Юрий Пашолок. Слишком тяжелый для легкого танка, слишком слабый для среднего
Convertible Medium Tank T4/M1, самый массовый американский колесно-гусеничный танк
Появление осенью 1928 года колесного-гусеничного танка Christie M1928 (он же M1940) произвело эффект разорвавшейся бомбы. И в хорошем, и в плохом смысле. С одной стороны, повышение подвижности являлось важной задачей не только американского, но и общемирового танкостроения. Колесно-гусеничную схему пытались сделать многие, но именно Кристи смог довести ее до совершенства. Кроме того, не стоит забывать, что главными союзниками Кристи являлись офицеры американской кавалерии, которые мечтали о подобной боевой машине, способной действовать в одном строю с бронемашинами. С другой стороны, появление данного аппарата привело к весьма деструктивным последствиям в системе американского бронетанкового вооружения. Дело в том, что Кристи умудрился залезть сразу в два класса танков — средние и легкие. До того, как глава U.S. Wheel Track Layer Corporation не начал свои представления, у американцев худо-бедно танки развивались логичным образом. Скорость же вскружила американским военным голову, что еще хуже, за танк Кристи ратовали и в Конгрессе, где у этой машины имелись свои сторонники.
Критика Департамента Вооружений поначалу выглядела как попытка устранить нежелательного конкурента, но происходившее дальше выглядело как борьба косого с кривым. С одной стороны, Технический Департамент Танкового Корпуса ваял откровенных уродцев, на фоне которых танк Кристи выглядел как звездолет. А вот с другой, создавались эти самые уродцы под тактико-технические требования американских военных. Эти самые требования Кристи почти демонстративно проигнорировал. В результате Convertible Medium Tank M1931, ставший развитием M1928, выглядел непонятно чем. Экипаж и вооружение как у легкого танка, масса посередине между средним и легким танком, в общем, что-то непонятное. Неслучайно в Советском Союзе танк назвали не соответствующим системе вооружения, так что для него пришлось городить отдельный класс — быстроходный танк. При этом в СССР не забросили легкие и средние танки. А вот в США танкостроение пошло вкривь и вкось. В 1932 году Кристи остался не удел, ибо не смог найти общего языка ни с пехотой, ни с кавалерией. Вот только дело уже было сделано. Вместо «нормального» среднего танка получилось нечто, которое именовалось Convertible Medium Tank T3E2. Хоть и четырехместный, но всё рано «полусредний». Да еще и с кучей болячек.
В начале мая 1934 года командование американской кавалерии организовало маневры в Форт-Райли, штат Канзас. На этих маневрах присутствовало и американское пехотное командование. Причины прозаичны: Convertible Medium Tank T3E2 оказался «сырым», то же самое случилось и с Light Tank T2. У кавалерии же дела обстояли куда лучше: в Форт-Райли прибыли опытные образцы Combat Car T4 и Combat Car T5. И если T5 был фактически собратом Light Tank T2, то с T4 дела обстояли иначе. Это была совершенно новая боевая машина, которая выглядела не хуже танков Кристи, правда, с кавалерийской спецификой. Вместо 37-мм пушки на ней стояло два пулемета, из них один крупнокалиберный. Впрочем, с учетом бронепробития 37-мм пушки M1916, они выглядели равнозначно. Куда интереснее выглядело шасси Combat Car T4. Взяв за основу идеи Кристи, создатели танка получили весьма удачное шасси. Кавалерия на тот момент очень хотела принять на вооружение именно T4. Задумалось и пехотное командование. На фоне неудачи с Convertible Medium Tank T3E2 кавалерийский танк смотрелся весьма привлекательно. Правда, с броневой защитой у него была беда. В результате появилась идея создания среднего танка на базе Combat Car T4. Вскоре T4 оказался не у дел, поскольку кавалерия была вынуждена выбрать Combat Car T5. На то имелся ряд причин, в том числе финансовые. А вот пехота от своей идеи не отказалась. В результате на свет появился Convertible Medium Tank T4.
