для поражения днища немецких танков. 20 января 1942 года 11-м армейским управлением оборонительных работ была сконструирована рычажная мина, выполненная в двух вариантах. Оба варианта имели одинаковую длину (2280 мм), различаясь только материалами изготовления — либо пластины, либо жерди. Достоинством мины было то, что делалась она из подручных средств, материалом служило дерево. Принцип работы был предельно простым: танк наезжал на корпус мины, который срабатывал как рычаг, после чего заряд утыкался в днище, а далее происходил взрыв.
В испытаниях данных мин также использовался Pz.Kpfw.III. Подрыв, естественно, не производился, но испытания показали, что мины действуют безотказно. В результате рычажные мины были приняты на вооружение Красной Армии как ПРМ (противотанковая рычажная мина). Специально их не выпускали, ПРМ делались,по чертежам, прямо в частях, благо что с деревом проблем не имелось.
По результатам специальных испытаний были составлены инструкции по улучшению инженерных сооружений, предназначенных для защиты от вражеских танков. В целом же специспытания лишний раз показали, что Т-34 обладает более высокой проходимостью через заграждения, нежели Pz.Kpfw.III. Это, на фоне общих показателей, большой неожиданностью не стало.
Источники:
- ЦАМО РФ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/siurprizy-na-snegu-5ff45586af142f0b17fa43b1