Юрий Пашолок. Шведская ЗСУ не для себя
Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, зенитная самоходная артиллерийская установка, ставшая серийной, но не в шведской армии
Танкостроение в Швеции являлось весьма специфичной отраслью с самого его зарождения. Вроде как танк свой, а на самом деле у него немецкие корни. Смех ситуации в том, что у первого и последнего на сегодняшний день шведского танка судьбы похожие. То есть танк немецкий, агрегаты немецкие, но собран он шведами. Впрочем, самое интересное творилось со шведским танкостроением в 30-е годы. Когда шведские военные выбирали себе танк на замену Strv m/21, то перспективы выглядели крайне занятно. Первым кандидатом должен был стать танк, разработанный австрийским офицером Фрицем Хейглем, но выпускался бы он в Швеции. Второй кандидат фактически был немецким танком, но выпускался бы он шведской AB Bofors, которую контролировал Krupp. Выбрали же третьего кандидата, который тоже был немецким, но выпускался он силами AB Landsverk. Которая, внезапно, тоже являлась подконтрольным немцам предприятием.
Дальше ситуация менее странной не становилась. С начала 30-х годов Landsverk расширяла линейку своей продукции. Помимо танков, там появились бронемашины, а также гусеничные тягачи. Вся нестандартность ситуации состояла в том, что предназначалась эта продукция, как правило, отнюдь не шведской армии. У нее не было денег, да и заинтересованность выглядела не особо высокой. Находившееся под контролем немецкого объединения G.H.G. предприятие из Ландскроны было одновременно испытательным полигоном и возможностью выпускать военную технику открыто, а не называя ее тракторами, как в Германии. Смех ситуации заключался в том, что заказанные шведской армии танки L-10 и L-30 оказались не очень, в отличие от экспортного L-60. В конце концов шведские военные выбрали шведский вариант Landsverk L-60, более известный как Strv m/38.
Платформа легкого танка Landsverk L-60, впервые появившаяся среди предложений предприятия из Ландскроны осенью 1931 года, изначально метила в нишу, которую занимал Vickers Mk.E. Поначалу шведам не очень везло, вместе с тем, они никуда не торопились. Параллельно они предлагали колесно-гусеничную версию танка, известную, как Landsverk L-80, но она так и не пригодилась. Параллельно шло развитие и других машин на той же базе. Например, существовал проект подвозчика боеприпасов, так и не получившего индекса. Не повезло и истребителю танков L-61, впервые появившемуся среди предложений Landsverk в январе 1932 года. Гораздо больше повезло другой боевой машине, которая впервые появилась также в январе 1932 года. Речь идет о «носителе 40-мм зенитной пушки Bofors», он же Landsverk L-62. Теоретически речь шла о зенитной самоходной артиллерийской установке, но тогда эта боевая машина предлагалась и как средство борьбы с наземными целями. Об истории этой боевой машине, которая пошла значительно дальше эскизов, но так и не попала в шведскую армию, и пойдет речь.
Появление модели L-62 было связано с работами AB Bofors, заклятого друга Landsvertk по танкостроению и делового партнера по вооружению. В 1928 году шведский флот заказал Bofors автоматическую зенитную пушку калибра 40 мм, которая должна была заменить 2-фунтовую (40-мм) автоматическую пушку английской разработки. Известная как Pom-Pom, эта система стремительно устаревала, поэтому понадобилось что-то более подходящее. Первые варианты 40-мм пушки Bofors имели громоздкий ствол, который можно увидеть на самом первом варианте L-62, датированном 1932 годом. Заканчивала орудие Bofors уже в статусе подконтрольной Krupp компании.
Первый вариант орудия был принят в 1932 году, впрочем, работа продолжалась. Исходная версия имела длину ствола 43 калибра, что оказалось маловато. Поэтому уже вскоре появилась более мощная версия, длину ствола которой увеличили до 60 калибров. Официально ее утвердили в 1936 году, но на самом деле наработки по орудию появились уже в 1933 году. Как раз такая, 60-калиберная версия, предлагалась во втором варианте L-62, одновременно переделали и башню. Она делалась полуоткрытой. Сзади имелся вырез для заряжающего, кроме того, крыша башни была откидной. Надо сказать, что в L-62 было многолюдно. В отделении управления сидело двое (механик-водитель и командир), а в башне находилось 2 наводчика и заряжающий.
Официально машина обтекаемо именовалась как «носитель 40-мм орудия». Было это связано с тем, что потенциально машина, как уже говорилось выше, предполагалась двойного назначения. Если уж вооруженный 20-мм автоматической пушкой Madsen L-61 считался истребителем танков, то 40-мм зенитная пушка, имевшая пробитие на уровне 3,7 cm Pak, таковой могла быть и подавно. Кроме того, Landsverk, не без участия Bofors, работала над целым семейством самоходных артиллерийских установок, базой для которых служил Landsverk L-60. Во всех случаях предусматривалась возможность использования специального прицепа-передка, где в походном положении находилась часть расчета, плюс дополнительный боезапас.
Дополнительными машинами семейства являлись Landaverk L-63 и L-64. В случае с первым вариантом речь шла об установке второй зенитной автоматической пушке Bofors, которая создавалась для флота. Речь идет о 25 mm akan L/64 Model 1932, созданной в дополнении к 40-мм версии. В отличие от «старшего брата», большого распространения орудие не получило, хотя советская зенитная автоматическая пушка 72-К имеет к ней прямое отношение. Landsverk L-63 предполагался 4-местным, причем защиты у отделения управления спереди не имелось, а у башни остался только орудийный щит. Очень похожую конструкцию имела вторая модель, L-64. Разница заключалась в том, что вместо отечественной 25-мм автоматической пушки ставилась зарубежная, калибра 20 мм. Либо речь шла о той же Madsen, либо Oerlikon.