Начиная с осени 1934 года, когда кавалерия была вынуждена отказаться от стандартизации и закупки партии из 28 Combat Car T4E1, работы по этой машине шли в интересах пехоты. Правда, повела она себя довольно странно. Дело в том, что Combat Car T4 Modified, так изначально именовался Combat Car T4E1, потяжелел до 9 тонн. В результате характеристики подвижности снизились. По этой причине испытатели предлагали поставить более мощную силовую установку — Wright R-975 Whirlwind, 9-цилиндровый радиальный авиационный мотор, который тогда развивал мощность 330 лошадиных сил (а к 1935 году мощность высрола до 400 л.с.). Это компенсировало бы возросшую массу, а заодно позволил бы поднять толщину брони с 9 до 16 мм без потери подвижности. Но по непонятным причинам данное предложение было проигнорировано. А ведь оно выглядело крайне необходимым, особенно с учетом того, что масса Convertible Medium Tank T4 всё равно возросла бы за счет толщины брони.
Результатом происходящего стало то, что Medium Tank T4, появившийся в 1935 году, с технической точки зрения мало отличался от Combat Car T4E1. По большому счету, это он и был, только с рядом изменений, связанных с доработкой конструкции. Немного изменился корпус, с которого убрали массивные ящики на крыльях. Оно вполне логично, поскольку это мешало размещать траки на колесном ходу. Несколько изменилась носовая часть корпуса, в частности, люк механика-водителя. Он стал откидываться вперед, что более удобно для работы. Более рациональной сделали конструкцию смотровых приборов и верхней части отделения управления, переделали шаровую установку курсового пулемета. С шаровой установки убрали прицел, поскольку выяснилось, что вести огонь по трассерам получается не менее эффективно, а помощник механика-водителя при этом не сидел буквой «зю».
Доработке подверглось и боевое отделение. Если башня Combat Car T4E1 ушла на Combat Car M1 почти без изменений, то для пехоты ее конструкцию достаточно серьёзно доработали. Одним из недостатков башни оказалась недостаточная обзорность, в частности, как класс отсутствовала смотровая башенка. Вместо привычной башенки было решено сделать большой «выступ» в кормовой части башни. Таким образом жизнь облегчилась не только для наводчика, но и командира/заряжающего. Правда, по непонятной причине их так и оставили стоящими в боевом отделении, хотя места для размещения сидений вполне хватало. Переработке подверглись смотровые приборы, а также пулеметные установки. Если на Combat Car они так и остались без подвижных бронировок, то на Convertible Medium Tank T4 их ими оснастили. Это повысило стойкость к вражескому огню.
По результатам всех изменений боевая масса Convertible Medium Tank T4 достигла 11974 кг. В общем-то, для среднего танка того периода вполне себе нормальная масса. Например, Medium Tank A9, позже ставший крейсерским танком, имел примерно такую же массу. Вопрос скорее в другом. Для начала, вооружение Converible Medium Tank T4 так-то не особо тянуло на средний танк. Более никто чисто пулеметный танк делать не решился, причем некоторые идеи американских военных вызывают массу вопросов. Для понимания, наведение пулеметов на цель производилось обоими номерами расчета башни. То есть огонь они вели раздельно. То же самое, кстати говоря, касалось и Combat Car M1, только там еще был высокий кожух вала от мотора к коробке передач. То есть боевая эффективность вооружения выглядела если не сомнительно, то уж точно спорно. В этом смысле решение пехотного командования использовать на Light Tank M2A2/M2A3 двухбашенную схему, которую кавалеристы едко называли «Мэй Уэст» (намек на некоторые особенности тела известной в то время певицы и модели). Смех смехом, но наводить пулеметы по отдельности оказывалось более правильной идеей.
