Юрий Пашолок. Сборный Королевский Тигр из Сомюра

17

Юрий Пашолок. Сборный Королевский Тигр из Сомюра

Рассказ о Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из коллекции танкового музея в Сомюре, единственном танке данного типа, находящемся в ходовом состоянии

Так сложилось, что в любом танковом музее посетители начинают искать боевые машины немецкого производства. Иногда это вызывает одновременно грусть и смех, особенно когда подобное происходит в танковом музее, где есть не одна сотня других танков и САУ. В том же Бовингтоне есть масса крайне интересной техники английского производства, ничуть не менее интересной. Но первым делом бегут на немецкий «зверинец». В ряде музеев, где есть ходовые немецкие танки, поняли — бороться бесполезно, лучше возглавить. Поэтому в том же Бовингтоне проводится «Тигриный день». То, что он проходит в день захвата танка с башенным номером 131, многих не интересует, лишь бы увидеть, как «тигру водят».

Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B на Militracks-2018

Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B на Militracks-2018

В танковом музея города Сюмюр, Франция, находится несколько сотен единиц военной техники. Если посчитать все экспонаты, их наберется более 800 штук. Но есть по-настоящему «ударные» машины, среди которых имеются и «немцы». Естественно, есть и «зверинец», причем часть немецких танков на ходу. Среди них и PZ.Kpfw.Tiger Ausf.B, единственный танк данного типа в ходовом достоянии. Автору материала посчастливилось видеть эту машину на ходу. Есть смысл рассказать о ней, тем более что танк с интересной судьбой.

Финал пути башенного 123, сломался 23 августа 1944 года районе Брюей-ан-Вексен

Финал пути башенного 123, сломался 23 августа 1944 года районе Брюей-ан-Вексен

Как и в случае с парком «Патриот», немецкая бронетанковая техника из Сомюра попала сюда не по своей воле. Некоторые из образцов, которые находятся в главном танковом музее Франции, уже удалось идентифицировать. В этом смысле по поводу определенных машин сохраняется интрига, как именно их будут реставрировать. Дело в том, что часть трофеев далее воевала в составе французской армии, и даже успела послужить после окончания Второй мировой войны. Особенно это касалось «Пантер». После войны Франция использовала больше всех танков данного типа.

Башенный 300 из состава 503-го ТТБ

Башенный 300 из состава 503-го ТТБ

Если в случае с Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E их боевой дебют состоялся на советско-германском фронте, то Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B впервые применили в Нормандии. Причем этот самый боевой дебют оказался, мягко говоря, спорным. Первым в бой пошел 503-й тяжелый танковый батальон, который частично перевооружили на новые танки. Поскольку первое время производство танков шло крайне неспешно (что-то похожее на серию стало проклевываться с мая 1944 года), поначалу перевооружили только первую роту (12 танков). Известен батальон тем, что получил танки с башнями первой версии. Их периодически называют «башнями Порше», что совершенная чушь. Башня эта проектировалась для VK 45.02, причем для обоих танков — и Henschel, и Porsche K.G. Выпускалась она силами Wegmann, построили их 47 штук.

"Кентавр", таким он был на AMX до отправки в Сомюр

«Кентавр», таким он был на AMX до отправки в Сомюр

Дальше в серию пошла более простая, а главное более защищенная башня, которую такие же горе-знатоки называют «башня Хеншель». Вот ведь незадача, лампочку Ильича придумал не Ильич, а какой-то там Эдисон. Вот и Henschel никакие башни не разрабатывал и не производил. Обе башни разработали на Krupp, а выпускались силами всё той же Wegmann. Первые танки с башнями крупносерийного производства были сданы в июне 1944 года, а с июля их стали присылать на пополнение тяжелых танковых батальонов. Прежде всего это касалось 101-го тяжелого танкового батальона СС и всё того же 503-го тяжелого танкового батальона. Последний выступил в Нормандии крайне неудачно. Третью роту ему раздолбали с воздуха, а боевой дебют Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B запомнился нелепыми потерями матчасти. Особенно впечатлил таран немецкого тяжелого танка, который 18 июля 1944 года провел экипаж Sherman V под командованием лейтенанта Джона Гормена из 5-й Гвардейской танковой бригады.

В ходе реставрации циммерит привели в порядок

В ходе реставрации циммерит привели в порядок

Первым делом 503-й батальон восполнил потери разбитой союзной авиацией 3-й роты. В числе новых танков стал и башенный 300, который получил гауптман Вальтер Шерф, командир 3-й роты. Поскольку танк командирский, его довольно много фотографировали в районе Майи-ле-Кан, где рота получала новую матчасть. Впрочем, все эти фотосессии на конечный результат не повлияли. Август 1944 года стал для немцев в Нормандии сущим кошмаром. Не имея преимущества по танкам, союзники одержали победу, а тяжелые танковые батальоны понесли тяжелейшие потери. В общей сложности 503-й ТТБ потерял 26 Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, причем часть из них была брошена в виду технических неисправностей. Башенный 300 оказался брошен на обочине дороги в районе Уэнвиля, случилось это 28 августа 1944 года.

