Юрий Пашолок. Штурмовой сарайчик по-немецки
История немецкой штурмовой САУ StuIG 33, которая наиболее известна по боям в Сталинграде
К началу Второй мировой войны основная часть армий противоборствующих сторон не имела, либо почти не имела самоходной артиллерии. Основная причина такой ситуации была предельно простой. Даже с танками дела обстояли не самым лучшим образом, на этом фоне самоходная артиллерия, и так выглядевшая бедным родственником, находилась в еще более запущенном состоянии. Касалось это и немецкой самоходной артиллерии, которая на начало войны оказалась представлена единичными образцами боевых машин. Нельзя сказать, что немцы самоходками не занимались, но основная часть экспериментов закончилась неудачно. Вместе с тем, уже к весне 1940 года немецкая самоходная артиллерия, прежде всего истребители танков, активно использовались в боевых действиях. Успешный опыт применения привел к тому, что летом 1941 года немцы применяли широкий спектр самоходок. Они внесли весьма существенный вклад в наступление немцев летом-осенью 1941 года. Разумеется, это привело к дополнительному скачку в развитии немецкой самоходной артиллерии.
Среди образцов самоходной артиллерии, которые немцы применили во Франции в мае-июне 1940 года, оказалась и штурмовая самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B (15-см моторизованное орудие sIG 33 на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B). Нередко можно встретить обозначения Sturmpanzer I, либо Bison, но они к реальности никакого отношения не имеют. САУ получилась откровенно перегруженной, поэтому в походном положении орудие возили на прицепе. Да и большая высота машины совсем не являлись преимуществом. Тем не менее, как средство борьбы с фортификацией 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B показала себя неплохо. Дальнейшим развитием темы стала САУ 15 cm sIG 33 B Sfl на шасси Pz.Kpfw.II. Она была ниже предшественницы, но оказалась перегруженной. Несмотря на проблемы, связанные с перегрузкой, сама по себе идея крупнокалиберного штурмового орудия продолжала быть актуальной.
Тема штурмовой крупнокалиберной артиллерии вновь была поднята немецким командованием осенью 1942 года. Успешное наступление на Сталинград летом 1942 года далее превратилось в ожесточенное сопротивление, такого немцы явно не ожидали. Красная Армия ожесточенно сопротивлялась, упорные бои шли за каждый дом. Задача усложнялась тем, что обычные танки и самоходки оказались не особо эффективными против зданий. Кирпичные многоквартирные дома, даже частично разрушенные после немецкой бомбардировки, оказались хорошим укрытием для обороняющихся. Справиться с такими зданиями могла только крупнокалиберная артиллерия. Тогда и родилась идея боевой машины с 15 cm sIG 33 в качестве вооружения. В отличие от предшествующих САУ, эта машина должна была иметь солидную броневую защиту. Так родилась концепция штурмовой САУ, получившей обозначение stuIG 33 (Sturminfanteriegeschütz 33, штурмовая пехотная гаубица 33). О ней и пойдет речь.
Впервые вопрос о срочной необходимости создания хорошо бронированной машины, вооруженной 15 cm sIG 33, был поднят на совещании 20 сентября 1942 года. Требовалось создать 12, или хотя бы, для начала, 6 машин, причем срок их разработки выглядел крайне жестким. На всё давалось всего 2 недели. Самое интересное было даже не это. Для понимания сути происходящего, поначалу речь шла о… танке. Да-да, идеей была установка 15 cm sIG 33 во вращающуюся башню Pz.Kpfw.III или Pz.Kpfw.IV. То есть лавры КВ-2 кому-то явно не давали покоя. Установка того же орудия в StuG III оговаривалась, но в случае невозможности сделать артиллерийский танк. Поскольку почти сразу стало понятно, что Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV для таких целей не годятся, выбрали установку в невращающейся рубке. Тем не менее, навязчивая идея сделать артиллерийский танк теплилась еще некоторое время. Как раз из этого задания растут ноги установки sIG 33 в башне Pz.Kpfw.Panther и Tiger II. В металле их реализовывать не стали, но некоторое время задание на артиллерийские танки еще теплилось.
