Юрий Пашолок. Сказ о том, как французские военные второй раз легкий танк перекормили

15

Юрий Пашолок. Сказ о том, как французские военные второй раз легкий танк перекормили

История французского танка AMX 38, изначально легкого, но по итогам имевшего массу среднего

Содержание:

Первую мировую войну французы закончили, имея лучшую в мире танкостроительную школу. С инженерной точки зрения французы явно превзошли англичан, причем это касалось танков всех классов. Проблема состояла в том, что далее взгляды французских военных, ответственных за танкостроение, стали чересчур консервативными. Одно то, что они продолжали «доить» концепцию Renault FT, которую сами же критиковали еще в конце Первой мировой войны, говорит о многом. Еще более показательной стала история средних танков семейства Char D. Вообще исходно это легкий танк, который умудрились постепенно довести до боевой массы 20 тонн. Подобный фокус французы проворачивали не раз и не два, что, по итогам, и привело к глубокому кризису. Французские бронетанковые силы к началу Второй мировой войны представляли собой колосса на глиняных ногах, да еще и с соломой в голове.

Единственный построенный образец AMX 38

Единственный построенный образец AMX 38

То, что французы имели огромные проблемы с танкостроением, наглядно показали две программы. Первой из них стала Char G, попытка заменить Char D. Амбициозная программа, в которой участвовали ведущие французские танкостроительные фирмы, закончилась фарсом. Впрочем, еще более показательной стала другая программа, менее масштабная. Речь идет об AMX 38, попытке создать легкий танк нового поколения. Процессы, которые протекали вокруг этого танка, наиболее ярко показывают уровень бардака, творившегося во французском командовании.

Концепция FCM 36 в исполнении AMX

Появлению нового легкого танка предшествовала комичная история создания его предшественников, начавшаяся летом 1933 года. Изначально речь шла о дешевом танке (точнее, танкетке) массой 5-6 тонн, который собирался из крупных литых деталей. Правда, Hotchkiss, инициатора всей этой истории, быстро отодвинули, а в конкурсе выиграла Renault. Автомобильный гигант старался подмять под себя всё, что касалось танков, но в итоге «подавился». В случае с Renault ZM, он же Renault R 35, ситуация была именно такой. Впрочем, имелась и другая проблема. Ее создали сами французские военные, которые прямо посреди разработки новых легких танков переиграли требования и вместо 30 мм брони захотели 40. Чудес не бывает: основная часть танков, которые участвовали в конкурсе, получились перегруженными. Не избежал этого и Renault ZM, который резво ездил на испытаниях, а в серии получился неспешным, да еще и с проблемами по ходовой части. Единственной фирмой, которая этого отчасти избежала, оказалась Hotchkiss. Да и то, позже на их танке, который внезапно стал кавалерийским, поставили более мощный мотор.

В июне 1937 года выяснилось, что броня Renault R 35 вполне пробивается снарядами 3,7 cm Pak. По совпадению, вскоре после этого началась разработка AMX 38

В июне 1937 года выяснилось, что броня Renault R 35 вполне пробивается снарядами 3,7 cm Pak. По совпадению, вскоре после этого началась разработка AMX 38

Еще одной проблемой, которая вылезла позже, стала броневая защита. В июне 1937 года французские военные решили проверить, как работает броня Renault R 35 под огнем немецкой противотанковой пушки 3,7 cm Pak. И тут их ждал неприятный сюрприз: из 18 попаданий 14 закончилось пробитием. И даже 25-мм противотанковая пушка вполне пробивала толстобронный французский легкий танк. 12 снарядов из 22 смогли поразить его броню. На самом деле проблема была не только в недостаточной толщине, но и низком качестве литья, это выявилось в ходе изучения брони Renault R 35, которое проводилась в 1940 году советскими инженерами. Выявившаяся проблема не остановила серийный выпуск Renault R 35. Тем не менее, в июле 1937 года началась работа над новым легким танком. Работу доверили тому же месту, где выпускали Renault R 35. Но с одним маленьким нюансом. В 1936 году танковое производство Renault в Исси-ле-Мулино, что на юго-западной окраине Парижа, национализировали. Теперь предприятие носило обозначение AMX (Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux). Оно и занялось разработкой танка.