Вместе с тем, если приглядываться, еще остатки оригинального циммерита башенного 300 читаются

Вместе с тем, если приглядываться, еще остатки оригинального циммерита башенного 300 читаются

Ничуть не лучше обстояли дела и у 101-го тяжелого танкового батальона СС. В августе 1944 года он также имел смешанную матчасть, поскольку в батальон стали поступать Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В их числе был и башенный 123, воевавший в составе 1-й танковой роты. Судьба у него оказалась такой же, как и у башенного 300 из 503-го ТТБ. 23 августа 1944 года у танка сломался мотор, он застыл в районе Брюей-ан-Вексен, что не сильно далеко от Парижа. Танк успел побыть фототочкой у местных жителей, более ничем особым не отметился. Типичная судьба Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B в Нормандии.

Стиль написания номера взяты с танка из 503-го тяжелого танкового батальона СС, воевавшего в Берлине весной 1945 года

Стиль написания номера взяты с танка из 503-го тяжелого танкового батальона СС, воевавшего в Берлине весной 1945 года

Вскоре места, где были брошены оба танка, стали глубоким тылом. Французские военные стали растаскивать трофеи, что-то на сборные пункты аварийных машин, что-то на возможный ремонт. Часть техники направилось на ремонт в Сатори, где располагался завод AMX. Здесь, в том числе, производился капитальный ремонт «Пантер», которые далее воевали во французской армии. Как раз сюда и отправилось оба героя данного материала, случилось это в сентябре 1944 года. По неизвестной причине на AMX поставили башню от башенного 300 на шасси башенного 123. Так получился нынешний «кентавр», случилось это уже после войны.

При этом прототипом выбрали башенный 233 из состава 503-го ТТБ, Будапешт, октябрь 1944 года

При этом прототипом выбрали башенный 233 из состава 503-го ТТБ, Будапешт, октябрь 1944 года

Некоторое время танк оставался в Сатори, откуда позже перекочевал в танковый музей. Открыли его в 1977 году в Сомюре, сам танк туда увезли в 1975 году, в момент строительства. Основная масса техники дожидалась музейной экспозиции, стоя десятилетиями под открытым небом. Тем не менее, сохранился танк неплохо. Правда, танки имеют обыкновение перекрашивать не только у нас, так что оригинальный камуфляж и маркировки давно «ушли». Аналогичная ситуация была и в других танковых музеях мира, в этом смысле военные разных стран одинаковые.

Открытый сзади лючок используется для инерционного стартера

Открытый сзади лючок используется для инерционного стартера

Нынешняя, «аутентичная», окраска, появилась в 90-е годы. По вполне понятным причинам то, что этот танк из тяжелого танкового батальона СС, не особо афишируется. Впрочем, тогда про это особо и не думали. Было решено нанести аутентичный камуфляж и маркировки. В результате выбор пал на знаменитую фотосессию из Будапешта, которой удостоился танк с башенным номером 233. Правда, с парой нюансов. Во-первых, этот танк батальон получил уже после погрома, которые ему учинили в Нормандии. Во-вторых, стиль номеров был взят с башенного 233, который служил в 503-м тяжелом танковом батальоне… СС. В общем, смешались в кучу кони, люди.

Танк реально большой. Когда едет рядом, аж земля трясется

Танк реально большой. Когда едет рядом, аж земля трясется

Вообще в музеях разборы историй их экспонатов читают. Макс Штейн, который наиболее подробно разобрал историю данного танка, имеет прямую связь с танковым музеем в Сомюре. Так что совсем не исключен вариант, что позже танк получит аутентичные маркировки. Пока же машина ездит так, как есть. Будем честными перед собой, большинству вообще без разницы, как что-то покрашено. Главное, чтобы танк ездил. А это Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B из Сомюра делает регулярно.

Кому повезло, тот мог выкупить места, когда танк ездил на демонстрационные показы

Кому повезло, тот мог выкупить места, когда танк ездил на демонстрационные показы

То, что у машины ресурс совсем не резиновый, в Сомюре отлично понимают. Поэтому единственный (пока) ходовой Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B стараются не катать просто так. Его обычно возят на какие-то знаковые мероприятия, где он точно будет востребован. Одним из них стало шоу Militracks, которое проходило 19-20 мая 2018 года в Оверлоне, Нидерланды. Можно сказать, взаимовыгодное сотрудничество, причем с Сомюром оно у устроителей Militracs давно. Транспортировка машины за счет организаторов Militracks, как и проживание представителей музея.

