Юрий Пашолок. С Визеля на Дизеля

13
Юрий Пашолок. С Визеля на Дизеля

Юрий Пашолок. С Визеля на Дизеля

Динамический показ немецкого грузового автомобиля Einheitsdiesel, который прошел на выставке «Моторы Войны»

Новогодние праздники у нас долгие, но по домам сейчас мало кто сидит столько времени. Несмотря на все проблемы, жизнь продолжается, уже на третий день праздников на улицах было весьма многолюдно. Это касается и различных культурных мероприятий. К новой угрозе уже более-менее привыкли, а заодно и выработали условия работы. Если в конце 2020 года значительная часть общественных заведений перешла в режим локдауна, то в этот раз всё совсем иначе. Касается это и музеев. Их ныне не закрывают, они вполне работают. Больше того, именно у музеев новогодние каникулы являются пиковыми с точки зрения посещения. Со своей, новогодней спецификой, но обычно в это время выходные у них только 1,2 и 7 числа, плюс музеи обычно (но не все) не работают по понедельникам. А так — «я поведу тебя в музей!».

Смена саней Деда Мороза

Смена саней Деда Мороза

Естественно, работают и военно-технические музеи. Ныне выбор весьма богатый. Есть и «классические» государственные музеи вроде Центрального Музея Вооруженных Сил РФ или парка «Патриот». Есть и частные, как в самой Москве, так и в ближайшем Подмосковье. Весьма богат и выбор с точки зрения наполнения экспонатами. Где-то больше упор на военную технику, где-то на внутримузейные экспозиции. В конце прошлого года появилось и место, главным направлением которого стали военные автомобили. Речь идет о выставке «Моторы Войны», которая открылась 9 декабря 2021 года. Нельзя сказать, что тема военных автомобилей вообще не представлена в музеях, но именно в таком формате ранее никто не делал. Пока работают три павильона, вполне возможно, что будет и продолжение развития.

К вопросу о маневрировании. Миллиметраж в исполнении Вячеслава Лен

К вопросу о маневрировании. Миллиметраж в исполнении Вячеслава Лен

Новогоднюю тему можно увидеть в подавляющем большинстве военно-технических музеев Москвы и Московской Области. Не стала исключением и выставка «Моторы Войны». В конце декабря там прошел динамический показ американского снегоболотохода M29C Weasel, с новогодней спецификой. Следующий показ, который состоялся 4 января, также предполагался новогодним. Но капризная техника, которой уже исполнилось больше 75 лет, порой вносит свои коррективы. Поэтому главным героем первого показа в 2022 году стала совсем другая машина. Речь идет о немецком полноприводном грузовике Einheitsdiesel, который впервые показали на международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны». Тогда у машины был пробный выезд, а в минувший вторник она уже ездила, можно сказать, в полную силу.

Двигалась машина с достоинством прогулочного теплохода, тарахтя дизелем

Двигалась машина с достоинством прогулочного теплохода, тарахтя дизелем

По истории именно этой машины стоит позже написать отдельный материал, а пока стоит линий раз рассказать о самой модели. Einheitsdiesel, или «Единый Дизель» — это прозвище, которое получил легкий грузовик с типично немецким обозначением leichter geländegängiger Lastkraftwagen, offen mit Einhetsfahrgestell für l. Lkw.. Выговорили? Вот-вот, поэтому и появилось то самое Einheitsdiesel. Было еще и покороче, l.lg.Lkw. (leichter geländegängiger Lastkraftwagen, то есть легкий внедорожный грузовик), но как-то проще именовать его именно как Einheitsdiesel. История машины началась в 1934 году, когда немецкое командование решило стандартизировать военные грузовики. Оптимальным «легким» грузовиком там посчитали машину с колесной формулой 6×6 и грузоподъемностью 2,5 тонны. Вообще в других странах подобные машины считали средними грузовиками. Тем не менее, если лёгкий, значит лёгкий. 2,5-тонник, к слову, захотели и американские военные, такая же грузоподъемность была у Studebaker US6 и GMC CCKW.

А так происходил разворот. Сначала машина заворачивала на парковку...

