Юрий Пашолок. Советский тяжелый истребитель с карьерой на железной дороге
Рассказ о тяжелой самоходной артиллерийской установке ИСУ-122, находящейся в коллекции Музея отечественной военной истории
Еще лет эдак 80 назад жизненный цикл у танков и самоходных артиллерийских установок был недолгим. Дело отнюдь не в том, что «средняя жизнь танка на поле боя 10 минут». Все гораздо проще. Даже те танки и САУ, которые были выпущены в 1943 году, после войны очень быстро уходили на покой. Естественно, существовали исключения, но общая картина выглядела именно так. Что-то тихо списали, часть устаревших боевых машин отправилось на периферию. В случае с советскими боевыми машинами, которые стали ненужными, ситуация выглядела по-разному.
В отличие от ИСУ-152, ее собрат по конвейеру, ИСУ-122, ныне является большой музейной редкостью. Это напрямую связано со спецификой данной боевой машины. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны ИСУ-122 перестала быть столь актуальной, начался процесс их списания, а также переделки в спецмашины. Часть этих САУ дожила до наших дней в виде тягачей и других специальных машин. Касается это и той ИСУ-122, которая ныне находится в коллекции Музея отечественной военной истории. 12 марта исполняется 80 лет принятию ИСУ-122 на вооружение Красной Армии, так что есть повод поговорить об этой САУ.
Часто возникают вопросы на тему того, зачем вообще была нужна такая боевая машина, как ИСУ-122. Ведь к моменту принятия ее на вооружение существовала не только ИСУ-152, но и тяжелый танк ИС-2, с практически таким же орудием. На самом деле не всё так просто, как это может показаться. Для начала, САУ — это не танки. У этих боевых машин разные задачи, а также разные условия работы в боевом отделении. Американцы, конечно, по итогам Второй мировой войны указали, что лучший истребитель танков — это сам танк, но тут есть нюанс. Если вы посмотрите на американские истребители танков, то увидите, собственно говоря, танк. Только без крыши башни и с более тонкой броней.
Второй момент связан с тем, что ИСУ-122 и ИСУ-152 — это принципиально разные, с точки зрения боевого применения, боевые машины. Изначально заказывался «истребитель ДОТ-ов», причем КВ-14 (с апреля 1943 года переименована в СУ-152), с точки зрения ГАУ КА, являлась частичным решением задачи. Для поражения ДОТ-ов с толщиной стенок 2 метра требовалась 152-мм пушка большой мощности БР-2. Вот только таких целей что у СУ-152, что у ИСУ-152, встречалось совсем немного. Зато гусеничных толстобронных целей оказалось предостаточно. Для них 152-мм гаубица пушка МЛ-20 годилась не всегда.
История будущей ИСУ-122 началась в конце апреля 1943 года. После появления информации о немецком тяжелом танке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E было решено установить в СУ-152 корпусную пушку А-19 калибра 122 мм. Она уверенно превращала «Тигр» в фарш на дистанции более двух километров. Впрочем, на некоторое время работы застопорились. Сначала приоритетом стала разработка ИСУ-152, а затем военные захотели пушку помощнее. Результатом стало то, что Объект 242, так именовалась опытная версия ИСУ-122, появился на свет только в конце 1943 года.
Машины могло и не быть, поскольку военные всё еще хотели «гроссшланге». Проблема заключалась в том, что перспективные мега-пушки всё никак не получались. На самом верху имелось понимание, что дальше «полировать фонарики» нельзя. 12 марта 1944 года. И.В. Сталин подписал измененный вариант постановления ГКО №5378сс «Об увеличении производства тяжелых танков, артиллерийских самоходных установок ИС, мощных танковых пушек и 122-152 мм снарядов». Согласно ему, с апреля 1944 года запускалось производство самоходных артиллерийских установок ИСУ-122. Дальнейшие события показали правоту такого решения. Крупнокалибеные «удочки» так и не стали серийными.
