Юрий Пашолок. Самый старый экспонат из Кубинки

18

Юрий Пашолок. Самый старый экспонат из Кубинки

Рассказ о Tank Mark V, самом старом бронетанковом экспонате парка «Патриот»

В отличие от бронетанковой техники времен Второй мировой войны, техника Первой мировой войны является вещью штучной. Ездящие образцы и вовсе являются уникумами, их можно видеть крайне редко. Даже если машина ходовая, совсем не обязательно, что она будет ездить. Ресурс у них крайне невысокий, поэтому нужны очень серьёзные обоснования, дабы такой экспонат куда-то поехал. Впрочем, и не ездящей техники Первой мировой войны, если мы говорим про оригинальные машины, по миру очень мало.

Нынешнее состояние экспоната

Нынешнее состояние экспоната

По целому ряду причин бронетехники Первой мировой войны в России наберется менее десятка образцов. Причем все они относятся не к тематике Первой мировой войны, а к Гражданской войне. Особенно это касается танков, 100% которых являются трофеями, отбитыми у интервентов. Очень похожая ситуация и с техникой из парка «Патриот». Если Renault FT является, судя по некоторым деталям, трофеем Освободительного похода осени 1939 года, то второй танк — однозначно трофей Гражданской войны. Речь идет о Tank Mark V, он же «Рикардо», одним из двух сохранившихся экспонатов исходного музея при полигоне в Кубинке.

В музей при полигоне танк поступил в 1938 году

В музей при полигоне танк поступил в 1938 году

Русская Императорская Армия «лохани» заметила очень быстро. Не говоря уже о том, что в Российской Империи разрабатывались свои проекты танков. Правда, что танк Пороховщикова, что танк Лебеденко были изначально мертворожденными боевыми машинами. Кое-что понимать у нас начали еще до революции. Существовали планы по поставке в Россию Renault FT, их даже реализовали. Но с одним нюансом. Эти танки приехали вместе с интервентами. Причем наиболее массовыми танками Белой Армии стали совсем не Renault FT.

Состояние танка на 1 апреля 1941 года

Состояние танка на 1 апреля 1941 года

В ходе Первой мировой войны английские танки развивались хоть и не столь явно, как французские. Тем не менее, за два года войны появились более совершенные боевые машины. Одной из них стал Tank Mark V, появившийся в 1918 году. Он стал вершиной развития «ромбов», если считать те машины, которые успели на поля сражений. Внешне похожий на предшествующий Tank Mark IV, он стал гораздо более удачной боевой машиной, особенно с точки зрения внутреннего устройства. Новый танк стал существенным шагом вперед, что позже сказалось на том, сколько он эксплуатировался.

Нанесение камуфляжа 1-го автотанкового отряда, август 2006 года

Нанесение камуфляжа 1-го автотанкового отряда, август 2006 года

Принципиальным отличием Tank Mark V стало то, что теперь им управлял всего один человек. Ранее требовалось четверо — водитель, двое человек, которые управлялись бортовыми КПП, а также командир, который координировал их действия. Теперь в танке стояла 4-скоростная планетарная коробка передач, которую разработал Уолтер Гордон Вильсон. Позже данная КПП легла в основу многих танковых планетарных КПП. Результатом стало то, что танк имел более удобное управление, а это сказалось на его боевых характеристиках.

Да, звезда была именно такой странной. Пресса, которая послужила масками, тоже интересная

Да, звезда была именно такой странной. Пресса, которая послужила масками, тоже интересная

Помимо новой трансмиссии, Tank Mark V мог похвастаться и новым, специально разработанным двигателем. Новый рядный 6-цилиндровый двигатель был создан Гарри Рикардо. Его фирма Engine Patents Ltd. начала выпуск данных двигателей с апреля 1917 года. Новый мотор был мощнее двигателя Daimler, он развивал мощность 150 лошадиных сил при 1250 об/мин. Также двигатель получился менее чадящим внутри, что для «ромбов» являлось очень критичным параметром. Скорость выросла до 7,5 км/ч, вроде негусто, но на самом деле Tank Mark V был явно быстрее предшественников. Ибо тут важным параметром была как раз трансмиссия.

