Английские инженеры были еще теми затейниками. Неслучайно самым массовым английским танком во время Второй мировой войны стал «Шерман», а самым массовым английским легким танком в истории — «Стюарт». В этом есть и «заслуга» как самих инженеров, так и английских военных, которые в итоге были вынуждены согласиться на поставки американских танков. Ибо они банально получились лучше.
С автомобилестроением ситуация у англичан оказалась лучше, но не сильно. Особенно это касалось тяжелой техники. Конечно, у них имелся Scammell Pioneer в разных вариациях, что не помешало массово заказывать американские тягачи и американские же прицепы. А еще англичане любили эксперименты, некоторые из которых выглядят, скажем так, весьма специфично. В том числе и в области танковых прицепов. Что-то так и оставалось опытным, а что-то всё же шло в серию.
Как раз такая история случилась с 45-тонным гусеничным прицепом. Разработала его Cranes (Dereham)Ltd. не «потому что может». Создание гусеничного прицепа диктовалось необходимостью доставки тяжелой техники, в том числе железнодорожной, во время высадки в Нормандии. К ней англичане стали готовиться заранее, и дело явно не обошлось без Перси Хобарта. Hobo, как его называли, был специалистом по странным инженерным машинам. Они, что характерно, были серийными.
Задумка выглядела вполне жизнеспособно. Понимая, что по пляжу обычный тягач такую штуку, имеющую массу 30 тонн (и 75 тонн в полной загрузке), не потянет, было решено использовать танк. А именно Churchill ARV Mk.I. Это позволяло высадиться на мелководье и перетащить груз (например, паровоз) через пляж в Нормандии. Либо тащить на горбу такой же танк, как и тягач. На испытаниях так и делали.
Испытания прошли успешно, разработку Dereham Ltd пустили в серию. За 1944 год силами by Boulton & Paul Ltd изготовили 100 гусеничных прицепов. В Нормандии из применила 79-я бронетанковая дивизия, та самая, которой командовал Хобарт. Правда, тягачи были другими.
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13942666.html