Главный калибр

Главный калибр

С другой стороны, Militracks получил на шоу уникальную машину, которая дополнительно привлекала посетителей. К слову, число билетов обычно ограничено, ибо музей не резиновый, а устраивать давку администрация военного музея в Оверлоне не горит желанием. То, что половина Militracks сбегалась в момент, когда танк начинал движение, можно и не говорить. И это несмотря на то, что на шоу обычно находится несколько десятков редких, а порой и уникальных машин. Поскольку все понимают, какой у машины ресурс, ездила она обычно недалеко.

С левой стороны еще виден "нестандартный" циммерит

С левой стороны еще виден «нестандартный» циммерит

Лишний раз стоит похвалить сотрудников музея в Сомюре. Помимо того, что это весьма общительные люди, они еще и хорошие механики. За всё то время, что Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B ездил на Militracks, он ни разу не сломался. Кроме того, они из практически любых операций вокруг машины устраивали шоу. Один только запуск двигателя чего стоит. Производится он при помощи инерционного стартера, который раскручивается при помощи «ручки дружбы». Также было организовано посещение танка, причем не стихийное, а люди заранее купили на это билеты. Недешевые. Еще дороже обходилась поездка в танке, такие билеты были раскуплены очень быстро. И было их очень мало. Специально никто людей не катал, это было всего лишь право поехать пассажирами в ходе показательных заездов. Больше всего повезло тем, кто ехал на танке, когда он возвращался в ангар. Путь получался длиннее и по более пересеченной местности.

Башня, значительную ее часть занимает кормовая ниша. За основу при проектировании бралась башня Т-34

Башня, значительную ее часть занимает кормовая ниша. За основу при проектировании бралась башня Т-34

Желающим оценить габариты Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B могу посоветовать съездить в парк «Патриот», там такой танк присутствует. Но он не поедет, и вообще из агрегатов осталась одна коробка передач. На Militracks была возможность увидеть и ощутить, что это за штука, когда она едет. Внушает, мягко говоря. Когда он движется рядом, реально под ногами дрожит земля. Хотя, конечно, ощущается, что танк тяжелый со всех точек зрения. Едет он неспешно, даже небольшие подъемы преодолевая с некоторым напряжением. Поскольку в танке нет боекомплекта и мелочей по интерьеру, в нем где-то тонн 65. На фоне ИС-2, который нередко был его визави, немецкий танк явно неспешный.

Перед очередным заездом

Перед очередным заездом

Как и другие Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B выпуска января-сентября 1944 года, танк покрыт циммеритом. Иногда по поводу назначения циммерита ведутся споры, но по немецким же данным это именно покрытие против магнитных мин. Отчасти действие магнита всё же остается, но магнитная мина уже держится плохо. Правда, противники немцев магнитные мины так и не стали делать, так что осенью 1944 года циммерит наносить перестали. Надо сказать, что у этого танка циммерит перекладывали в ходе реставрации, поскольку к 70-м годам он заметно отслоился. Кроме того, именно по циммериту удалось вычислить как «шасси» машины, так и башню. У последней было характерное нанесение циммерита слева-спереди.

Посещение танка, за отдельную плату и крайне ограниченным числом людей

Посещение танка, за отдельную плату и крайне ограниченным числом людей

Вообще в случае с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B очень подходит поговорка «чем больше тело, тем громче падает». Естественно, танк был очень опасным, поразить его могло ограниченное число боевых машин и орудий союзников по Антигитлеровской коалиции. Но при этом того ореола славы, что окружает Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, не было и в помине. Одно дело красивые картинки, а другое реальная боевая эффективность. Боевой дебют что в Нормандии, что под Сандомиром превратились в провал, далее у машины был весьма ограниченный успех. Не говоря о том, что танк оказался перегружен, потери в виду поломок были нередким явлением. Да и объемы выпуска оказались скромными — 377 танков в 1944 и 112 в 1945 году.

КТ взлетает

КТ взлетает

На сегодняшний день машина из Сомюра является единственным Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, находящемся в ходовом состоянии. Еще один танк сейчас реставрируется в военно-техническом музее Фюлля, Швейцария. Машина тоже бывший «француз» — из 506-го ТТБ, швейцарские военные выкупили его после войны во Франции. Вполне возможно, что английский коллекционер Кевин Виткрофт сможет собрать из кусков свой танк. Тем более что у него сейчас крупнейшая коллекция моторов Maybach HL 230, которые восстановлены в мастерской Виткрофта.

источник: https://dzen.ru/a/ZSuhrYNlVBw5G_Wf

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account