Выставка Музея ГОН, приуроченная ко Дню Победы
Музейная жизнь весной активизируется. Особенно это касается военно-технических и военно-исторических музеев. Ко Дню Победы обычно готовятся тематические выставки, либо временные экспозиции. Часто к этой знаменательной дате делают что-то дежурное, но такое бывает не всегда. В некоторых музеях ко Дню Победы готовят что-то более интересное, особенно когда есть чего показать. Касается это и старой военной техники, благо что по данному направлению последние два десятка лет у нас сделано многое.
В Музее Гаража Особого Назначения, который находится в павильоне 53 ВДНХ, ко Дню Победы традиционно готовят отдельную экспозицию. Располагается она на открытой площадке перед музеем. Такой формат выставок под открытым небом для музея является частым явлением. На сей раз посетителей ВДНХ ждет сюрприз. Их вниманию представлены самые интересные и редкие образцы советской автомобильной техники периода Великой Отечественной войны.
Выставки, подобные той, что сейчас проходит возле Музея ГОН, проводятся регулярно. Главный вопрос в том, что за техника в них участвует. На сей раз перед музеем встали машины исключительно отечественного производства. Обычными можно называть лишь часть из них. На площадке встали настоящие раритеты, часть из которых сохранилась в единичных экземплярах. Отрадно, что число этих раритетов только растет, реставраторы не сидят без дела. Экспонатов немного, всего 10 штук, но в данном случае вместо количества было решено брать качеством. Представлена техника из коллекций Евгения Шаманского и Вячеслава Лен.
До недавнего времени технику из коллекции Евгения Шаманского можно было видеть только на выставках, сейчас это уже чуть проще. Одной из жемчужин его коллекции является командирский автомобиль ГАЗ-61-73. Ныне таких машин сохранилось всего пара штук, обе известные машины — «маршальские». Представленный автомобиль с осени 1941 года находился в распоряжении будущего маршала И.С. Конева. Это один из пяти фаэтонов ГАЗ-61-40, зимой 1941-42 годов на него установили кузов седан. Машина уникальная, хотя и с довольно грустной судьбой. Так сложилось, что массовый командирский автомобиль стал генеральским, поскольку по-настоящему массовым ему быть оказалось не суждено.
Летом 1941 года было решено массово выпускать другую машину, попроще. Ей стал ГАЗ-64, полноприводной автомобиль-разведчик, применявшийся и как командирский. В конце 1941 года выпуск ГАЗ-64 приостановили, но его база вскоре понадобилась для другой машины — броневика БА-64. Можно сказать, что бронемашина спасла автомобиль, базу которого она использовала. На выставке представлен БА-64 выпуска 1942 года из коллекции Вячеслава Лен. В такой конфигурации бронемашина выпускалась летом 1942 года.
В дальнейшем было решено перейти на более широкую колею, поскольку БА-64 нередко опрокидывались. Так на свет появился БА-64Б. В его кильватере находился ГАЗ-67Б, выпуск которого начался осенью 1943 года. Вплоть до конца войны командирская машина, которая некоторое время использовалась как легкий артиллерийский тягач, выпускалась в меньших, чем БА-64Б, объемах. На выставке представлен такой автомобиль, он также из коллекции Вячеслава Лен.
Советскую военную технику сложно представить без мотоциклов. Они использовались для разведки и связи. В годы Великой Отечественной войны наиболее массовым мотоциклом Красной Армии стал М-72, советская копия немецкого BMW R 71. После начала Великой Отечественной войны производство мотоциклов эвакуировали. Московский Мотоциклетный Завод переехал в Ирбит, а в Горьком основали ГМЗ (Горьковский Мотоциклетный Завод). В коллекции Евгения Шаманского находится один из двух ГМЗ М-72, сохранившихся до наших дней. Его сейчас можно увидеть на выставке.
В межвоенный период советская промышленность провела большую работу по оснащению Красной Армии артиллерийскими тягачами. Помимо тракторов гражданского происхождения, в армию шли и специальные модели. Одной из них стал полубронированный тягач Т-20 «Комсомолец», выпускавшийся на заводе №37 в Москве. Он являлся штатным тягачом 45-мм противотанковой пушки. Представленный на выставке экземпляр из коллекции Евгения Шаманского является одним из наиболее аутентичных «Комсомольцев» среди сохранившихся. В своё время машина была найдена в реке. Ныне она в полностью ходовом состоянии.
Еще большим раритетом является второй тягач из коллекции Евгения Шаманского. Речь идет о быстроходном тракторе СТЗ-5, самом массовом артиллерийском тягаче специальной разработки на начало войны. Основной задачей СТЗ-5 была перевозка дивизионных гаубиц калибра 122 и 152 мм. С осени 1941 года на СТЗ-5 стали монтировать системы залпового огня М-13. Ныне данный экземпляр является единственным аутентичным СТЗ-5. Как и другие машины из коллекции, машина находится в полностью рабочем состоянии.
Шли в Советском Союзе и работы по повышению проходимости грузовиков. Одним из направлений в данных работах стало появление машин с колесной формулой 6х4. На выставке представлен ныне крайне редкий трехосный грузовик из коллекции Вячеслава Лен. Машина с крайне интересной судьбой. Изначально она являлась аэродромной водомаслогрейкой ВМЗ-34, после войны она служила на острове Шумшу. В дальнейшем машину бросили, от нее осталось только шасси. Ныне это снова машина, таких сейчас почти не найти.
Еще одним интересным грузовиком повышенной проходимости является ЗИС-33. Идея этой машины родилась осенью 1939 года, к ней имел самое прямое отношение Хрущев. Его водитель предложил идею быстрой переделки обычного ЗИС-5 в полугусеничную машину. Таким образом, согласно задумке, повышалась проходимость, при необходимости гусеничный привод быстро переделывался обратно в ЗИС-5. Теоретически система работала, ЗИС-33 пустили в крупную серию. Но далее выяснилось, что расход топлива вырос в 3 раза, а проходимость оказалась хуже ЗИС-6 с цепями «Оверолл». Также машина на гусеничном ходу везла только себя. В результате появилось прозвище «Вездестой». Большинство ЗИС-33 потеряли в 1941 году, ныне они очень большая редкость.
Не лучше ситуация была поначалу с другой полугусеничной машиной — ЗИС-22. В 1940-41 годах автомобиль сильно переделали, в результате на свет появился ЗИС-22М. В сентябре 1941 года его переименовали в ЗИС-42, машину хотели запускать в крупную серию как артиллерийский тягач. Но перед эвакуацией ЗИС это сделать не успели, в серию ЗИС-42 пустили год спустя. В коллекции Евгения Шаманского находится ранняя версия машины, оснащенный более мощным мотором ЗИС-42М в серию пошел позже.
Последней машиной в экспозиции является грузовой автомобиль ГАЗ-ММ-91-120. Эта версия «полуторки» была самой упрощенной. Крыша кабины и двери стали брезентовым, крылья угловатыми, фара всего одна. Тормоза остались у задней оси, а кузов имел только задний откидной борт. Выпускались такие грузовики в 1942-43 годах, ныне их сохранилось совсем немного. Нередко в них переделывают «нормальные» полуторки, на самом деле таких грузовиков был небольшой процент от парка Красной Армии.
Проход на выставку под открытым небом бесплатный, работать она будет до 15 мая. Далее машины вернутся на выставку «Моторы Войны», где у них, в настоящее время, основное место дислокации. Адрес выставки «Моторы Войны»: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00.
источник: https://dzen.ru/a/ZFIzIBv67xCP3qca