Рассказ о ShPTK 40/75N (SD 75/40N), чехословацкой доработке немецких самоходных артиллерийских установок StuG 40
Когда рассказывают про немецкую бронетанковую технику, обычно речь идет о «зверинце». На самом деле рабочими лошадками немецкой армии в 1943-45 годах были две боевые машины — Pz.Kpfw.IV и StuG 40 Ausf.G. Последняя оказалась самой массовой немецкой гусеничной боевой машиной в истории, особенно если смотреть в пределах одной версии. Всего их изготовили 8,5 тысяч штук, это более чем прилично по меркам любой танкостроительной державы. Больше построили только СУ-76М.
После окончания Второй мировой войны StuG 40 Ausf.G находились на вооружении целого ряда государств. Среди них оказались Испания, Финляндия, Болгария, эти страны получали данные САУ от немцев. Впрочем, наиболее массово использовались StuG 40 чехословацкой армией, которая заполучила их уже после окончания войны. Самое интересное, что Чехословакия еще и проводила модернизацию своих самоходок. Известны они как ShPTK 40/75N (позже переименовали в SD 75/40N), это единственные немецкие САУ данного типа, которые умудрились повоевать уже после окончания Второй мировой войны.
На момент окончания войны на территории возрожденной Чехословакии находилось несколько сотен подбитых, либо брошенных, либо захваченных немецких штурмовых орудий. Можно сказать, было, из чего выбирать. В отличие от T-40/75N, которые пришлось собирать из Pz.Kpfw.IV разных вариантов, в случае со StuG такого разнообразия не наблюдалось. Основная масса доставшихся машин относилась к позднему варианту StuG 40 Ausf.G. Часть САУ уже была с дистанционно управляемыми установками пулеметов, а также характерными подвижными бронировками орудий. За характерную форму они получили прозвище Topfblende (маска-горшок). Иногда их именуют как Saukopfblende (свиное рыло), но это уже послевоенное «изобретение».
Как и в случае с Pz.Kpfw.IV, поначалу трофейные StuG находились в низшем приоритете. У чехословацкой армии имелись самоходные артиллерийские установки ST-I (Jagdpanzer 38), которые были собственного производства. Кроме того, сначала требовалось собрать брошенные машины, данный процесс начался в конце 1945 года. Перевозили их на рембазы в Дечине, Пршелоуче и Яновицах. Ремонтировать их начали только в 1946 году, поначалу данный процесс шел очень медленно. За 1946-47 год привели в порядок всего 5 машин (номера 67.947-67.949, 71.860 и 71.861), которые отправились в танковое училище располагавшейся рядом с городом Вишков.
Надо сказать, что имевшиеся в наличии StuG не вызывали у MNO большого энтузиазма. Связано оказалось с тем, что данная боевая машина обладала весьма сомнительными, по состоянию на 1945 год, характеристиками. Особенно это касалось орудия. В 1948 году появилась идея установить в САУ самоходную версию 76-мм противотанковой пушки Škoda A 19. Данная концепция родилась совместно с разработкой истребителя танков 76,2 mm Sh PTK 6,4/900-LP на базе легкого танка Škoda T-17. Пушка была вполне настоящей, ее опытный образец ныне находится в Лешанах. При начальной скорости снаряда 915 м/с он пробивал лист брони толщиной 100 мм, установленный под наклоном 60 градусов от вертикали. Но «бумажные» проекты Škoda так и не взлетели, вместо Škoda A 19 выбрали 85-мм пушку vz.44 S, а StuG решили сохранить штатное орудие. Ибо лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Хотя данная идея всплывала вплоть до 1950 года.
Первоначально САУ получила обозначение ShPTK 40/75N (штурмовая пушка 40, калибр 75 мм, немецкая). Центральным место ремонта, как и ранее, была рембаза в Пршелоуче (Словакия). Изменения, по сравнению с исходной машиной, оказались минимальными. Для начала, все САУ лишились бортовых экранов. Некоторое число StuH 42 Ausf.G, которые оказались трофеями, переделали под 75-мм орудия StuK 40 L/48 (все пушки получили чешские маркировки). Машины переделывались под механический привод сцепления коробки передач, также заменили вентилятор боевого отделения. В остальном же ShPTK 40/75N ничем от StuG 40 Ausf.G не отличалась. В отличие от T-40/75N, явных признаков у чехословацкой доработки StuG не имелось. На некоторых САУ стояли свои ящики ЗИП, но это редкость.