Модель, моделисты и прототип

Модель, моделисты и прототип

Естественно, отличался танк не только внутренними компонентами. Для начала, была несколько увеличена рубка командира, кроме того, по бортам корпуса, ближе к корме, появились воздухозаборники системы охлаждения. В корме появился небольшой люк, в котором разместили шаровую установку пулемета. Пулеметное вооружение изменилось: если ранее ставились пулеметы Lewis, то теперь использовалась танковая версия Hotchkiss Portable. В базовом исполнении (самец) пулеметов было четыре штуки. Пушки остались те же — 6-фунтовые (57-мм) Hotchkiss, в укороченном виде.

"Временный" камуфляж прожил 10 лет, до весны 2016 года

«Временный» камуфляж прожил 10 лет, до весны 2016 года

Танки, как и более ранние «ромбы», выпускались в двух вариантах исполнения — «самец», с пушечно-пулемётным вооружением, и чисто пулеметные «самки». Каждый вариант был изготовлен серией по 200 танков. В дальнейшем появились «гермафродиты» (или «композиты»), у которых левый спонсон был от «самца», а правый» — от «самки». Весь выпуск пришелся на MCCW (Metropolitan Cammell Carriage & Wagon Company), которая на тот момент была под контролем Vickers. Боевое применение Tank Mark V началось в июле 1918 года. Использовались они весьма активно, впрочем, уже в ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась. Но не боевая карьера Tank Mark V.

Танк хотели поставить на ход, но дело ограничилось приведением в порядок

Танк хотели поставить на ход, но дело ограничилось приведением в порядок

В общей сложности Белая Армия получила около полусотни таких танков, по марке мотора их называли «Рикардо». Самые первые из них прибыли в Россию в марте 1919 года, наиболее интенсивно танки применяли на юге. В июне 1919 года «Рикардо» сыграли важную роль в ходе прорыва обороны Царицына (будущий Сталинград, позже Волгоград). Применили их как полагается, то есть массово. Конечно, 17 штук — это не очень много, но для масштабов боёв вполне цифра. А вот дальше удача «ромбов» стала переменчивой.

Пушка является макетом

Пушка является макетом

Постепенно перевес сил становился в пользу Красной Армии, а английские танки всё чаще стали попадаться в виде трофеев. В 1920 году дело дошло до формирования автотанковых отрядов. Тогда же их разделили на три категории. Танками М назвали Renault FT, танками С — Medium Mark A и Mark B. Самыми многочисленными стали танки Б, то есть большие. Летом 1920 года был сформирован 1-й автотанковый отряд, чьи танки получили камуфляжную окраску. Создал ее художник и фотограф А.М. Родченко.

Это хорошо видно изнутри. Пушки не было еще в 1941 году

Это хорошо видно изнутри. Пушки не было еще в 1941 году

По итогам Гражданской войны в общей сложности было захвачено и введено в строй около 45 «Рикардо», которые на время стали основой бронесил Красной Армии. Их отнесли к классу танков прорыва. Естественно, эти танки не отличались высокой подвижностью, а на фоне Renault FT имели более сложную эксплуатацию. Тем не менее, эти танки не только участвовали в маневрах, но и использовались на парадах. Их эксплуатация продолжалась до 1930 года, когда в Красную Армию начали массово поступать Т-18 (МС-1). Они даже успели поучаствовать в совместных с «Рикардо» учениях.

