Юрий Пашолок. Самый массовый немецкий танк, родившийся из башни
История создания B.W. Kp, немецкого среднего танка, который появился не самым обычным образом
Концерн Krupp в межвоенный период очень быстро стал своеобразны локомотивом немецкого танкостроения. Так исторически сложилось, что первое время именно в Эссене находился центр разработки немецких танков. Первенцем стал средний Armeewagen 20, который позже переименовали в Großtraktor. Там же в 1928 году начинали разработку легкий танк Kleintraktor, позже ставший Leichttraktor. Наконец, Krupp в 1930 году начал разрабатывать малый танк Kleintraktor. Таким образом, три из четырех немецких танков (Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV) являвшихся основной немецких бронетанковых сил, начали свое развитие с проектов, которые изначально создавались Krupp. Правда, только Kleintraktor, он же La.S., он же Pz.Kpfw.I, остался под крылом Krupp. В случае с Großtraktor и Leichttraktor ситуация оказалась несколько иной. Вместо монопольной разработки случилась конкурентная борьба, в которой концерн проиграл. Несмотря на то, что оба танка оказались неудачными, победа формально оказалась не на стороне Krupp, а за разработками Rheinmetall Borsig.
К середине 30-х годов ситуация только усугубилась. Для начала, не всё хорошо оказалось с Kleintraktor, он же La.S. По результатам разработки машина получилась более тяжелой, нежели предполагалось по заданию, поэтому до исходных скоростных характеристик добраться не удалось. Еще хуже дела обстояли с башней и подбашенной коробкой. Сначала Krupp не смог поставить во вращающуюся башню 20-мм автоматическую пушку, предложив вместо нее рубку. Дальше, когда вооружение поменяли на спарку пулеметов, Krupp откровенно не смог ни в разработку башни с подбашенной коробкой, ни в их производство. Поэтому крупносерийные Pz.Kpfw.I получили башни с подбашенными коробками Daimler-Benz. Кроме того, до разработки шасси Nb.Fz., который сменил Großtraktor, концерн вообще не допустили. В конкурсе на Z.W., который сменил Leichttraktor, Krupp попросту проиграл. В результате всё, чем концерн мог довольствоваться на тот момент — это победа в разработке башен для Nb.Fz., а также в разработке башен с подбашенными коробками для Z.W., кусок немаленький, но несоразмерный в амбициями оружейного гиганта из Эссена.
Во второй половине 1934 года начались работы по созданию танка, который изначально имел обозначение verbesserten Nb.Fz. (улучшенный Nb.Fz.). Связано это оказалось с несколькими причинами. Во-первых, Rheinmetall Borsig, традиционно для немецких танкостроителей, не попал в весовые характеристики, поэтому вместо 15 тонн получилось 23. Во-вторых, опыт использования авиационных моторов признали неудачным, поскольку пиковые данные по мощности и крутящему моменту находились в районе 1400-1600 об/мин. Это приводило к повышенной нагрузке на трансмиссию, прежде всего коробку передач. Поэтому их приходилось усиливать, что приводило к росту массы. В-третьих, использование сразу двух пушек в одной установке признали неудачным. В-четвертых, при кормовом размещении ведущих колес наблюдались частые случаи сброса гусеничных лент. Всё это привело к появлению совершенно новой спецификации. Боевая масса оценивалась в 17-18 тонн, использовался специальный мотор Maybach HL 100 TR, а трансмиссия перекочевала в носовую часть корпуса. Башен стало две — главная, а также пулеметная в передней правой части корпуса. Поначалу контракт на verbesserten Nb.Fz. (с 14 ноября 1934 года B.W., то есть Begleitwagen, танк поддержки) достался Rheinmetall Borsig. Krupp задействовали только как разработчика башни, поскольку еще по опыту Nb.Fz. было понятно, что в Эссене с этим справляются лучше. Но у Krupp амбиции оказались гораздо больше. Еще в ноябре 1934 года руководство Krupp недвусмысленно дало понять, что не собирается прозябать на задворках танковой программы. В конце концов, концерну удалось подавить своё мнение в 6-й отдел Департамента Вооружений. 13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца после начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил своё видение B.W.