Более существенные вопросы, впрочем, возникли после того, как серийные Converible Medium Tank T4 пошли в войска. Мотор, как уже говорилось выше, остался тот же самый — радиальный авиационный двигатель Continental R-670 объемом 10,97 литров и мощностью 264 лошадиные силы. С ним удельная мощность снизилась до 22 лошадиных сил на тонну. Причем это на пиковом режиме работы, эксплуатационная мощность составляла 250 лошадиных сил. Таким образом, удельная мощность оказалась существенно ниже Light Tank M2A1. Максимальная скорость на гусеничном ходу, которая была достигнута в ходе нескольких этапов войсковых и полигонных испытаний, составила 40 км/ч. На колесном ходу скорость возрастала до 64 км/ч, уже неплохо, вот только Light Tank M2A1 оказался еще быстрее. При этом боевая эффективность более легкой машины оказалась примерно равна среднему танку, и это при двукратной разнице в цене.
Испытания, которые проводились в 1935, 1936 и 1938 годах, показывали примерно одно и то же. Converible Medium Tank T4 явно требовал более мощного мотора, поскольку попросту не мог полностью реализовать возможности шасси. Вместе с тем, как раз шасси у машины получилось вполне приличным. В отличие от Converible Medium Tank T3E2, которые стали кошмаром для своих экипажей, T4 получились вполне надежными, что позволило их направить в войска. В 1935 году началось производство этих танков силами арсенала Рок Айленд. Всего в 1935-36 годах построили 16 таких танков. Это сделало T4 самым массовым американским колесно-гусеничным танком. Больше того, в феврале 1936 года было сделано предложение стандартизировать данные танки. Его отвергли, поскольку разницы между T4 и Light Tank M2A1, с точки зрения боевой эффективности, не имелось.
Существовал данный танк и в более специфичной конфигурации. В начале 30-х годов офицеры Департамента Вооружений начали всерьёз рассматривать концепцию «огневого ежа», то есть возвращение к идее «ромба». То есть когда вооружение находится не во вращающейся башне, а в корпусе. На шасси танка предполагалось сделать большую рубку, в которой, по периметру, размещалось вооружение. То, что эта идея имеет массу недостатков, включая мертвые зоны обстрела и более высокую массу, военных как-то не остановило. Идею двигали офицеры, которые имели отношение к американской пехоте. На Convertible Medium Tank T3 такое техническое извращение им реализовать не удалось, а вот дальше их шаловливые ручки добрались до опытных образцов кавалерийских танков. Так на свет появились Combat Car T4E2 и Combat Car T5E1.
В случае с Combat Car T5E1 идея совсем не зашла, потому что случился откровенный перегруз конструкции. Combat Car T4E2 данное издевательство выдержал более спокойно. Это послужило сигналом к изготовлению установочной партии из трех танков, получивших обозначение Convertible Medium Tank T4E1. Машины получили регистрационные номера U.S.A.W-30260-30262. Фактически это был немного доработанный Combat Car T4E2 с более мощным вооружением. Вместо башни поставили массивную рубку, в которой разместили батарею из пяти пулеметов. Два (из них один крупнокалиберный) разместили в лобовой части рубки, по одному слева, справа и сзади. За счет рубки удалось увеличить запас топлива, разметили баки аккурат в кормовой ее части. Видимо, чтобы расчету боевого отделение было еще веселее, первое же попадание в рубку, и машина превратилась бы в факел. По центру рубки поставили смотровую башенку. Зачем — не очень понятно.
Характеристики подвижности Convertible Medium Tank T4E1 остались примерно в пределах базового танка. Чего не скажешь о массе — она выросла до 13608 кг. Для понимания уровня происходящего, в этой самой рубке продолжало сидеть те же два человека. Только теперь они обслуживали не 2 пулемета, а 5. В чем состоял глубинный смысл данной конструкции, науке неизвестно. Тем не менее, пытливые умы не только довели данную конструкцию до опытной партии, но и продолжили ее пропихивать дальше. Кто не верит, пусть посмотрит внимательно на Medium Tank T5/M2. Он потому и такой здоровенный, что британские ученые, пардон, офицеры Департамента Вооружений не успокоились, воткнув по периметру боевого отделения пулеметные установки. Причем было их больше, чем расчет боевого отделения.
