История Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоевать
Средние танки в межовенный период были большой головной болью у большинства стран. В 20-е годы, например, серийные средние танки получились только у англичан. Да и те, будем откровенными, таковыми были весьма относительно. Как ни смешно это прозвучит, но вообще-то англичане заказали Vickers легкий танк, но требования оказались такими, что по габаритам и массе получился средний. А вот по броне легкий. Надо сказать, что англичане оказались в этом плане совсем не одиноки. Японцы, которые купили у Vickers условно легкий танк Medium Tank Mk.C, изначально тоже хотели машину легкого класса. А получился средний Тип 89. У французов «измененный Renault NC» превратился сначала в полусредний Char D1, а потом в 20-тонный Char D2. Наконец, у немцев их Leichttraktor к началу 30-х годов стал потихоньку набирать вес.
Грустная история Leichttraktor закончилась тем, что немцам пришлось полностью пересматривать концепцию этой боевой машины. Компоновочную схему взяли от Kleinetraktor (а тот срисовали с тягача Vickers-Carden-Loyd), а боевая масса поднялась до 10 тонн. Да и то, 10-тонная планка была таковой очень недолго — в начале 1934 года, когда официально запустили программу создания среднего танка Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). Изначально этот танк вроде как находился в разных весовых категориях с Nb.Fz., но дальше началось сближение. И если с танком, преемник которого стал именоваться B.W., намеренно облегчили, то Z.W., вне каких-либо планов, стал стремительно тяжелеть. 12 тонн боевой массы, которые декларировались летом 1934 года, остались несбыточной мечтой. При этом Krupp и Rheinmetall, которые занимались Leichttraktor, в конкурсе на Z.W. вскоре стали рассчитывать только на башни с подбашенными коробками. А конкурс выиграла Daimler-Benz. Правда, там еще не знали, какие мучения их ждут.
В августе 1935 года Daimler-Benz werk 40 построил первый опытный образец среднего танка Z.W.. Как выяснилось, про 12 тонн боевой массы можно было забыть. Превышение оказалось на 3 тонны, что привело к закономерному результату. Шасси Z.W. со свечной подвеской страдало с самого начала, поэтому было решено пойти сразу по нескольким направлениям. Шасси со свечной подвеской, получившее обозначение Z.W.1, стали развивать дальше, так на свет появился Pz.Kpfw.III Ausf.A. Одновременно решили строить еще два шасси, получивших обозначение Z.W.3 и Z.W.4. Оба шасси получали блокированную подвеску с листовыми рессорами. Эти машины тоже стали серийными. Они известны как Pz.Kpfw.III Ausf.B и Ausf.C, весьма странные аппараты, ставшие скорее шагом назад для немецкого танкостроения.
Появление блокированной подвески, на фоне проблем со свечной подвеской, выглядело логичным решением. Листовые рессоры на Daimler-Benz никогда не сбрасывали со счетов, причем выглядело всё это крайне специфично. Впрочем, и 6-й отдел Департамента Вооружений придерживался похожего мнения, поскольку тот же Генрих Книпкамп отвечал за ходовую часть. В результате Daimler-Benz посмотрела в сторону Großtraktor, где Порше как раз и применил блокированную подвеску. Про Vickers Mk.E он вряд ли знал, но решение по подвеске Gr.Tr.DB. выглядело очень похоже. Использовались тележки, в которые блокировались 2 пары опорных катков, с парой блоков листовых рессор как упругие элементы. Впрочем, с того времени прошло больше пяти лет, да и недостатки данной системы были известны. Поэтому сама по себе подвеска несколько отличалась.
Еще одним важным моментом стало то, что полной уверенности в надежной работе выбранной схемы не было. Поэтому шасси Z.W.3 и Z.W.4. отличались. В случае с Z.W.3 применялись классические 2 блока по 4 катка. Правда, на на фоне подвески Gr.Tr.DB. выглядело всё это почти как звездолет. Вместо пары блоков рессор использовался один, центральный, на них и крепились блоки по 2 опорных катка малого диаметра (400 мм). К каждому блоку катков также прилагался механический амортизатор для гашения колебаний. Количество поддерживающих катков увеличилось до 3.
С одной стороны, вроде как подвеска стала лучше. По крайне мере длина опорной поверхности увеличилась, продольные колебания пришли в норму. С другой же стороны, достаточно просто посмотреть на получившееся, чтобы понять всю суть проблемы. По уровню инженерного шаманства ходовая часть вполне соперничала с Leichttraktor, при этом она была громоздкой и весила никак не меньше свечной подвески (а на самом деле больше). Также, по опыту эксплуатации Z.W.1, на шасси Z.W.3 ставился мотор Maybach HL 108 TR, 5-скоростная коробка передач ZF S.S.G.75, усиленные механизмы поворота и тормоза, плюс ленивец увеличенного диаметра. Несколько изменился корпус, например, вместо пары квадратных лючков доступа к бортовым передачам, которые крепились на болтах, появились круглые лючки на петлях. Также с левой стороны подбашенной коробки появился вертлюг для зенитного пулемета. Смотровой лючок механика-водителя заменили на конструкцию, изначально созданную для Pz.Kpfw.II Ausf.A. Также переделали командирскую башенку.