Запуск ИСУ-122 в серию не являлся какой-то проблемой. Разница между ИСУ-122 и ИСУ-152 заключалась в орудиях и боеукладках. Люльку у А-19 и МЛ-20 была одинаковой, требовалось заменить прицел и всякое по мелочи. Правда, планы по выпуск ИСУ-122 пришлось корректировать. Причина прозаичная — недостаточно число А-19. В некоторых публикациях указывается, что ИСУ-122 появилась в виду недостаточного объема выпуска МЛ-20. Вот только на авторов подобных изречений производственники смотрели бы как на…
По планам, в августе 1944 года планировалось выпускать по 200 ИСУ-122 и по 75 ИСУ-152. Но по факту такого числа ИСУ-122 никогда не выпускали. Даже появление в августе 1944 года ИСУ-122с (вместо А-19 приспособили танковую пушку Д-25) не дало возможности превысить объем выпуска выше 150 САУ в месяц. Из них ежемесячно выпускали 100 ИСУ-122 и 50 ИСУ-122с. Причем иногда случались просадки по поставкам А-19, что приводило к увеличению объемов выпуска ИСУ-152. МЛ-20 у них не хватало, ага…
Выпуск ИСУ-122 и ИСУ-122с прекратили осенью 1945 года. За полтора года было изготовлено 1735 ИСУ-122 и 675 ИСУ-122с, что на тот момент превышало объемы выпуска ИСУ-152. Последней уделось наверстать упущенное за счет послевоенного выпуска. Это к вопросу о приоритетах. Официально это, конечно, не писалось, но ИСУ-122 являлась тяжелым истребителем танков. Борьба с вражеской бронетанковой техникой была приоритетной задачей. Вплоть до того, что часть гвардейских тяжелых танковых полков пересадили на ИСУ-122 и переформировали в гвардейские тяжелые самоходные артиллерийские полки.
Частенько шибко умные товарищи сравнивают ИСУ-122 с «Ягдтигром». Ну-ну. На самом деле прямым аналогом являлась «Ягдпантера», причем преимущество не на стороне немецкой машины. При равнозначной боевой массе и габаритах (Jagdpanther, кстати, больше, это к вопросу компетенции тех, кто сравнивает ее с СУ-85 или СУ-100) немецкая боевая машина с треском проигрывает по массовости. Плюс у нее сильно перегружена носовая часть корпуса, а обслуживание коробки передач — это прямо волшебство.
Прекращение выпуска ИСУ-122 было напрямую связано с возложенными на нее задачами. Тогда считалось, что А-19 и Д-25 уже слабоваты, требовалось более мощное орудие. И если ИСУ-152 продолжали использоваться до 90-х годов, то ИСУ-122 стали либо списывать, либо переделывать в спецмашины. Данные процесс начался уже в конце 50-х годов. Самой известной такой машиной стало семейство тягачей БТТ-1. В первую очередь в них переделывали ИСУ-122, дальше в работу пошли ИСУ-152.
Такая судьба была и у главной героини данного материала. Машина с серийным номером 242-41185 (242 — ИСУ-122, 4 — 1944 год, 11 — ноябрь, 85 — номер машины за месяц) была сдана в конце ноября 1944 года. Данный месяц производства примечателен тем, что на ИСУ-122 стали ставить зенитные установки с крупнокалиберными пулеметами ДШК. С 1 января 1945 года их стали ставить на 100% ИС, а также ИСУ. Боевой путь данной машины пока неизвестен, но что она воевавшая, без сомнений. Также машина прошла две волны послевоенной модернизации.
В 60-е годы ИСУ-122 переделали в тягач БТТ-1. Естественно, орудия убрали, заварив амбразуру, сзади появился массивный сошник, а также лебедка. Машина была крайне интересной: характерные «воротники» вокруг прибора механика-водителя, а также по периметру надмоторной плиты, говорят о том, что БТТ-1 был оснащен системой хождениия под водой. После окончания войсковой эксплуатации БТТ-1 передали на железную дорогу. Там он вошел в состав ремонтно-восстановительного поезда, случилось это как минимум в 80-е годы. БТТ-1 там встречались довольно часто. Конкретно эта машина служила на ремонтно-восстановительном поезде ВП-3124, Льгов-Киевский. В 2000-х годах танковые тягачи стали менять на бултдозеры, поскольку танковые шасси чересчур тяжелые, прожорливые, а обзор из них никакущий.