Общие компоновочные решения разработки Krupp были аналогичны детищу Rheinmetall Borsig. Двигатель Maybach HL 100 TR мощностью 300 лошадиных сил находился сзади, а трансмиссия и ведущие колеса спереди. Использовалась та самая башня, из которой танк и вырос. На ней также использовалась 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра. Предназначалась она больше для поддержки, но не стоит думать, что B.W. был беспомощен против танков. На дистанции в 500 метров бронебойный снаряд 75-мм орудия поражал лист толщиной 39 мм. Этого было достаточно, чтобы поражать танки того периода, включая, кстати говоря, и французские. На дистанции 300 метров и ближе броня французских машин не являлись проблемой и для этого орудия. Правда, для этого надо было еще подъехать. А вот тут немецкие машины явно уступали французам. Krupp предполагал два варианта танка. Первый, имевший боевую массу 17,2 тонны, имел толщину лобовой брони 20 мм, а бортов — 14 мм. Второй, с боевой массой 18,5 тонн, имел толщину лба 30 мм, а бортов — 20 мм. Потенциально второй вариант выглядел предпочтительнее, поскольку оставлял не у дел не только крупнокалиберные пулеметы, но и французские 37-мм танковые пушки, а также 3-фунтовые (47 мм) танковые пушки английских танков. Следует отметить, что детище Rheinmetall Borsig было скромнее даже первого варианта — толщина брони составляла 14,5 мм по периметру.
В остальном же Begleitwagen от Krupp был совсем другим танком. Первоначально пулеметная башня предполагалась и на этой машине, но далее, уже по ходу постройки, данное решение переиграли. Вместо пулеметной башни было решено разместить радиста с курсовым пулеметом в шаровой установке. Кстати говоря, экипаж B.W. изначально составлял 6 человек, но после того, как в 1936 году Krupp переиграл ситуацию с пулеметной башней, пулеметчик пропал. Точнее, радист теперь работал за двоих. Гораздо удачнее получилась «ванна» корпуса, имевшая люки на наклонной верхней плите, а не здоровенный люк в морде, как у B.W. от конкурента. Вполне удачно оказалось скомпоновано место механика-водителя. За счет того, что место стрелка-радиста подвинули немного назад, водитель имел возможность смотреть по сторонам, правда, правый смотровой лючок был «глухим». На порядок лучше оказалась выполнена и ходовая часть. Особенно удачным решением стала блокированная подвеска, разработанная под руководством Георга Хагеллоха. Танк получил те же 8 опорных катков на борт, но подвеска получилась очень компактной и легкой. Как выяснилось потом, еще и с большим запасом на модернизацию.
После рассмотрения проекта 6-м отделом Департамента Вооружений Krupp получил добро на постройку машины. 13 июля 1935 года был подписан контракт №67096/36 о постройке одного прототипа B.W. I Kp из конструкционной стали. Машина строилась полноценной, то есть с башней и подбашенной коробкой. Далее, 14 октября того же года, был подписан контракт №67252 на постройку еще одной машины. На сей раз предполагалось строить только шасси, а также подбашенную коробку. В отличие от исходной идеи, танк, получивший обозначение B.W. II Kp, отличался от первой машиной только ходовой частью. Дело в том, что после успеха испытаний Landsverk L-60 в 6-м отделе Департамента Вооружений решили ставить на все машины торсионную подвеску. Для ее установки и предназначался второй образец. Число опорных катков сократилось до 6, при этом увеличился их диаметр. При наличии торсионной подвески опорные катки всё равно оказались блокированными в тележки. Стоит также отметить, что бронирование у обоих вариантов танка оказалось одинаковым — 14,5 мм по периметру.