Поскольку времени на раскачку не имелось, почти сразу родился проект установки 15 cm sIG 33 на шасси StuG. Исполнителем заказа стала Alkett, что являлось логичным решением. Во-первых, Alkett являлся ведущим разработчиком артиллерийских установок, во-вторых, StuG выпускались как раз в Шпандау. В-третьих, на Alkett с лета 1942 года шли работы по Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), легкой штурмовой САУ на базе Pz.Kpfw.38 (t). Орудия для этих машин, кстати говоря, выпускались на Škoda. Упрощенная и облегченная версия орудия, обозначавшаяся как 15 cm sIG 33/I, хорошо подходила под новое задание. Поэтому вместо Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.) первой появилась StuIG 33.
Рецепт изготовления StuIG 33 оказался предельно простым. За основу бралось ремонтное шасси StuG III, с которого снималась штатная рубка, а в лобовой части корпуса на болтах крепились дополнительные броневые листы толщиной 30 мм. Таким образом, общая толщина лба корпуса увеличивалась до 80 мм. На образовавшееся место поставили 15 cm sIG 33/1, после чего обшили ее по периметру броней. Получилась полностью закрытая рубка, которая выглядела большой, но на самом деле это иллюзия. Общая высота StuIG 33 составляла 2,3 метра, то есть машина не столь и высокая. Да, это на 35 см выше StuG III, но высота в пределах разумного. Самое главное, что при этом расчету было куда удобнее работать. Броневая защита лба была такой же, как у корпуса (50+30 мм), а бортов — 50 мм.
По итогам получилась весьма специфичная боевая машина, которая подходила для узкого круга задач. Для StuG она была недостаточно низкой, кроме того, с обзорностью у StuIG 33 творилась беда. Смотрел расчет только вперед, да и то, только через смотровой прибор механика-водителя, панораму прицела орудия, да прицел курсового пулемета. С другой стороны, именно как штурмовое орудие машина выглядела вполне удачно. При столь мощной броне она без особых проблем могла подойти к зданию и «плюнуть» в него из 149-мм орудия. Чтобы полностью разрушить здание, было достаточно 1-3 выстрелов. Да и боекомплект в 30 выстрелов выглядел вполне приличным для машины такого класса. Самое же главное, что StuIG 33 делался очень быстро. Используя задел из ремонтных шасси StuG III разных версий, а также орудия, выпущенные Škoda, к середине октября Alkett смог сдать 12 машин, еще столько же запустили в работу. Сдали вторую партию в ноябре 1942 года.
К концу октября первые 12 StuIG 33 оказались на станции Чир, откуда их быстро направили в состав дивизионов штурмовой артиллерии. По 6 машин (состав одной батареи) ввели в состав 177-го и 244-го дивизионов штурмовых орудий, вооруженных StuG 40 Ausf.F. Как показал опыт применения этих машин, сама по себе идея хорошо защищенного «штурмовика» оказалась верной. Машина теоретически могла подойти вплотную к зданию, не обращая внимания на вражеский огонь. При этом, впрочем, косвенно подтверждалась проблема с обзорностью. Главная проблема, впрочем, оказалась не в этом. На фронт StuIG 33 опоздали, поскольку спустя считанные недели началась операция «Уран». Оба дивизиона угодили в капкан, откуда им было уже не суждено выбраться. 177-й дивизион, для которого бои начались 14 ноября 1942 года, поначалу был закреплен за 14-й танковой дивизией. В Сталинград он так и не попал, ведя бои на северо-западе. К концу ноября 1942 года, вместо наступательных боёв, он вел оборону вместе с 44-й пехотной дивизией, находясь северо-западнее аэродрома «Питомник». Последние свои машины дивизион потерял 9 января 1943 года, а оставшиеся в живых самоходчики угодили в плен.