А так происходил разворот. Сначала машина заворачивала на парковку…

Если единые легковые машины было решено отдать на откуп одной фирмы, то единые грузовые стали продуктом сотрудничества нескольких фирм. Шасси разрабатывала Henschel, а дизельный мотор MAN, совместно с Henschel и Humboldt-Deutzmotoren AG. Такое сотрудничество было вполне логичным. Согласно планам, выпускать грузовик планировалось силами 6 производителей. По факту их оказалось еще больше — 9. Никаких логотипов на фальшрадиаторной решетке, никаких «своих» моторов, машины полностью унифицированные. Лишь таблички внутри кабины, а также логотип на указателе температуры воды в системе охлаждения. Ну и серийные номера на шасси, которые однозначно говорят о том, кто выпустил машину.

...а затем сдавала назад

…а затем сдавала назад

Первые l.lg.Lkw. сдали в 1937 году, годом спустя к производству присоединились Büssing-NAG, Daimler-Benz и Borgward. Вновь прибывшие, к слову, внесли существенную лепту в выпуск машины. По крайней мере это относится к Büssing-NAG и Borgward, сдавших 3195 и 2463 штук соответственно. На третьем месте оказался VOMAG (2024 машины), остальные сдали куда меньше. Вообще с объемом выпуска Einheitsdiesel история интересная. Часто указывается около 14,4 тысяч машин, но если считать по фирмам, то получается чуть больше 11,5 тысяч. И вот эта цифра куда больше похожа на правду. Если начать немного щупать, кто чем занимался, выяснится, что как раз ударники производства были самыми заинтересованными. Büssing-NAG в 1938 году перестал выпускать 3-осный грузовик Büssing-NAG Type KD, у VOMAG и вовсе не имелось прямого военного аналога, как и у Borgward.

Кабина-фаэтон в такую погоду - еще то развлечение

Кабина-фаэтон в такую погоду — еще то развлечение

У остальных же производителей имелось что-то похожее, поэтому они вроде бы и выпускали Einheitsdiesel, а на самом деле маленький свечной заводик продолжал работать. Это касалось, прежде всего, Henschel. В Касселе продолжали выпускать схожую по задачам модель Henschel Typ 33 G 1, тоже дизельную. Она упомянута не просто так: дело в том, что такой же грузовик выпускал Magirus. Именовался он как Magirus Typ 33. Суммарно в Ульме сдали 3870 грузовиков данного семейства. Для понимания, с 1937 по 1940 год там сдали 1410 Magirus M 306 E, так в Ульме именовался Eiheitsdiesel. Один из них как раз и стоит на выставке «Моторы Войны».

Ныне это самый ездящий из Einheitsdiesel

Ныне это самый ездящий из Einheitsdiesel

Выпускать эти грузовики прекратили по банальной причине — слишком сложно, дорого и не эффективно. Желающие могут посмотреть сначала на ЗИС-6, а потом на немецкий аналог. А потом прикинуть ценник. Стоимость Einheitsdiesel была такой, что за эти деньги можно было приобрести 4 ЗИС-6. С точки зрения военной экономики это фиаско. Уже в 1939 году появилась 3-осная модель Magirus S330/A 330, то есть с задним и полным приводом. Годом спустя ее переименовали в Klöckner-Deutz S 330/A 330, а позже она стала Klöckner-Deutz S 3000/A 3000. Заднеприводных грузовиков этого семейства сдали 10684 штук, а полноприводных — 5963 штук. При этом машины были также дизельными, а проходимость полноприводной модификации не хуже Magirus M 306 E.

