Рассказ о тяжелом танке ИС-2М из коллекции Имперского Военного Музея в Даксфорде
У танков, изготовленных в годы Второй мировой войны, судьба складывалась по-разному. Кому-то было уготовано совсем немного времени, а в ряде случаев служба оказывалась намного дольше, чем предполагалось изначально. Наиболее везучими оказались те боевые машины, которые выпускались ближе к концу войны. Связано это было с тем, что к тому моменту характеристики ряда танков и САУ приблизились к оптимальным. Это означало, что и после войны они могли долго оставаться вполне подходящими для выполнения целого ряда задач. Как боевых, так и учебных.
Какой из тяжелых танков времен Второй мировой оказался лучшим, до сих пор идут ожесточенные споры. А вот какой из них стал самым успешным, с точки зрения карьеры, ответ очевиден. ИС-2 здесь без конкуренции. В то время, как остальные тяжелые танки, применявшиеся в те годы, быстро ушли на покой, челябинский крепыш прослужил полвека. Немалое число ИС-2 (в основном, модернизированных танков, известных как ИС-2М) дожило до наших дней, некоторые из их до сих пор в ходовом состоянии. Один из этих танков ныне находится в Имперском Военном Музее, Даксфорд. Оказался он тут по обмену.
Пул боевых машин, которые после окончания Великой Отечественной войны было решено оставить на вооружение Советской Армии, появился не на пустом месте. Ровно то же самое случилось и в США, и в Англии. После окончания войны парк этих армий состоял из разношерстной матчасти, частично устаревшей. Держать всю эту армаду на вооружении не имело смысла, а уж что по этому поводу думали зампотехи, вообще лучше не упоминать. Поэтому вскоре после окончания войны начался процесс снятия с вооружения «неликвида». В случае с советскими тяжелыми танками первыми под нож попало семейство КВ.
В дальнейшем, уже к началу 50-х годов, списали последние ИС-1 (ИС-85), которые некоторое время использовались как учебные танки. А вот в случае с ИС-2 ситуация выглядела совсем иначе. Безусловно, ИС-3 выглядел более совершенным танком, но не всё так просто. Во-первых, на конец 1950 года ИС-2 было еще очень много — их числилось 1626 штук. Во-вторых, с надежностью у ИС-2 дела обстояли явно лучше. Прежде всего потому, что ИС-3 запустили в серию не до конца доведенными, а после войны их чаще направляли на склады длительного хранения. Позже выяснилось, что многие из этих ИС-3 обладают массой дефектов.
Еще одним важным моментом стало то, что тяжелые танки нового поколения явно задерживаются. В результате сложилась ситуация, когда ИС-2 оказался той самой синицей в руках. Безусловно, у этого танка имелись недостатки, в том числе и по броневой защите (особенно это касалось башни). Но лучше иметь такой танк, чем вообще никакой. Кроме того, всё познается в сравнении. Немецкий «зверинец» брать себе никто не стал, ибо к ним требовалась гора запчастей. Churchill безнадежно устарели еще к 1944 году. Heavy Tank M26 еще в 1946 году перевели в разряд средних танков. В итоге у ИС-2 единственным достойным визави был ИС-3. И такая ситуация оставалась вплоть до второй половины 50-х годов.
Долгую жизнь ИС-2 обеспечил и тот факт, что машина обладала высокой степенью унификации. Во-первых, ровно теми же агрегатами были «набиты» ИСУ-152 и ИСУ-122, созданные на базе ИС. Во-вторых, такие же агрегаты стоили на ИС-3. Мотор там, конечно, был свой, но первые 15 лет. Далее на ИС-3 появился такой же двигатель. В-третьих, даже в случае с тяжелым танком Т-10, который пришел на смену ИС-ам, определенная унификация имелась. Например, траки от Т-10 вполне можно было использовать на более ранних танках и САУ. Таким образом, у зампотехов меньше болела голова от того, как обеспечивать запчастями несколько типов танков.
Несмотря на то, что обычно ненадежными называют ИС-3, первая волна модернизации ИС-2 прошла раньше — в конце 40-х годов. В это время заменялись гусеничные ленты, которые у ИС-2 отличались невысоким ресурсом. Следующая волна модернизации проходила в 1953-54 годах. На сей раз менялись коробки передач, главные фрикционов, бортовых передачи, приводы управления, элементы ходовой части. На днище корпуса приварили дополнительный лист толщиной 16-20 мм, который усиливал его под КПП. Базировались эти работы на опыте проведения программы УКН (устранения конструктивных недостатков) ИС-3.
Впрочем, наиболее заметной стала третья волна модернизации, после которой индекс танка изменился на ИС-2М. Интересно, что началась она в 1957 году, то есть раньше, чем началась модернизация ИС-3. Это к вопросу о том, какой танк требовал большего объёма улучшений. Речь уже шла не про повышение надежности, а улучшении характеристик, установке более современных приборов наблюдения, а также дальнейшей унификации. Во всём этом больше нуждался именно ИС-2, поэтому и работы по модернизации начались раньше.