По состоянию на середину апреля 1936 года разработка B.W. Kp находилась в завершающей стадии. Как раз тогда и было объявлено, что пулеметная башня ушла в корзину, а радист и пулеметчик теперь один человек. Окончательно первый образец B.W. Kp был готов к 30 апреля, а в июне начались его испытания. По их итогам 6-й отдел Департамента Вооружений выкатил список из 37 различных изменений конструкции машины. Очень немало, но это ерунда по сравнению с тем, что творилось с танком Rheinmetall Borsig. Мало того, что опытную машину построили немного позже конкурента, так еще и показала она себя хуже. Правда, имелись проблемы и на B.W.II Kp, в основном они оказались связаны с торсионной подвеской. Проблема, на самом-то деле, оказалась связана не с самой торсионной подвеской, а той системой, которую соорудил Krupp. Стоит заметить, что нечто похожее в 1937 году соорудили на БТРЗ №1 в Москве, и эта подвеска показала себя явно хуже классической индивидуальной подвески. Но на Krupp разбираться не стали. Там встали в жесткую оппозицию к торсионам, посчитав, что все беды от них. Что именно им не позволило сделать нормальную индивидуальную подвеску, вопрос открытый.
Совсем иначе развивалась ситуация вокруг B.W.I Kp. Машина, после доработок, показала себя как вполне удачный образец среднего танка. На испытаниях танк развивал среднюю скорость 25 км/ч, с учетом массы, вполне приличный результат. Понимая, что с Rheinmetall Borsig разработка заходит в тупик, 21 июля 1936 года 6-й отдел Департамента Вооружений проинформировал Krupp, что их танк выбран как победитель. Для Krupp это стало реваншем, причем триумфальным. Дело в том, что B.W. стал полной монополией Krupp, поскольку их было не только шасси, но и башня подбашенной коробкой. Не говоря уже о том, что и башня Z.W. тоже оказалась их. Ну а Rheinmetall, наоборот, остался не у дел. Далее испытания B.W.I Kp продолжились. К 3 октября первый опытный образец танка преодолел 2043 километра. Как тестовая машина B.W.I Kp продолжал использоваться до 1940 года включительно. К тому моменту B.W., уже именовавшийся как Pz.Kpfw.IV, успел пережить первую попытку заменить его на специальную версию Z.W.. Больше того, сложилась комичная ситуация, когда Pz.Kpfw.IV было больше, чем более массовых, в теории, Z.W., он же Pz.Kpfw.III. В целом же можно сказать, что история B.W. во многом складывалось «вопреки», примерно как у английского пехотного танка Valentine. Аналогично английскому визави, по итогу узкоспециализированный танк стал самым массовым в своей армии.
Надо сказать, что судьба у B.W.II Kp оказалась более бурной, нежели у его более удачливого собрата. Менее удачная ходовая часть совсем не означала, что на этом его жизненный путь закончился. В начале 1938 года на шасси поставили сначала деревянную, а затем полноценную подбашенную коробку для 2.Serie/B.W., позже получившего обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Лобовой лист подбашенной коробки спрямили, а вместо пулеметной установки сделали пистолетный порт. Зачем было убирать пулемет, загадка. В апреле 1938 года на шасси перенесли башню, а также укладки, от B.W.I Kp. При этом сама начинка башни поменялась. Дело в том, что в нее установили 105-мм гаубицу с длиной ствола 16 калибров. Данный вариант известен как Rauchwagen (R.W.), то есть дымовая машина. О нем впервые заговорили еще в октябре 1935 года. Испытания с новым орудием продолжались до ноября 1938 года, после чего башню демонтировали. Идея «дымового» танка так и не взлетела, а шасси B.W.II Kp жали новые метаморфозы. К началу 1939 года появилась идея создания мостоукладчиков с использованием шасси Pz.Kpfw.IV. Для этих целей было выделено 6 Pz.Kpfw.IV Ausf.C, но сначала на Magirus, который занимался самой конструкцией мостоукладчиков, отправили B.W.II Kp. Там на него установили соответствующее оборудования, таким образом, машина стала головным образцом Brückenleger IV. Помимо него, изготовили еще 20 Brückenleger IV b и 4 Brückenleger IV c.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011