Исходный проект Char Léger, март 1938 года

Исходный проект Char Léger, март 1938 года

Отчасти проект нового легкого танка сопровождения пехоты, работы по которому возглавил Жозеф Молинье, являлся признанием ошибки командования французской пехоты. Там не могли сказать напрямую, что выбрали не тот легкий танк. Наиболее удачным из них оказался FCM 36. Этот танк имел более подходящую для поставленных задач ходовую часть, сварной корпус и башню, с рациональными углами наклона, а также дизельный двигатель, обеспечивавший более высокую дальность хода. Ряд недостатков FCM 36, например, самая большая боевая масса (12,35 тонн против 11 тонн у Renault R 35), оказалась напрямую связанной с изменениями по толщине брони, внесенными в ходе разработки. Фактически конструкторское бюро AMX занялось «локализацией» FCM 36. Шасси танка, изначально именовавшегося просто Char Léger, не имело с Renault R 35 ничего общего. А вот на FCM 36 оно оказалось похоже гораздо больше.

Дизельный мотор CLM LC 4. изначально на танке прописывалась эта силовая установка

Дизельный мотор CLM LC 4. изначально на танке прописывалась эта силовая установка

Справедливости ради, именно копией новый танк, первый эскизный проект которого был готов в марте 1938 года, назвать нельзя. Идеологически ближе всего к нему был Renault NC. То есть узкий, вытянутый корпус, с размещением трансмиссии в корме, а также с ходовой частью, имевшей большое (15 на борт) число опорных катков малого диаметра. В случае с ходовой частью также можно видеть аналогии с Char D, который вырос из Renault NC. Это касалось и наличия экранов, которые прикрывали ходовую часть, и концепции механизма натяжения гусеничных лент. Башня изначально оставалась той же, что и у Renault R 35, то есть APX-R. Впрочем, такая башня явно была временным решением, поскольку французским военным башня FCM 36 нравилась явно больше.

Трансмиссия перекочевала назад, что увеличило длину корпуса до 5 метров

Трансмиссия перекочевала назад, что увеличило длину корпуса до 5 метров

Одной из причин, почему AMX выбрал такой узкий корпус, была необходимость сохранения боевой массы в разумных пределах. Выбор компоновки с кормовым размещением трансмиссии означал более длинный корпус, при его форме, как у FCM 36, это грозило существенным ростом боевой массы. Поэтому корпусники AMX пошли на хитрость. Корпус имел уширение только в районе боевого отделения. Также они отказались от полностью сварного корпуса. Лобовая деталь корпуса, а также корма, делались литыми. Это упрощало сборку довольно сложных по конфигурации деталей. Косвенно это говорит и о том, что у FCM действительно имелись проблемы со стойкостью сварных швов.

Char Léger AMX 1938, так машина стала именоваться с июня 1938 года. На этой схеме показан эскиз башни FCM 36

Char Léger AMX 1938, так машина стала именоваться с июня 1938 года. На этой схеме показан эскиз башни FCM 36

Довольно узкий корпус, впрочем, совсем не означал, что моторное отделение будет по типу Renault NC. Оно получилось вполне достаточным для размещения мотора слева, а системы охлаждения справа. Как и требовали французские военные, AMX ставила дизельный мотор, причем отнюдь не разработки Renault. В 1928 году, под покровительством Peugeot, был построен завод CLM (Compagnie Lilloise de Moteurs à Levallois). Он занимался выпуском дизельных моторов по лицензии Junkers. Среди линейки двигателей имелся и 100-сильный LC 4. Пиковая мощность у него выдавалась при 1500 об/мин, основным предназначением LC 4 являлось использование на железнодорожном транспорте (например, мотодрезины). Рядный 4-цилиндровый мотор получился весьма компактным, что позволило впихнуть его в танк. При этом удельная мощность машины, по проекту имевшей боевую массу 13 тонн, составляла 7,7 лошадиных сил на тонну. Для пехотного танка вполне себе нормальный показатель.

Собственной башней AMX 38 обзавелся в ноябре 1938 года. Она получилась более удачной, чем конструкция FCM 36

Собственной башней AMX 38 обзавелся в ноябре 1938 года. Она получилась более удачной, чем конструкция FCM 36

Вместе с тем, CLM LC 4 продержался недолго. Летом 1938 года командование французской пехоты, проанализировав опыт эксплуатации легких танков, захотело удельную мощность 10 лошадиных сил на тонну. Вместе с тем, общую концепцию нового танка одобрили. С июня 1938 года он стал именоваться как Char Léger AMX 1938, более известен индекс AMX 38. Башню APX-R явно забраковали, поскольку уже в июне 1938 года на машине можно было видеть силуэт башни FCM 36.