С правой стороны спонсон для пулеметов Hotchkiss

С правой стороны спонсон для пулеметов Hotchkiss

Надо сказать, что «Рикардо» оказались более живучими, чем Renault FT и «Рено-русские». «Ромбов» на 1938 год значилось 15 штук, а малых танков — всего 2. Окончательное решение их судьбы было определено 31 мая 1938 года. По 2 «Рикардо» передавалось в Смоленск, Ворошиловград (Луганск), Киев, Архангельск, Ростов-на-Дону, Ленинград и Харьков для установки на постаменты. Реально передали 11. Еще один танк, который является героем данного материала, передали в музей, который создали при НАБТ Полигоне (п. Кубинка). Сюда же передали часть опытных, а также иностранных танков.

С точки зрения удобства управления Tank Mark V явно превосходил предшественников

С точки зрения удобства управления Tank Mark V явно превосходил предшественников

Судьба именно этого «Рикардо» неизвестна, как и серийный номер. На корпусе имеются попадания пуль (прежде всего в кормовой части), то есть машина точно захвачена в бою. Каково было состояние танка на 1938 год, данных нет, но на 1 апреля 1941 году отсутствовало орудие, а левый спонсон разбронирован. Также отсутствовали некоторые детали по мотору, например, свечи. По указанию комиссии, вместо орудия поставили макет, он же стоит и сейчас.

Один из признаков данного танка - воздуховоды системы охлаждения

Один из признаков данного танка — воздуховоды системы охлаждения

Поскольку танк был морально устаревшим и не подходил на роль огневой точки, в 1941 году его не пустили на изготовление ДОТ-а. В итоге из исходной коллекции музея сохранилось два танка — «Рикардо» и Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Обе машины благополучно пережили все пертурбации, причем для «ромба» самое интересное началось ближе к 2000-м годам. До того он стоял ровно-зеленого цвета. Потом, благодаря стараниям ныне покойного Ильи Переяславцева, машина была разрисована как немецкий трофей. Вот только Mark V у немцев не было.

Сзади видны следы от попадания пуль

Сзади видны следы от попадания пуль

В 2006 году, поскольку вокруг танка начались странные движения, возникла идея нанести на него камуфляж. Наносила наша малярная бригада, делали танк из 1-го автотанкового отряда, с камуфляжем Родченко. После этого на 10 лет к танку более не подходили. В апреле 2016 года его забрали из павильона, с целью поставить на ход. Но сделать этого не смогли. Далее Вячеслав Лен смог привести в порядок карбюратор, но на ход ставить не стали. И слава богу, пусть себе стоит спокойно, своё он уже давно отъездил.

Мотор Ricardo, потенциально его можно довести до рабочего состояния, вопрос, зачем

Мотор Ricardo, потенциально его можно довести до рабочего состояния, вопрос, зачем

Ныне танк находится на территории музейной площадки №1 парка «Патриот». Подсветка в гусеничных лентах, конечно, выглядит странно, но главное не это. Танк приведен в порядок, причем как снаружи, так и внутри. Основной объем интерьера танка сохранился, а главное, его можно увидеть через открытую дверь левого спонсона. Также танк полностью доступен для обхода, а не стоит сиротливо в углу, как это было ранее. От перемещения в музейный сектор он только выиграл.

Внутри танк приведён в порядок, даже поставлены макеты пулеметов

Внутри танк приведён в порядок, даже поставлены макеты пулеметов

Несмотря на то, что находится танк в экспозиции войск РХБЗ (так получилось по ряду причин), размещается «Рикардо» очень выгодно. Самый старый танк в Кубинке оказался еще из самым везучим среди советских «Марков». Все остальные стояли (или до сих пор стоят) на улице со всеми вытекающими последствиями. Этот же танк с 1972 года стоит под крышей, что явный плюс с точки зрения сохранности внутренних агрегатов. Как уже было сказано, поставить на ход его можно, вопрос, зачем. К таким заслуженным машинам надо относиться с уважением, а не устраивать из них аттракцион.

источник: https://dzen.ru/a/Z5eI43_6Q14ZUYkE

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account