В доработанном виде Z.W.3 запустили в серию как 2./Z.W. Serie, он же Pz.Kpfw.III Ausf.B (серийные номера шасси 60201–60215). Согласно планам от начала 1936 года, этих танков производили 15 штук. На сей раз в производстве участвовали не только Daimler-Benz werk 40 и Krupp, но и Rheinmetall. В Унтерлюсе изготовляли орудия для танков. При этом мечты про 25 танков двух установочных серий к апрелю 1934 года стали не более чем мечтой In 6. Лишь в ноябре 1937 года было сдано 8 Pz.Kpfw.III Ausf.B, из них 2 уходили с 5-й танковый полк, остальные в учебку, располагавшуюся в Пултосе. Еще 2 танка ушло 6 декабря 1937 года в 1-й танковый полк. А вот оставшимся 5 шасси танками стать оказалось не суждено. Daimler-Benz werk 40 шасси изготовил, но они пошли на изготовление самоходных артиллерийских установок Pz.Sfl.III (s.Pak). Специальные шасси для этих машин так и не построили, хотя изначально планы были именно такими. Зато Krupp сдал 5 башен и подбашенных коробок. Они пригодились, но потом.
В случае с Z.W.4 также предполагалась блокированная подвеска, но несколько отличающаяся от Z.W.3. Вместо двух тележек танк получил центральную тележку и две «половинки». Центральная тележка почти не отличалась от Z.W.3, но обошлись без амортизаторов. Их оставили всего две штуки, на «половинчатых» тележках в передней и задней частях корпуса. Это оказалось более правильным решением, поскольку наиболее сильные колебания были как раз там. А вот само по себе решение с половинчатыми листовыми рессорами смотрелось несколько странно. Изначально предполагалось, что на Z.W.4 поставят увеличенный ленивец, но него, наоборот, уменьшили в диаметре. Также изначально предполагалось поставить мотор Maybach HL 100, но по факту моторно-трансмиссионная группа ничем не отличалась от доработанного Z.W.3. Не отличались и траки: несмотря на то, что изначально только на Z.W.4 предполагалось поставить траки шириной 380 мм, по факту они применялись с самого начала на всех серийных Z.W.
Со стороны происходившие с Z.W. изменения вызывали как минимум широкую улыбку. Дело в том, что в своём развитие «основной средний» танк явно отставал от B.W., или Pz.Kpfw IV. Инициативная разработка Krupp, выросшая из башни для танка от Rheinmetall, была для 6-го отдела Департамента Вооружений как бельмо на глазу. Мало того, что Pz.Kpfw.IV Ausf.A выглядел гораздо менее сырым танком, так еще Krupp имел наглость вписаться в прописанную по ТЗ массу. А к началу 1938 года сложилась ситуация, когда на Z.W. пришлось брать компоненты от B.W. Дополнительную комичность происходившему придавал тот факт, что Pz.Kpfw.IV Ausf.B получал новую командирскую башенку, которая, как и лоб корпуса, имела максимальную толщину 30 мм. И вот такую башенку втыкали на 3./Z.W. Serie. Между тем, остальная броня оставалась на уровне предшественников. В результате самым толстым местом танка третьей серии становилась… командирская башенка.
Еще одним забавным моментом стало то, что изначально, то есть осенью 1936 года, предполагалось изготовить 25 танков нулевой серии (10 Ausf.A и 15 Ausf.B), а далее производились 40 танков 2-й серии. Так вот, дальше явно чего-то пошло не так, и 2-ю серию, ставшую третьей, разделили. Первыми производились 15 танков 3a./Z.W. Serie, получившей обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.C (номера шасси 60301–60315). Второй заказ, 3b./Z.W. Serie, расширили до 30 танков, получивших обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.D. Об этой машине разговор будет отдельный, поскольку она весьма так отличалась от предшественников. В случае же с Pz.Kpfw.III Ausf.C отличия оказались не особо существенными. Лючки в лобовой плите корпуса снова стали квадратными, остальные изменения тоже оказались не существенными. Более интересным оказался другой факт. Krupp получил контракт всего на 4 комплекта корпусов и башен. Остальное под себя подмял Rheinmetall-Borsig AG. Выпускать башни с подбашенными коробками начал Alkett (Altmärkische Kettenwerk GmbH), специально построенный танкосборочный завод в берлинском пригороде Шпандау. Первые башни 3-й серии Alkett сдал в январе 1938 года, где-то с начала 1938 года началась сдача и самих танков.
В случае с Pz.Kpfw.III Ausf.B и Ausf.C сложилась весьма щекотливая ситуация. Замена подвески на блокированную привела к росту массы до 16 тонн. При этом в мае 1938 года началась сдача Pz.Kpfw.IV Ausf.B, который по всем статьям превосходил Z.W. На танк поддержки ставился более мощный мотор, он был быстрее, подвеска явно превосходила Z.W., а еще у танка во лбу было 30 мм брони. Вполне логичным решением была бы смена приоритетов на Pz.Kpfw.IV, но 6-й отдел Департамента Вооружений продолжал, с невозмутимым выражением лица, жрать кактус. Из принципа. К тому же Книпкамп вовсю продвигал Z.W.38, «гоночный» танк с торсионной подвеской. Что потом с ним будет, тогда никто не догадывался.
Аналогично Pz.Kpfw.III Ausf.A, его последователи на блокированной подвеске повоевали в Польше. Происходило это совсем не от хорошей жизни, но других вариантов всё равно не имелось. Машины терялись не только от вражеского огня, но и в результате поломок ходовой части. Пережившие польскую кампанию машины оставались в частях до февраля 1940 года, когда последовала команда их оттуда убрать. Расставались с ними явно без сожаления. Далее Pz.Kpfw.III Ausf.B-C оказались в учебных подразделениях, откуда их списывали по мере износа. Ровно такой же солдат неудачи, как и Pz.Kpfw.III Ausf.A.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006
- Фотоархив автора