Корпус AMX 38 в финальной конфигурации. Таким его пустили в работу

Корпус AMX 38 в финальной конфигурации. Таким его пустили в работу

Долго эта башня также не продержалась. Помимо жалоб на проблемы со сварными швами (есть мнение, что это происки конкурентов), имелись и вполне очевидные недостатки. Форма башни FCM 36 выглядела не совсем рационально, кроме того, множество смотровых лючков совсем не являлись плюсом. Проанализировав плюсы и минусы башни конкурента, в ноябре 1938 года AMX представила свою разработку. Лоб башни стал покатым, а вместо смотрового лючка появился перископический смотровой прибор конструкции Рудольфа Гундляха. Более известный как MK-IV, этот революционный смотровой прибор вполне серийно ставился на французский бронеавтомобиль Panhard 178 второй производственной серии. В принципе, вполне удачная башня, если бы не установка вооружения. Ее взяли с APX-R, внутренняя маска являлась явно минусом.

Когда военных невозможно остановить

Работы по AMX 38 продвигались довольно быстро, видимо, национализация танкового производства Renault пошла на пользу. Интересно, что при этом командование французской пехоты не стало проводить еще один конкурс. На то имелись веские причины. Во-первых, AMX была уже собственной кухней, а особого желания, чтобы туда еще кто-то лез, не имелось. Во-вторых, конкурентов у AMX 38 как-то не наблюдалось. FCM было не до того, она наращивала выпуск Char B1 bis. Hotchkiss тоже было не до того, фирма уже поймала птицу счастья и наращивала выпуск Hotchkiss H 35, одновременно проводя работы по будущему H 39. Остальным и вовсе оказалось не до легких танков.

Таким AMX 38 изготовили в металле

Таким AMX 38 изготовили в металле

К моменту, когда AMX 38 вышел на финишную прямую разработки, машина получила новый мотор, который вполне удовлетворял требованиям французских военных. Речь идет о продукции Société des Compteurs et Moteurs ASTER. Первые моторы завод из Сен-Дени построил еще в 1899 году, занимаясь как стационарными силовыми установками, так и двигателями для автомобилей, а также мотоциклов и самолетов. В 1926 году ASTER построила свой первый дизельный мотор, далее развивая эту линейку. Для AMX 38 был изготовлен 4-цилиндровый дизельный мотор, который развивал мощность 130 лошадиных сил.

Машина получилась чуть тяжелее проектной массы, но в целом вполне соответствовала требованиям

Машина получилась чуть тяжелее проектной массы, но в целом вполне соответствовала требованиям

Всё же удельной мощности 10 л.с. на тонну получить не удалось. Дело в том, что различные доработки конструкции танка привели к ожидаемому росту массы. Он, правда, оказался небольшим — на 500 кг. Таким образом, удельная мощь оказалась близкой к требуемой. Вместе с тем, удельная мощность 9,6 л.с. на тонну не означала, что танк будет очень резвым. Ходовая часть с опорными катками малого диаметра не предназначалась для быстрой езды. Танк должен был успешно двигаться по полям сражений вроде лунных пейзажей Первой мировой войны. Впрочем, свои 25 км/ч он на испытаниях вполне развил.

Вместе с тем, к осени 1939 года сложилась ситуация, когда у машины, в ее текущем виде, не осталось шансов на серийное производство

Вместе с тем, к осени 1939 года сложилась ситуация, когда у машины, в ее текущем виде, не осталось шансов на серийное производство

Нельзя сказать, что у французов получился плохой танк. Фактически его единственным недостатком являлась одноместная башня, хотя тем же немцам по этому поводу лучше молчать. У них на легких танках тоже были одноместные башни. К моменту постройки (случилось это во второй половине 1939 года) AMX 38 получил длинноствольную 37-мм пушку SA 38. Она позволяла бороться с танками, имевшими броню толщиной до 30 мм включительно. Машина имела вполне приличную броневую защиту, а также обзорность. AMX 38 получился на полметра длиннее FCM 36, но нельзя сказать, что это было недостатком. За счет большей длины танк мог преодолевать более широкие окопы. Также он получил хвост, за счет чего длина преодолеваемых рвов оказалась еще больше. Одним словом, получился вполне приличный пехотный танк, что-то среднее между Infantry Tank Mk.I и Infantry Tank Mk.III.

AMX 38 после внесения изменений по требованиям генерала Келлера, декабрь 1939 года

AMX 38 после внесения изменений по требованиям генерала Келлера, декабрь 1939 года

Главная проблемы состояла в том, что у AMX 38 не имелось шансов на серийное производство. По крайней мере в том виде, как его построили. Дело в том, что с 1 августа 1939 года должность инспектора бронетанковых войск занял бригадный генерал Луи Келлер. Он и до того занимал важные должности, влияя на танкостроительную программу, а в новом статусе генерал, которому на тот момент исполнилось 58 лет, развил еще более бурную деятельность. В случае с AMX 38 поначалу она выглядела отчасти здраво. Келлер посчитал, что 37-мм пушки SA 38 уже маловато. Также он указал, что и 40 мм брони тоже маловато. И тут ему тоже сложно возразить. Гарантированная защита от 3,7 cm Pak обеспечивалась броней толщиной 60 мм, новостью это не являлось.

