Репортаж с ежегодного парада ретро-транспорта, который прошел 20 мая 2023 года в Санкт-Петербурге
Весна является традиционным временем различных активностей с точки зрения автомобильного транспорта. Конечно, число любителей старых машин у нас поменьше, чем за рубежом, тем не менее, они вполне есть. Часть из них принимают активное участие в фестивалях и других мероприятиях, посвященных автомобильной технике. Наиболее интересными, с точки зрения зрителей, являются те, в которых машины не стоят памятниками самим себе, а едут.
Парады ретро-техники проводятся в ряде уголков России. Некоторые из них проходят на регулярной основе. Один из наиболее крупных (если не самый крупный) ретро-парад минувшей весны прошел 20 мая в Санкт-Петербурге. Проводится он на регулярной основе, в районе 20 мая. Впервые попал на него в прошлом году, решил нынешний не пропускать. Так что вашему вниманию предлагается репортаж с парада, который закончился выставкой под открытым небом.
Одним из существенных отличий питерского ретро-парада является то, что он, можно сказать, комплексный. Кроме того, главными действующими лицами здесь являются не «Волги» и прочие легковые машины, а общественный транспорт. Автобусы, трамваи и такой вымерший в Москве вид транспорта, как троллейбусы. Остальные находятся в статусе вспомогательной силы, хотя надо сказать, что малочисленными питерские ретро-колонны назвать сложно.
В этот раз ретро-парад приурочили к выставке SpbTransportFest 2023, которая проходила аккурат в месте, куда колонны ретро-техники приходили после парада. Такое соседство отчасти сыграло в негатив параду. Не то, что выставка оттянула на себя часть интереса, но тем не менее. В определенной степени сыграло соседство и на размещение техники участников.
Надо сказать, что по сравнению с прошлым годом получилось более организованно. Хотя и не без накладок. Согласно плану мероприятия, в 9:30 стартовали троллейбусы, но автор, прискакав к означенному времени на точку старта, их там не нашел. Оказалось, что ушли с парка. Ну и сумбурная «нулевая» (она же первая) колонна, в которой отправили губернатора Беглова, выглядела инородным телом. Особенно некий мутант, который изображал из себя ретро-автобус c радиатором от трактора McCormick Deering. В этой же колонне двигался и жутковатый Урал-ЗИС, который символизировал военные машины.
Если забыть про подобные казусы, коих было немного, то нынешний ретропарад получился более организованным. Во-первых, убрали колонну военных машин. Несмотря на то, что автор принадлежит к адептам «зеленых машинок», их почти полное отсутствие являлось скорее благом. Всё же военная техника — это слегка другой лагерь, и мешать одно с другим не стоит. Колонна военной техники, пущенная первой в прошлом году, была слегка не в тему. Лучше сделать отдельный парад, тем более военных машин уже не так и мало.
Во-вторых, общее ощущение от нынешней организации парада было более позитивным. Дело не только в том, что на сей раз просадки по времени почти не произошло. Поскольку снимал с точки старта, общий маршрут не видел, но тот факт, что на месте финиша колонны были довольно быстро, явно позитивный момент. В прошлом году зачем-то поехал вместе с колонной, проклял всё. Ехали часа 2,5, так себе удовольствие.
Если вам интересно именно посмотреть проход колонн, а не тащиться в автобусе (тем более что на самых интересных образцах вам вряд ли получится поехать), то стоит изучить маршрут заранее. Для начала, нужно понимать, что вставать придется рано. Первая колонна стартует в 9:30, но лучше добраться до места старта заранее. Традиционно старт основных колонн происходит с Площади Беллинсгаузена. Чтобы туда добраться своим ходом, где-то минут 15-20 придется идти пешком. Троллейбусы стартуют с улицы Кораблестроителей, что чуть ближе. По крайней мере, должны были стартовать.
После старта первых колонн обычно есть время, когда можно походить по Морской набережной, где формируются колонны. Минут 15-20 есть, народа там, конечно, хватает, но всё же его меньше, чем на финише. Кто хочет поснимать именно машины, может вообще выбрать точки на Площади Беллинсгаузена, именно там выстраивается очередная колонна перед стартом. Дальше уже каждый выбирает сам, какую точку выбирать, благо обычно есть карта со схемой колонн.