Поставленные в войска танки получили радиостанции, причем их размещение оговаривалась еще в ходе испытаний Combat Car T4E1. Ставили радиостанции в боевом отделении, возле моторной перегородки. Надо сказать, что пользоваться радиостанциями было неудобно, что, впрочем, выглядело равнозначным для всех американских танков того периода. Почему-то сделать из помощника механика-водителя радиста, как это делали в других странах, американцы не догадались, поэтому командир был еще и радистом.
К моменту, когда машины семейства T4 поступили в войска, американское пехотное командование уже догадывалось, что происходит чего-то не то. Легкий и средний танк имели одинаковую эффективность, при этом скорость передвижения Convertible Medium Tank T4 была ниже требований. Больше того, еще весной 1934 года в Форт-Беннинг предлагался совсем другой танк — с орудийной башней и 47-мм пушкой. Впрочем, тогда предложения капитана Джордж Говард Рери, выступавшего одним из идеологов колесно-гусеничных танков, проигнорировали. Какая-то реакция появилась только весной 1936 года, когда стало ясно — машина явно перегружена. На фоне того, что Light Tank M2 показывал ничуть не меньшую прыть, 16 мая 1936 года Комитет по вооружениям принял решение о запуске программы Medium Tank T5. Идеи Рери было решено переложить на шасси, разработанное с использованием наработок по Light Tank M2.
Запуск разработки чисто гусеничного среднего танка отнюдь не означало, что дни Convertible Medium Tank T4 сочтены. Да, явно картина складывалась так, что дальше колесно-гусеничную схему отправляют на покой, поскольку она не давала выигрыша по подвижности. Минусов от нее было уже больше, например, подвеска занимала много места, да и обслуживать ее оказалось куда сложнее, нежели VVSS. Вместе с тем, других гинденбургов у американцев тогда не имелось, так что хоть какой-то, но средний танк. Почти два десятка машин — это тоже неплохо, а тех же англичан к тому моменту новых танков данного типа имелось целых ноль (это если мы считаем именно серийные машины). Поэтому в течение 1935-39 годов Convertible Medium Tank T4/T4E1 являлись основными американскими средними танками. Причем в 1937-38 годах еще и единственными, поскольку T3 и T3E2 уже списали по износу.
Дождались Convertible Medium Tank T4 и определенного признания. В марте 1939 года снова возникла идея о стандартизации этих танков. На сей раз идея получила одобрение, ибо в Европе становились жарко, а американские военные обнаружили, что иных средних танков у них пока нет. Поэтому Комитет по Вооружениям одобрил их стандартизацию как Convertible Medium Tank M1, Turreted, и Convertible Medium Tank M1, Barbette. В таком статусе данные машины активно использовались в маневрах американской армии до марта 1940 года, когда их фактически списали. Данные машины уступили место Medium Tank M2. Тем самым история американских колесно-гусеничных танков завершилась.
Из 19 выпущенных танков данного семейства одному всё же повезло. К 1947 году машина осела на Абердинском Полигоне, а недавно оказалась в Национальном Музее Танков и Кавалерии, Форт-Беннинг. Танк прошел косметическую реставрацию и должен занять место в экспозиции музея. При всех недостатках машина для американского танкостроения этапная. Вопреки злым языкам, американские военные смогли создать колесно-гусеничный танк и без Кристи, причем машина вполне себе активно эксплуатировалась. Собственно говоря, проблемы у нее оказались чисто концептуальные — неадекватное для среднего танка вооружение и низкая удельная мощность в виду «жадности» американских военных. Причем тот самый мотор, который хотели поставить на T4, всё же появился на американских танках. С ним у T4 подвижность на гусеничном ходу была бы как минимум не хуже английских «крейсеров», другой вопрос, зачем. Время колесно-гусеничных танков ушло, так что даже в лучшем случае дальнейшее развитие T4 привело бы к аналогам английских «крейсеров», да Т-34. Также стоит отметить, что для создателей T4 данная машина отнюдь не стала пустой тратой времени. Ряд технических решений, включая идею силового блока, позже реализовали на целом ряде американских танков.
Список источников:
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1978
- Фотоархив автора
- eBay