Башня стала похожа на FCM 36

Башня стала похожа на FCM 36

11 декабря 1939 года AMX подготовила документацию на серийный вариант AMX 38, так он проходил в переписке. Как и требовало техническое задание, толщина брони выросла до 60 мм, но случилось это только в лобовой части корпуса и башни. Полная длина шасси выросла до 5279 мм, это оказалось связано с пересмотром силовой установки. Поскольку боевая масса выросла до 16,5 тонн, в танк предполагалось поставить 160-сильный дизельный мотор всё той же ASTER. Так что подвижность танка оказывалась той же самой. Если корпус менялся не так сильно, то с башней ситуация оказалась иной. Дело в том, что установка более крупной 47-мм пушки SA 35 требовала больше места. В результате появилась новая башня, в которой легко угадывалась башня FCM 36. Впрочем, орудийная установка получилась не в пример удачнее, особенно с точки зрения возможного попадания внутрь осколков снарядов и пуль.

Установка 47-мм пушки SA 35 резко подняла боевую эффективность танка. Увы, остановиться генерал Келлер не смог

Установка 47-мм пушки SA 35 резко подняла боевую эффективность танка. Увы, остановиться генерал Келлер не смог

Остановись Келлер на этом варианте, можно сказать, что он молодец. «Серийный» AMX 38 выглядел уже как более удачная боевая машина, которая занимала ту же нишу, что и английский Infantry Tank Mk.III. В лоб ему стучаться 37-мм снарядами было уже бесполезно, да и 50-мм снаряды 5 cm KwK 38 такую броню пробивали только с ближних дистанций. Но стоп-кран у бравого генерала, похоже, поломался. Иначе не объяснить те бредовые идеи, который он начал выдавать в эфир весной 1940 года.

Последние чертежи по AMX 38 датированы мартом 1940 года. Лоб корпуса и башни усилили до 60 мм, боевая масса выросла до 16,5 тонн, ставился 160-сильный мотор. Казалось бы, куда дальше лететь?

Последние чертежи по AMX 38 датированы мартом 1940 года. Лоб корпуса и башни усилили до 60 мм, боевая масса выросла до 16,5 тонн, ставился 160-сильный мотор. Казалось бы, куда дальше лететь?

Документацию по улучшенному AMX 38 комиссия, во главе с Келлером, рассмотрела 14 марта 1940 года. Результат оказался внезапный. Улучшенный танк их не устроил, рост массы продолжился, причем выглядело это полным бредом. Боевая масса второй модернизации AMX 38 ожидалась в районе 25 тонн, теперь туда собирались впихнуть мотор типа SOMUA S 35. А еще там образовался конкурс. В нем должны были участвовать Renault (да, она снова была в деле), FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua.

Renault DAC 1, двухместную версию этого танка Келлер рассматривал как альтернативу AMX 38

Renault DAC 1, двухместную версию этого танка Келлер рассматривал как альтернативу AMX 38

Примерно в это же время, как чертик из табакерки, вылез проект Renault DAC 1. Эта 16-тонная машина пока является скорее загадкой для исследователей. Есть всего одна плохенькая схема, из которой явно вырисовывается машина, больше напоминающая средний танк. Учитывая, что танк еще называли SOMUA из Бийанкура, это явно попытка Renault влезть на поляну SOMUA S 35. Так вот, в мае 1940 года рассматривалась идея сделать двухместный вариант Renault DAC 1 и запустить его в крупную серию. Причем не во Франции, а в США. Вся эта идея померла в июне 1940 года.

Корпус второго AMX 38 даже успели построить

Корпус второго AMX 38 даже успели построить

Несмотря на явный бред со стороны Келлера, AMX ко второму образцу AMX 38 все же приступила. На eBay всплыла фото корпуса этого танка. Его так и не построили. Вообще деятельность Келлера можно было бы воспринять как саботаж, но на самом деле это вполне типовая ситуация в престарелом французском командовании. Да и кончил дослужившийся до звания генерал-майора Келлер плохо. В августе 1944 года отставного генерала арестовали немцы, а 16 ноября 1944 года Келлер был убит в Бухенвальде. Печальный финал одного из тех, кто довел французское танкостроение до полного бреда.

Список источников

      1. CAAPC
      2. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      3. Guerre, blindés & matériel (GBM) № 99
      4. Renault R35 & R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
      5. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/skaz-o-tom-kak-francuzskie-voennye-vtoroi-raz-legkii-tank-perekormili-62cd6f9c076b2b5f4a707c69?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account