Юрий Пашолок. Средний электротанк от французов
О французском танкостроении межвоенного периода можно смело писать книгу, которая будет называться «как профукать всё и ничего не понять». Самой бездарной главной, безусловно, может стать та, что посвящена средним танкам. К началу 30-х годов у французов имелись все шансы для того, чтобы получить массовый средний танк, имеющий легкое противоснарядное бронирование. Да не то, что шансы — они этот самый танк сделали. Назывался он Char D2 (Renault UZ), машина весьма специфичная, но вполне вписывающаяся в доктрину французской армии. Высокой подвижности от него и не требовалось, для машины поддержки пехоты 22 км/ч было вполне достаточно. Зато имелась броня толщиной 40 мм по периметру и 47-мм пушка, которой вполне хватало и для поражения танков, имеющих броню толщиной 25-30 мм (больше тогда никто и не делал), и для ведения огня фугасами. Минусом была одноместная башня, но чего вы хотите от конструкции, которая «выросла» из потомка Renault FT. Даже с таким минусом на тот момент это был один из лучших в мире средних танков.
Вопрос в том, что французские военные умудрились перехитрить сами себя. Мало того, что они свалили все заказы на Renault, которая была совсем не резиновой и в 1936 году ее танковое производство вообще пришлось национализировать, так еще и вместо среднего танка они решили выпускать тяжелый танк. На те деньги, что стоил Char B1, можно было купить два Char D2. Но именитые старпёры (тому же Эстьену к началу 30-х перевалило за 70 лет, да и остальные военачальники были ничуть не младше) намертво застряли на полях Первой мировой, да еще и упрямо пытались допилить концепт танка с 75-м пушкой в корпусе, которому башня была нужна постольку поскольку. Закончилось всё это печально, средний танк по-настоящему массовым не стал, хотя при этом была запущена программа Char G. Самая дебильная программа в истории французского танкостроения, немцам надо было участников за нее наградить всеми возможными титулами и крестами.
Сама по себе идея Char G была вроде бы неплоха. Французская пехота наконец-то заметила SOMUA S 35, посему захотела что-то похожее. 16 декабря 1935 года командование французской пехоты подготовило спецификацию на 20-тонный танк, имевший 47-мм пушку, броню толщиной 40 мм и максимальную скорость 50 км/ч. Зачем пехоте понадобился танк с подвижностью вышек кавалерийской машины? «Потому что как бы вот», иначе не объяснить. Тем более чем довольно быстро началась всякая дурь, которая была ожидаемой. Уже год спустя французским военным захотелось совместить на одном шасси сразу два танка — Char D и Char B. В результате на лобовом листе корпуса появилась 75-мм гаубица. Собственно говоря, это было только началом всего веселья.
Всего на конкурс вышло 6 фирм — FCM, BDR, Lorraine, Renault, SOMUA и SEAM. Из этого числа именно до состояния танка дошла всего одна конструкция, а SOMUA и BDR позже соорудили самоходные артиллерийские установки. Единственный танк получился у SEAM (Société d’Études et d’Applications Mécaniques) из Морла. Данная машина создавалась по первоначальной спецификации, ведущим инженером являлся Андрей Понятовский, посему машина известна как Char G1P. Машина, естественно, в боевую массу 20 тонн не вписывалась, но смотрелась интересно. Аналогично SOMUA S 35, танк имел литой корпус, собиравшийся на болтах. Верхним бортовым листам корпуса придали рациональные углы наклона, за счет чего их толщину снизили до 35 мм. Зато в лобовой части толщина корпуса составляла 55 мм. Справа от механика-водителя размещалось 75-мм орудие, а сверху ставилась та же башня APX 4, что и на Char B1 bis. Предполагалось, что на танке будет стоять 280-сильный двигатель, при этом машина получила электромеханическую трансмиссию. В целом получался весьма интересный аппарат, но это в теории, практика оказалась совсем другой.
Опытный образец танка вышел на испытания в декабре 1936 года. К тому моменту его боевая масса достигла 23 тонн, а общая масса достигла бы 26 тонн. «Достигла бы» — это потому, что к моменту испытаний вооружения и башни на нем не стояло. Вместо башни поставили массогабаритный макет. Судя по всему, на SEAM спешили, поскольку французские военные вновь переиграли спецификацию. Одной из причин смены спецификации стали успехи другого участника конкурса — Renault. Правда, G1R существовал в виде макета, а потому спешка оказалась напрасной. Вместо 280-сильного мотора на прототип воткнули 120-сильную силовую установку. Видимо, на SEAM хотели продемонстрировать возможность работы электромеханической трансмиссии, но на самом деле сами себе навредили. Потому как быстрее 14 км/ч G1P разогнаться не мог. Тем не менее, он всё равно был единственным из Char G, который хотя бы вышел на испытания.
Несмотря на невыразительные результаты испытаний, жизнь вокруг G1P теплилась до конца 1939 года. Танк всё же дождался 280-сильного двигателя Hispano-Suiza, началось сотрудничество с ARL, но драгоценное время было потеряно. К началу Второй мировой войны машина так и не вышла за стадию прототипа, а французское командование явно не форсировало события. В итоге прототип позже достался немцам.
Статья по французскому межвоенному танкостроению:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12971028.html