Часть бывших железнодорожных тягачей ушло в металлолом, но части повезло. Как это случилось с данной машиной. Надо сказать, что процесс возвращения исходного облика был не столь сложным. Дело в том, что переделки в БТТ-1 означали минимальные изменения шасси. Практически требовалось отрезать всё лишнее и вернуть на место исходные элементы. Содержимое моторно-трансмиссионного отделения осталось тем же, что у ИСУ-152М. То есть мотор В-54, более надежный, чем В-2-ИС. Собственно говоря, родной мотор сейчас найти огромная проблема, да и никто всё равно не увидит. Есть, конечно, кучка перфекционистов, но они всегда будут недовольными.
Самые большие проблемы образовались с орудием. Дело в том, что 122-мм пушки А-19 ныне большая редкость. Ради такого дербанить комплектное буксируемое орудие — так себе идея. Поэтому было решено пойти на хитрость. За основу взяли ствол орудия МЛ-20с, которое и так уже имелось. Был отрезан необходимый кусок, к которому приварили точную копию трубы А-19. Теперь ее не отличить, опять же, отпали любые вопросы, связанные с демилитаризацией.
В ноябре 2018 года ИСУ-122 заняла своё место в Музее отечественной военной истории. За этим последовал второй этап реставрации, скорее речь шла о небольших доводочных работах. Своё место заняла зенитная турель. Она немного более позднего периода, но найти оригинальную турель военного выпуска сейчас практически невозможно. Также была проведена работа по боевому отделению. Внутри появились макеты боезапаса. Пока что гильзы от Д-30, поскольку гильзы А-19 ныне очень большая редкость.
Поскольку САУ тяжелая и весьма так немилосердно грызет гусеницами асфальт, на какие-то мероприятия она выезжает крайне редко. Одно из исключений — празднование Дня Танкиста в Парке «Патриот», которое проводилось 8 сентября 2019 года. Машина откатала свою программу, став звездой мероприятия. Пока она ждет своего часа, но вполне рабочая, когда осенью 2022 года в Танковом корпусе проводили реэкспозицию, ездила без проблем.
Основной объем послевоенных переделок удалось убрать. Вместе с тем, имеются и элементы, которые заменить куда сложнее. Речь идет, прежде всего, о ходовой части. Ресурс гусеничных лент семейства ИС военного периода был менее 2 тысяч километров. Поэтому гусеничные ленты заменяли первыми. На этой машине они более широкие (720 мм), такая ширина трака была у семейства Т-10. Также заменили опорные катки и грязеочистители. Найти аутентичные детали ныне крайне сложно, собрать даже одну целую ленту с траками военного периода так и не удалось. Так что возможно, когда-нибудь.
Обычно даже те ИСУ, которые находятся в помещении, отличаются весьма бедным оснащением. У Музея отечественной военной истории слегка иной подход. То, что положено машине по штату, на ней висит, включая даже секции банника на крыше рубки. Такой подход у музея системный, причем иногда машины проходят дополнительную доработку.
Такой же системный подход наблюдается и в отношении боевого отделения. Перед реставрацией была проведена работа по изучению аутентичной ИСУ-122 (автор материала в этом участвовал). Что можно, то было восстановлено, бывший БТТ-1 по интерьеру набит очень хорошо. Есть, конечно, чем еще заниматься, но в целом работа проведена очень большая. Особенно если учитывать, чем машина была до начала реставрации.
Надо сказать, что это далеко не единственная ИСУ, которая восстановлена из железнодорожного тягача. В Музее Техники Вадима Задорожного стоит еще одна ИСУ-122, но у нее стоит 152-мм гаубица-пушка МЛ-20с. Причина простая — нет А-19. В любом случае, это на порядок лучше тех «пипок», которые иногда получают БТТ-1, превращенные в памятники.
источник: https://dzen.ru/a/ZcSlVY9Os3vwsbPE