Сзади видна выдвижная подножка, всего их две штуки

Сзади видна выдвижная подножка, всего их две штуки

Герой данного материала помер где-то под Смоленском. В бортах кабины остались пробоины от прилетевших осколков. Заделывать их при реставрации не стали, такие вещи обычно оставляют напоказ. Про реставрацию машины стоит написать отдельный материал, но некоторые вещи стоит упомянуть. Во-первых, сейчас в России два Einheitsdiesel, и оба появились благодаря Вячеславу Лен. Первая машина появилась еще в 2012 году, о ней рассказывалось в журнале Rolling Wheels. Ныне этот грузовик находится в Москве, причем внезапно на «Моторах Войны». Так называется экспозиция, которая 10 лет назад открылась на Поклонке. Во-вторых, герой данного материала является первым таким грузовиком, полностью восстановленном в России. Восстановление заняло несколько лет и учитывались недостатки реставрации, подмеченные на других машинах. В-третьих, это ныне самый ездящий Einheitsdiesel. Обкатка состоялась на международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны» в августе 2021 года. После устранения вылезших дефектов машина съездила на фестиваль в Казань, где приняла участие в ралли. По итогам у машины уже вполне солидный километраж. У нее работает всё, включая и светотехнику. Машина периодически заводилась уже на выставке, заодно можно было видеть, например, работу поворотников. Теперь же состоялась полноценная демонстрация.

На борт машина штатно берет два с половиной десятка человек

На борт машина штатно берет два с половиной десятка человек

Замена M29C на Einheitsdiesel точно никого не расстроила. Вообще катание на техники не входит в программу выставки «Моторы Войны», это не парк аттракционов. Но для гостей выставки периодически делают исключения, и в этот раз им снова повезло. Машина была восстановлена в штатном исполнении, то есть Pritschenwagen, предназначенный для перевозки 24 солдат вместе с их вооружением. Места тут слегка так побольше, чем в M29C, кто хотел, смог прокатиться в такой уникальной машине. Заодно получилась эксплуатация, максимально приближенная к боевой. И вот тут многим теоретикам было бы полезно посмотреть, что такое немецкий военный 3-осный грузовик. Для понимания, у него даже масса без полезной нагрузки составляет чуть менее 5 тонн. Это больше, чем у ЗИС-6. Ну а при штатной полезной нагрузке она превышала 7,5 тонн. В результате ехал грузовик не сильно лучше ЗИС-6, который, если кто не в курсе, перестали выпускать в виду недостаточной проходимости при установке системы залпового огня М-13. Ну а Einheitsdiesel чаще можно было видеть либо как радийный фургон, либо как носитель полевой кухни. Возить полевую кухню в грузовике ценой чуть больше 30 тысяч рейхсмарок — серьёзная заявка на успех.

Сердце Einheitsdiesel - 6-цилиндровый мотор HWA 256 D объемом около 6,2 литров

Сердце Einheitsdiesel — 6-цилиндровый мотор HWA 256 D объемом около 6,2 литров

Как Einheitsdiesel выезжал из павильона, это вообще отдельный номер. Пришлось расталкивать вперед-назад стоящие по соседству машины, а также частично убирать ограждения. Не менее интересно машина разворачивалась. Ей приходилось заворачивать на парковку, сдавать задним ходом, после чего она могла ехать в обратном направлении. Вполне типовая ситуация для грузовой трехосной машины, и уж точно ее легкой может называть только безумец. Зато она могла вместить всех желающих, коих набралось приличное количество. Редкая возможность прокатиться на машине, которых сохранилось менее десятка.

Внутри кабины

Внутри кабины

Не менее интересным аттракционом было то, как машина возвращалась своим ходом на своё место. Помимо того, что ей пришлось лавировать по экспозиции, так еще и маневрирование происходило порой в 3-4 руки. Гидроусилителя-то нет, а тут где-то тонн 6-7. Поэтому Вячеславу Лен порой приходилось помогать крутить руль. Не ЗиЛ-157, но тоже еще то удовольствие. Одним словом, серьёзный аппарат.

Einheitsdiesel возвращается на место

Einheitsdiesel возвращается на место

Динамические показы на «Моторах Войны» будут продолжаться и далее, на январь у выставки обширная программа. Еще один состоялся в минувшую субботу, посетители могли увидеть в деле «единый» мотоцикл BMW R 75. О том, что поедет следующим, можно узнать на страничке выставки. Сама выставка работает со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2, для входа необходим QR-код. Показы, как и ранее проводятся либо в субботу, либо в воскресенье, в 12:00. Следите за анонсами!

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/s-vizelia-na-dizelia-61d5dcb1b4182e3065d62294?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account