Наконец, существовал четвертый вариант машины, который можно называть как «L-62 на стеоридах». Речь идет о Landsverk L-65, очень похожей на L-62, но с проектной 47-мм зенитной автоматической пушкой Bofors. Кроме того, командиру и заряжающему, дабы они не скучали, выдали по пулемету. Впрочем, поначалу все предложенные варианты вызвали у потенциальных заказчиков нулевую реакцию. На тот момент больше интересовали танки, а даже с ними поначалу у Landsverk дела обстояли не очень. Только после того, как L-60 заинтересовались ирландцы, дело сдвинулось с мертвой точки. Вместе с тем, даже им как-то ЗСУ, коими фактически были упомянутые машины, не были интересны. Касалось это и второго заказчика — Австрии. Австрийская сторона, правда, тоже оказалась не подарок, «отвалившись» уже на стадии изготовления опытного образца. Успех пришел с другим осколком Австро-Венгерской империи — Венгрией.
Впервые венгерская делегация посетила Landsverk в октябре 1936 года. Интересовал их, прежде всего, базовый танк. 18 августа 1937 года доработанный Landsverk L-60Ö, который стал именоваться Landsverk L-60 H, отправился в Венгрию, где успешно прошел совместные испытания. 2 сентября 1938 года его приняли на вооружение венгерской королевской армии как 38M Toldi. Впрочем, еще до того было понятно, что сделка состоится. На этом фоне Landsverk выкатила ряд предложений, среди которых снова был L-62. На сей раз разработка вызвала интерес. В марте 1938 года венгры заказали один образец машины, которая позже стала именоваться как Landsverk ANTI (впрочем, индекс L-62 остался). Сумма контракта составила 101805 венгерских пенгё, причем покупалась машина без вооружения. Необходимости в нём не имелось, поскольку у венгров уже имелись 40-мм зенитные орудия Bofors, выпускавшиеся MAVAG.
Изготовленная в декабре 1938 года машина не имела к предшественнику никакого отношения, кроме орудия и концепции. Машина получила удлиненный корпус, в связи с чем количество опорных катков выросло до 5. Боевое отделение было расширено, чтобы установить открытую сверху башню. Расчет составил те же 5 человек, но теперь 4 из них находилось в башне. Боевая масса составила 10,5 тонн, но подвижность почти не пострадала. В августе-сентябре 1939 года прошел первый этап испытаний. Закончились они успешно, но венгров башня устроила не полностью. Далее они ее переделали, что привело к созданию версии, принятой на вооружение как 40M Nimrod. Она достойна отдельного рассказать, стоит лишь упомянуть один факт. Nimrod принималась на вооружение как истребитель танков. Может показаться это странным, но если не знать, то у Toldi стояло 20-мм противотанковое ружье как главный калибр. Это многое объясняет.
На волне успеха Landsverk стала разрабатывать аналогичную машину уже для шведской армии. При этом ЗСУ, как уже вполне четко понимали в Ландскроне назначение машины, не повезло дважды не попасть в амплитуду. В 1938 году делать создавать машину на базе Strv m/38 было поздно, а со второй серией, Strv m/39, не срослось в виду задержки по заказам. В итоге проект, получивший обозначение Landsverk ANTI II, оказался готов только к весне 1941 года, а рассматривали его шведские военные вообще осенью. По сути тот же Landsverk ANTI, но на шасси более совершенного Strv m/40. В зависимости от исполнения, боевая масса составляла 10300-10800 кг. Боевое отделение вообще не менялось, тут как-то шведы пропустили изменения, которые внесли венгры. Шведские военные какой-то интерес проявили, но не к этой машине. Нельзя сказать, что Landsverk сильно горевала. Во-первых, интерес к ЗСУ оставался, во-вторых, она и так зашивалась с выпуском Strv m/40. В-третьих, на Landsverk ANTI II уже имелся зарубежный заказчик.
25 апреля 1941 года Финляндия заказала 6 Landsverk ANTI II. В 1942 году все машины оказались сданы заказчику, где они получили номера R-901-R-906. Они стали единственными гусеничными боевыми машинами шведского производства, однозначно принявшими участие в боевых действиях во время Второй мировой войны. Впрочем, каких-то существенных боевых эпизодов у машин данного типа не имелось. Машины прослужили в зенитной батарее до самого конца войны, а эксплуатация продлилась до 1966 года. Самое интересное, что бережливые финны сохранили все шесть машин до наших дней. Из них часть ныне находится в коллекции танкового музея в Пароле. Минимум пара машин находится в ходовом состоянии.
История Landsverk L-62 оказалась немного странной, но вряд ли ее можно назвать печальной. Да, у себя на родине судьба не сложилась, но зато имелся массовый потомок. К тому же объем выпуска не отражал реальную картину. А она выглядела совсем не печально. Шведы создали едва ли не лучшую ЗСУ в мире на тот период. Так сложилось, что шведские военные хотели что-тот другое. Впрочем, история всё равно имела продолжение, с куда более положительным финалом.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников:
- Архив Карла Бломстера
- Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 4–2013
- РГВА
- SA-Kuva
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/shvedskaia-zsu-ne-dlia-sebia-60e72b57ef6b872201c5fd73