1-я ремонтная база в Пршелоуче дорабатывала бывшие немецкие самоходки довольно бодро. Помимо 5 откапиталенных ранее (и переделанных снова) САУ, за 1948 год до уровня ShPTK 40/75N доработали 50 машин, им присвоили регистрационные номера 67.511-67.563. Из этого числа САУ 67.514, 67.538 и 67.540 ушли в войска в 1949 году, но они попали в общий пул номеров. Из тех САУ, что откапиталили в 1948 году, 5 было отправлено в танковое училище Вишков, 20 в 12-ю танковую бригаду, 20 в 11-ю танковую бригаду и 5 в 14-ю танковую бригаду. Еще 50 САУ (регистрационные номера 67.564-67.580, 79.601–79.628, 79.637 и 79.640) откапиталили в 1949 году. 5 САУ снова ушли в Вишков, остальные направили в 352-й самоходный артиллерийский полк. Наконец, в 1950 году сдали 19 САУ, которые за год до того переименовали в SD 75/40N (то же самое, но теперь САУ именовалась как Samohybné dělo, то есть самоходная установка). Машины с регистрационными номерами 79.628-79.650 также ушли в 352-й САП.
В общей сложности чехословацкая армия получила 124 САУ данного типа. Также имелось одна САУ vz.40 75 mm ShPTK N-IV, под этим обозначением использовалась StuG IV. Машина с регистрационным номером 67.488 попала в Вишков. Что же касается SD 75/40N, то их далее свели в два САП — 352-й и 351-й. Как уже говорилось выше, САУ вызывали неоднозначную реакцию. 8 июня 1951 года VTÚ (Военно-Технический Институт) выступил с предложением перевооружить SD 75/40N на 85-мм орудия. Но эта идея также не продвинулась далее проекта. Можно сказать, что немецкая самоходка являлась чем-то вроде заглушки. После того, как начался выпуск SD-100 (чехословацкая версия СУ-100), снятие SD 75/40N с вооружения стало вопросом времени.
Вместе с тем, разговоров о том, что все САУ порежут, не было. Зачем ломать, если можно продать? История продажи SD 75/40N довольно интересная, и более-менее всё встало на свои места совсем недавно. Итак, в начале 1955 года Сирия высказала интерес к приобретению данных САУ. 20 июня 1955 года пожелания конкретизировали — 12 машин. Стоимость каждой САУ составляла 3250 фунтов стерлингов, в дополнение 10 САУ разбиралось на запчасти. На тот момент активная служба SD 75/40N в чехословацкой армии закончилась, по крайне мере на время. В марте 1955 года последние машины вывели на базу хранения в Жилина, что на западе от Праги.
Сделка по поставке первой партии SD 75/40N состоялась в июле-августе 1955 года, а в ноябре того же года отправили запчасти, снятые с 10 САУ на базах хранения. Далее, в августе-сентябре 1956 года, состоялась сделка по второй партии САУ — 20 штук. Таким образом, информация о 32 сирийских САУ данного типа получила подтверждение. Что же касается оставшихся SD 75/40N, то на 1 января 1957 года их числилось 58 штук. Связано это с тем, что САУ активно разбирали на запчасти. Временно машины передавались в самоходные батареи пехотных дивизий, но постепенно их число неуклонно падало. Окончательно их списали в 1964 году.
В случае с чехословацкой армией немецкие САУ пригодились как учебные машины, также их использовали во время киносъемок. А вот сирийские САУ имели совсем иную судьбу. Как только они поступили в Сирию, их тут же стали переделывать. Как минимум часть машин получила турельную установку итальянских авиационных пулеметов Breda SAFAT калибра 12,7 мм. Монтировали их на командирской башенке. Впервые сирийские машины показали на параде в 1956 году. Остальные переделки носили минимальный характер.
Как и в случае с T-40/75N, наиболее массово сирийские StuG применялись во время Шестидневной войны 1967 года. По большому счету, это стало единственным случаем их массового применения. Основная масса данных самоходок погибла под огнем израильских танков и артиллерии, несколько штук стоит на Голанах до сих пор. Одна САУ ныне является экспонатом музея в Латруне (Израиль), еще по одному экземпляру находится в Иордании и Сирии. Плюс «родная» T-40/75N с 1964 года находится в Банска-Быстрице (Словакия). На фоне T-40/75N совсем негусто.
В заключение стоит отметить, что сама по себе идея капремонта трофейных StuG была абсолютно верной. Как учебные машины они вполне годились, особенно с учетом провала собственной программы танкостроения. Кроме того, машина оказалась совсем не лишней с точки зрения коммерческого использования. Можно сказать, что за счет сирийского заказа отбили все затраты на их эксплуатацию и ремонт.
Список источников:
-
-
- Dubánek, M — Od bodáku po tryskáče. Nedokončené československé zbrojní projekty 1945–1955, Praha, Mladá fronta 2011
- forum.valka.cz
- youtube
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZlWkuUJB3RV_WVur