Если ИС-2 УКН отличался от обычного ИС-2 минимально, то ИС-2М прошел куда больше метаморфоз. Особенно бросаются в глаза новые крылья, в которые встроили ящики-бункера. Данное решение впервые опробовали на ИС-5 (будущем Т-10), а далее внедрили на ИС-3 УКН. Фар стало две: слева поставили ФГ-100 (со светомаскировочной крышкой), а справа ФГ-102 (с черным рассеивателем). Такая комбинация была нужна для использования механиком-водителем перископического прибора ночного видения ТВН-2. Для него в лобовой детали корпуса сделали вырез, прикрытый крышкой.
На деле изменений было значительно больше. По их итогам ИС-2М и ИС-3М получили двигатели В-54К-ИС, полностью менялось содержимое МТО, а также вносились переделки надмоторной плиты и днища. Боевая масса ИС-2М выросла до 47-5-48,5 тонн, но при этом подвижность не пострадала. Зато существенно выросла надежность. Вместо кормового башенного пулемета поставили второй вытяжной вентилятор, внесли массу других мелких изменений. Боекомплект, за счет оптимизации боевого отделения, увеличили до 35 выстрелов. Полный список изменений настолько большой, что ему посвятили отдельное руководство.
Переделка в версию ИС-2М была тотальной, по ее итогам ни одного ИС-2 в оригинальной конфигурации на вооружении Советской Армии не осталось. Самое главное, что на этом работы по модернизации не остановились. В 60-е годы ИС-2М получили фары ФГ-125/ФГ-127, которые, в отличие от предшествующих фар, были водонепроницаемыми. То же самое касалось габаритных фонарей ГСТ-64, которые поставили вместо исходных габариток, и звукового сигнала. Далее появились крепления для 200-литровых бочек, которые крепились к кормовому листу корпуса.
Естественно, как боевые единицы первой линии ИС-2М смотрелись уже не лучшим образом, но как танк второй линии — волне. Как показывает практика, устаревшие танки, в случае большой войны, всё равно остаются актуальными. Кроме того, ИС-2М, как и ИС-3М, активно использовались в качестве учебных танков. Далее начался постепенный перевод этих танков в разряд танков-памятников и тактических объектов. Пошел этот процесс в 80-е годы, хотя официально ИС-2М сняли с вооружения только в 1997 году.
Несмотря на потепление отношений в конце 80-х годов и некоторое ослабление законов по круговороту исторической бронетехники, за пределами Восточной Европы ИС-2М очень мало. Они есть в Германии (5 штук), все в довольно печальном состоянии. Единственный комплектный ИС-2М (и потенциально ходовой) находится в Имперском Военном Музее, Даксфорд. Он стал результатом обмена между советской и английской сторонами, состоявшегося а 1988 году. В Англию отправился комплектный ИС-2М, а в Кубинку уехал такой же комплектный Conqueror Mk.2. Странно, что похожий обмен не произвел Танковый музей в Бовингтоне, тогда возможности были.
Попавший в Англию танк интересен сам по себе. Серийный номер танка 240-408191, это означает, что выпущен он был в августе 1944 года. Именно в этот момент началось крупномасштабное производство ИС-2 со спрямленной носовой деталью корпуса. Корпуса с с литой спрямленной деталью выпускали на заводе №200, Челябинск. При этом башня изготовлена из компонентов, прибывших с Мариупольского завода им. Ильича. Там отливали «колпак», финальная сборка производилась уже на заводе №200. Всего в выпуске корпусов ИС-2 принимало участие 2 завода, а башни лили на 4.
Окончательно танк сдали в начале сентября 1944 года. Далее, согласно документам, 9 сентября эшелон №10336 уехал в Тульские танковые лагеря, где шло переформирование частей 1-й Гвардейской танковой армии. Наиболее вероятным получателем танка был 11-й гвардейский тяжелый танковый полк. Танк смог пережить войну и очень долго находился на вооружении. Причем он прошел едва ли не все этапы послевоенной модернизации. Скорее всего, под конец службы был уже учебной машиной.
То, что его передали непосредственно из части, очень ценно. Машина минула крайне неприятный этап музеефикации, который обычно сильно влияет на облик машины. Кроме того, танк довольно быстро оказался под крышей, в отличие от ИС-3М, который в своё время подарили Брюссельскому военному музею. Там этот танк, а также ИСУ-152К, прилично так погноили, пришлось восстанавливать. Здесь же настоящий артефакт, причем редкий. Подгнивших ИС-2М много, а вот чтобы в оригинальном виде, считанные единицы.
В связи с тем, что сейчас запущен процесс реконструкции ангара, где размещается наземная техника, ИС-2М вне доступа. Возможно, уже после реконструкции так, как раньше, его обойти не получится. Впрочем, будем смотреть, что будет по финалу. Возможно, что его впишут в диораму по Великой Отечественной войне. Ибо вряд ли кто в Даксфорде в курсе о тонкостях конфигурации танка. Тяжелый советский танк, и на том спасибо. Тем более что именно этот танк вполне себе повоевал, на фронте он пробыл где-то полгода.
источник: https://dzen.ru/a/Z17HQS_g3Vhprnk1