Естественно, первую скрипку на ретро-параде играет общественный транспорт. Если считать сводную колонну (с прогулочным хомячком-мутантом) первой, то в общей сложности сформировали 5 колонн. По факту 4, «нулевая» колонна всё же сводная. Вторую колонну возглавляла главная новинка этого года — автобус ЗИС-8, восстановленный в мастерской Евгения Шаманского. Изначально машина должна была появиться в прошлом году, но не срослось. Полноценная премьера прошла на «Моторах Войны».
Надо сказать, что какого-то умопомрачительного числа раритетов среди автобусов ждать не стоило. На это есть веские основания. Сохранением исторического наследия у нас, конечно, занимались, но локально и специфично. Достаточно сказать, что ЗИС-8 Мастерской Шаманского — это единственный настоящий ЗИС-8, остальные сохранившиеся имеют другие шасси. Да и тех немного. Основу праздничных колонн, как правило, составляют либо послевоенные машины, либо те, которые не так давно ездили по маршрутам.
Похожая ситуация и с грузовиками. Даже не так, ситуация хуже. У нас сложилась ситуация, когда любой «Захар» или «Полуторка» — это обязательно военная машина. Что в корне неверно, даже с учетом мобилизации добрая половина машин оставалась в народном хозяйстве. В результате, правильно, ни одной грузовой машины довоенного выпуска в колонне не было.
Вместе с тем, разнообразие вполне наблюдалось. Отдельно от грузовиков шли отечественные микроавтобусы. Помимо советских моделей, шли и зарубежные, как западного производства, так и выпуска соцлагеря. Правда, колонна оказалась небольшой, поэтому ее пришлось замыкать первой колонной легковых машин.
Отдувались за «красивое», как обычно, отечественные легковые автомобили. С ними ситуация куда более благополучная, чем с общественным и коммерческим транспортом. Несмотря на то, что в Советском Союзе большого разнообразия моделей легковых машин не наблюдалось, клубы, посвященные отдельным моделям и маркам, вполне есть. И есть чего показать.
Традиционно самая красивая легковая колонна была из машин выпуска Горьковского Автомобильного Завода. Она получилась сводной: шли «Эмки», за ними «Победы», самыми многочисленными, естественно, оказались «Волги». Вошли в колонну и ГАЗ-69, тут они, кстати, вполне выглядели естественно. Аналогичные колонны были у «Москвичей», а продукцию ВАЗ и вовсе пришлось делить пополам. «Копеек» было столько, что они шли отдельно.
Парад, впрочем, был не только у колесных машин. Позже всех стартовали трамваи, и тут имелась небольшая хитрость. Трамвайный парк находится не так далеко от того места, откуда стартовали легковые машины. Если не ждать прохода всех колонн, а сконцентрироваться на отечественных машинах, как раз есть время для того, чтобы дойти до нужного места пешком.
Стартовали трамваи в 12 часов дня, выходя в путь по одному. Конечно, были те, кто ожидал возможности прокатиться на них до места проведения выставки, но это зря. Там есть, кому кататься. Самих моделей трамваев было немного, но есть, на что посмотреть. Соответственно, и пришли они на место проведения выставки последними.
Сама выставка проходила, как обычно, на Инженерной улице, а также тех, что по соседству. Отдельно стояла выставка троллейбусов, они прибыли раньше всех, а трамваи разместились на Инженерной улице. Туда же попала и часть автобусов, правда, основная их масса разместилась на Караванной улице. В прошлом году туда уехали грузовики и машины военного периода.
Сама выставка была неплохой, правда, необходимо сразу учитывать толпы людей. На Васильевском острове, откуда машины стартовали, людей было куда меньше. С другой стороны, на выставке находились те машины, которых не было в колонне. По одной, очень простой причине — они не ходовые, по крайней мере, пока. Местами экземпляры интересные, будем ждать, когда они снова оживут.
Возможно, на фоне зарубежных ретро-парадов питерский выглядел далеко не идеальным. Достаточно сказать, что под понятие «олдтаймер» у коммерческого транспорта проходили единичные машины. С другой стороны, надо всё-таки быть реалистами. Хотя бы — такое — уже хлеб. Никто не забыл, что по военным машинам в России, пока что, всего один фестиваль? При десятках, проходящих в Европе. В любом случае, есть куда стремиться. Ну а пока стоит забить в календаре на следующий год очередную майскую субботу. Ждем следующего питерского ретро-парада.
источник: https://dzen.ru/a/ZG9Y7mrGYh3b3qrd