Непосредственно в Сталинграде воевал 244-й дивизион, именно его доклады легли в основу опыта применения StuIG 33 в городских условиях. Действовал он в районе завода «Красный Октябрь», судя по всему, где-то в этих местах и состоялось первое боевое применение StuIG 33 по прямому назначению. Правда, пошло оно не так, как предполагалось. В ходе атаки 2 машины оказались уничтожены артиллерийским огнем. Последовали жалобы на недостаточно прочное шасси, недостаточную обзорность с места механика-водителя, а скорострельность достигала всего 2 выстрела в минуту. Несмотря на жалобы, сама идея StuIG признавалась удачной. Впрочем, 244-му дивизиону это особо не помогло. По результатам боев 244-й дивизион также прекратил своё существование. Оба дивизиона воссоздавали уже с нуля. Одна из уничтоженных в боях за Сталинград машина даже умудрилась попасть в советский художественный фильм.
Вторая партия самоходных штурмовых орудий, сведенная 17-ю учебную батарею штурмовых пехотных орудий (StuIG Bt/Lehr Btl XVII) попала на фронт ближе к концу ноября 1942 года. Некоторая задержка, можно заказать, спасла батарею от судьбы первой партии StuIG 33. Дело в том, что 17-й армейский корпус, куда попал дивизион, едва не угодил в тот же «мешок», что и 6-я армия. В его составе батарея повоевала и за станцию Чир. Собственно говоря, известные «зимние» снимки StuIG 33 как раз принадлежат этой самой батарее. Некоторые самоходки получили «зимние» траки, известные как Wintetketten. В это время батарея взаимодействовала, в том числе, с подразделениями 19-й танковой дивизии.
В апреле 1943 года батарея, в которой еще числилось 7 САУ, оказалась включена в батарею штурмовых орудий 201-го танкового полка 23-й танковой дивизии. Сражалась она примерно там же, где ранее и 17-я батарея. Снимки, сделанные в 23-й танковой дивизии летом 1943 года, стали самыми известными в случае со StuIG 33. Больше того, как раз эту машину и именуют как StuIG 33 Ausf.B. Правда, обычно вразумительного ответа, что есть Ausf.B, получить не получается. Кроме как небольшим изменением размещения обвеса (например, запасные опорные катки переехали с кормы корпуса на лоб рубки и переднее правое крыло), вторая серия ничем не отличается. Если переезд катков дает основание давать индекс Ausf.B — ну окей… Но это не точно. Ничем особым батарея более не отличилась. Она мелькала на снимках, но вообще местность на Миус-фронте явно не подходила машине, созданной для штурмовых целей. Что же касается дальнейшего выпуска StuIG 33, то об этом забыли еще осенью 1942 года. Начались работы над аналогичной машиной, но с шасси Pz.Kpfw.IV как базы.
Из всех StuIG 33 до наших дней сохранилась всего одна машина, которую в начале 1943 года отправили в Кубинку. Где именно она была захвачена, история умалчивает, но изначально она имела зимний камуфляж. Никаких иных маркировок, кроме балочных крестов, машина не несла. Одно можно сказать точно — прибыла она со Сталинградского фронта. По трофею составили краткое описание, и на этом интерес наших специалистов оказался исчерпан. Машина, скажем прямо, не впечатлила, поскольку уже имелась не только СУ-122, наиболее близкая по массе и назначению, но и СУ-152. Всё же 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 лучше подходила для разрушения зданий, нежели sIG 33.
В дальнейшем StuIG 33 заняла место в музее при НИБТ Полигоне, который позже превратился в хорошо всем известный танковый музей. К началу 2000-х годов САУ сменила «советский зеленый с пятнами» на схему батареи штурмовых орудия 23-й ТД. «Потому что красиво». В той же схеме StuIG 33 поначалу экспонировалась и в музейном секторе парка «Патриот», куда ее позже переместили. Но всё же настойчивость своё дело сделала. В ходе последней перекраски машина получила свою оригинальную схему окраски, не без участия автора данного материала. Ныне StuIG 33 занимает одно из центральных мест экспозиции музейного сектора парка «Патриот», посвященной боям 1942 года.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.8: Sturmgeschuetz — s.Pak to Sturmmoerser, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Darlington Publication, 1999
- Panzer Tracts No.8-1: Sturmpanzer, Hilary L. Doyle, Lukas Friedli, Thomas L. Jentz, 2014
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/shturmovoi-saraichik-ponemecki-60eebf24526e673447e66c68