Юрий Пашолок. Шляпу в багаж, а сам под брюхо
Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным.
Доставка бронетанковой техники при помощи самолетов прорабатывалась еще с начала 30-х годов. Пионером в этой области был Джон Уолтер Кристи, предлагавший делать танк, способный сам взлетать и садиться. Даже был построен опытный образец такого танка, M1932, танк очень быстро ездил, но никогда не летал. Довольно быстро стало понятно, что необходимо делать не летающую боевую машину, а авиадесантную. Правда, при этом имелась маленькая проблема. Дело в том, что существовавшие тогда самолеты были попросту не способны поднять что-то массой более 3 тонн.
По этой причине первыми, кто смог реализовать идею авиадесантирования на практике, стали советские конструкторы. Первым таким танком стал Т-37А, разведывательный танк-амфибия. Его оборудовали специальными устройствами для крепления под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Дело оказалось поставлено на широкую ногу: первые практические опыты по перевозке Т-37А случились в 1935 году, а в 1940 году прицепную систему официально приняли на вооружение. Всего к маю 1941 года на заводе «Подъемник» изготовили 130 комплектов системы для подвешивания танков, которые предназначались для крепления под бомбардировщики ТБ-3. Ее даже применили в боевых условиях: под Мценск осенью было переброшено некоторое количество Т-37А и Т-38. Впрочем, в 1941 году работы застопорились, и как раз в этот момент они активизировались у американцев.
Сами американские военные не то, чтобы сильно хотели авиадесантный танк. Другой вопрос, что их попросили о такой машине англичане, случилось это 27 февраля 1941 года. У них самих была подходящая боевая машина, Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch, но его выпуск прекращался. Плюс этот танк всё же не создавался как специализированный авиадесантный, требовалась боевая машина специальной разработки. И вот как раз такую начали разрабатывать после того, как 22 мая 1941 года Комитетом по Вооружениям была оформлена спецификация на авиадесантный танк. Данный танк, получивший индекс Airborne Tank T9, должен был иметь боевую массу 7,5 тонн, а также иметь строгие габаритные размеры — длину 3,5 метра, ширину 2,13 метра и высоту 1,68 метра.
Данная спецификация делалась с расчетом на то, что перевозить танк будет новинка американского авиастроения — Douglas C-54 Skymaster. Самолет этот полетел в феврале 1942 года, но его характеристики и так были известны. Известно было и то, что самолет имел ограничение по габаритам. Победителем в конкурсе по разработке Light Tank T9 стала компания Marmon-Herrington. Участвовал в конкурсе и Кристи, но, как обычно, сделал не то, что от него требовалось. А вот у Marmon-Herrington традиционно всё получилось. Потому что там читать умели, особенно тактико-технические требования. Взяв за основу лёгкий танк CTLS,была разработана боевая машина, которая вполне вписалась в необходимые требования. В ноябре 1941 года для Douglas изготовили полноразмерный макет, предназначенный для подгонки к C-54.
В апреле 1942 года был изготовлен опытный образец Light Tank T9, спустя полгода построили улучшенную и одновременно более легкую версию, получившую обозначение Light Tank T9E1. Помимо учета дефектов, выявленных при испытаниях, учитывалось и то, что 31 мая 1942 года англичане ужесточили требования по массе. Теперь боевая масса танка должна была составить 7,1 тонны, то есть на 400 кг меньше предыдущей весовой отметки, посему выкинули спарку курсовых пулеметов. Первый опытный образец лёгкого танка T9E1 был изготовлен в ноябре 1942 года, эта модель и стала серийной. Больше того, обозначение Light Tank T9E1 долго оставалось для данного танка главным. Стандартизировали его как Light Tank M22, в сентябре 1944 года. Это нисколько не помешало построить в период с апреля 1943 по февраль 1944 года 830 таких танков. Из них англичанам ушло 260 танков, они получили индекс Locust I.
У самолета-носителя имелась одна особенность, которая повлияла на требования к танку. Дело в том, что полностью в фюзеляж танк влезть не мог, а для того, чтобы таскать машину под брюхом, она была слишком высокой. Посему изначально были внесены требования — танк должен быть «разборным». Означало это следующее: танк подъезжал к грузовому люку C-54, оттуда заводили систему тросов, которыми поднимали и затаскивали внутрь башню. Дальше танк заезжал под брюхо и его крепили системой тросов. По большому счету, система по типу советской, но на ином уровне исполнения.
Во всём этом был один нюанс: дело в том, что танк можно было доставить на поле боя только посадочным способом, а C-54 являлся отнюдь не маленьким самолетом. То есть требовалось захватить аэродром и удержать его до прибытия транспортников, да еще выиграть время, чтобы танк смогли разгрузить и собрать. Противник, естественно, всё это время будет курить и меланхолично ждать, когда всё закончится (нет). А еще требовался самолет-носитель. Сами американцы по этому поводу смотрели скептически, поэтому уже в 1944 году появилась альтернатива для воздушной транспортировки Light Tank M22 в виде Fairchild C-82 Packet. В него Light Tank T9E1 влезал целиком, безо всяких манипуляций с башней.
Вот и англичане как-то не особо горели заниматься разгрузочно-погрузочными работами. У них для авиадесантных танков имелось собственное средство доставки — тяжелый планер General Aircraft GAL.49 Hamilcar. Построили их почти 350 штук, так что вопросов, чем перевозить Locust I на поле боя, не возникало. Возникал другой вопрос — целесообразность применения. Дело в том, что применение «Тетрархов» в Нормандии оказалось крайне спорным, а американский танк не особо отличался с точки зрения боевой эффективности. Тем не менее, танк всё же повоевал. 24 марта 1945 года союзные войска провели операцию Varsity, в ходе которой использовалось 8 танков данного типа. Из них 2 потеряли еще в ходе десантирования, 3 сломалось, итого повоевало 3 танка. Ну как повоевало… один почти сразу был подбит «Пантерой», в которую было выпущена дюжина снарядов, оставшиеся танки позволили продержаться до подхода основных сил. Больше их в бою англичане не использовали.
Не особо горели применять данные танки и американцы. Они прекрасно осознавали, насколько низкой была боевая эффективность Light Tank M22 к концу войны, так что использовались они как учебные танки. А для воздушно-десантных частей предполагалось привлекать Light Tank M24. Машина гораздо более тяжелая, но если снять башню, то в двух C-82 вполне можно было перевозить.
В дальнейшем развитие авиадесантных танков пошло по иному пути. Их делали уже десантируемыми при помощи парашютов, либо с бреющего полета. И уже без перевозки по частям. Слишком уже много времени тратилось на это, не говоря о том, что самолету требовалось еще и сесть.