Юрий Пашолок. Прародитель трехголовых Виккерсов
История английского среднего танка Medium Tank A6, предшественника Medium Tank Mk.III
20-е годы были временем поиска различных технических решений, впрочем, одним только «железом» вопрос не ограничивался. Для начала надо было определиться с концепцией. На тот момент существовало две разные точки зрения на то, какими должны быть танки. Несмотря на то, что первыми танки применили англичане, на практике французы опоздали не так уж и сильно. В какой-то момент французы даже вырвались вперед, создав Renault FT, лучший танк Первой мировой войны. Правда, генерал Эстьен, главный идеолог французского танкостроения, довольно быстро разочаровался в этой машине. Общая тенденция французов после окончания Первой мировой войны заключалась в создании, прежде всего, танков средней весовой категории, с легкой противоснарядной броней и довольно низкой подвижностью. Совсем иначе видели танк на поле боя англичане. Именно они, прежде всего благодаря подполковнику Джону Фуллеру, пришли к концепции подвижного танка. Его задачей было не только сопровождение пехоты, но и самостоятельные действия в глубине вражеских позиций. Фуллер же был и одним из идеологов создания первого быстроходного танка — Medium Mark D. Безо всякого колесно-гусеничного хода он развил скорость почти 37 км/ч, для 1920 года феноменальные показатели.
Проблема заключалась в том, что поначалу с быстроходными танками Фуллеру не везло. Как показали дальнейшие события, Medium Mark D оказался неудачным танком. Кроме высокой скорости, более ничем он не смог отличиться. На некоторое время тема скоростных средних танков затихла, зато активизировались работы по легким танкам. Здесь отличилась Vickers Limited: в декабре 1921 года на испытания вышел Vickers Tank No.1, первый английский танк с башней. Он оказался не особо удачным, но далее Vickers Limited создала танк, более известный как Medium Tank Mk.I. По факту он был легким, но габариты и масса в итоге привели к пересмотру классификации. Следующим стал Medium Tank Mk.II. Эта парочка оказалась представителями семейства самых массовых средних танков 20-х годов. Они оказались еще и законодателями мод, при этом, правда, попытки «клонирования» оказались неудачными. Вместе с тем, по ряду параметров, прежде всего толщины брони, они так и остались скорее легкими танками. Кроме того, у английских военных возникли идеи о развитии концепции среднего танка.
В мае 1926 года RTCC (Royal Tank Corps Centre, Лулворт Кэмп) начал разработку тактико-технических требований на новый средний танк. В основу требований лег опыт маневров с использованием Medium Tank Mk.I/Mk.II. Новые требования, сформированные в июле 1926 года, предполагали боевую машину, сильно отличавшуюся от текущих средних танков. Во-первых, ранее практиковавшееся пулеметное вооружение в бортах корпуса признали мало эффективным. Более удачным решением стал перенос пулеметов в 2 пулеметные башни. Во-вторых, явно требовалось увеличить толщину брони, но боевая масса танка не превышала 15,5 тонн. Такой лимит задавался мостовым парком английской армии. Танк хотели сделать тише на ходу (Medium Tank Mk.I/Mk.II гремели гусеницами не хуже Т-34), а топливные баки выносились из боевого отделения. Также требовалась установка радиостанции. Сформированная спецификация была направлена Vickers Limited, это стало началом работ по Medium Tank A6. Он стал первым трехбашенным танком, породив моду на средние многобашенные боевые машины.
Полученные спецификации на новый средний танк означали, что про концепцию шасси Medium Tank можно было забыть. Иных вариантов, кроме как размещение силовой установки в кормовой части корпуса, не осталось. Впрочем, огромных проблем с разработкой нового танка у Vickers Limited не возникло. Дело в том, что во всё том же 1926 году на испытания вышел Medium Mk.C. Средним он был исключительно по габаритам и массе, а так вообще Vickers создавала легкий танк, особенно что касается броневой защиты. Более важным событием стало появление во всё том же 1926 году опытного образца тяжелого танка A1E1 Independent. Он стал первым английским многобашенным танком, как раз с него RTCC срисовал идею пулеметных башен. При ряде недостатков, включая и чудовищную цену, A1E1 Independent оказался передовой машиной и носителем технологий. Опираясь на опыт разработки Medium Mk.C и A1E1 Independent, инженеры Vickers в сентябре 1926 года подготовили своё видение нового среднего танка. Кстати, сами английские военные скорее его считали легким танком. По крайней мере, в тройке требуемых машин значились «тяжелый, легкий и патрульный» танки. Легкий танк, по принятой концепции, занимался поддержкой наступления тяжелых танков, а также боролся с вражескими боевыми машинами.
Итак, новый танк предполагался трехбашенным, с батареей из 6 пулеметов. По 2 пулемета Vickers с водяным охлаждением размещались в каждой пулеметной башне. Еще один пулемет поставили спаренным с 3-фунтовой (47-мм) пушкой OQF 3-pdr Mk.II. Это же орудие с длиной ствола 40 калибров ставилось на Medium Tank Mk.II. Его огневой мощи вполне хватало для выполнения требований о поражении вражеских танков на дистанции до 914 метров. На дистанции в 1000 метров орудие пробивало 20 мм брони, а в то время большинство танков имело толщины 12-15 мм. Даже новейший Renault NC имел толщину брони 25 мм, его бронебойный снаряд OQF 3-pdr Mk.II поражал на дистанции 500 метров. И даже появление брони толщиной 30 мм во второй половине 20-х годов не было панацеей. Такая броня пробивалась на дистанции 300 метров. Сам танк Vickers имел толщину лобовой брони 14 мм, а бортов 9 мм. Более толстую броню не позволяли поставить ограничения по массе. Она, кстати говоря, ожидалась на уровне 14 тонн. Помимо 5 указанных пулеметов, предполагался еще и зенитный пулемет, располагавшийся в корме, за основной башней. Впрочем, даже если он и стоял на танке, то совсем недолго, его быстро убрали.
В марте 1927 года был готов деревянный макет танка, вполне возможно, что еще на этом этапе зенитный пулемет исчез, хотя он и фигурировал в ТТХ. Сам же танк, получивший кодовый индекс A6, примерно соответствовал исходным ТТХ. Изначально на нем планировалось V-образный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley с мощностью, доведенной до 120 лошадиных сил. При этом удельная мощность составляла 8,6 л.с. на тонну, а скорость не превышала 22,4 км/ч. Второй вариант мотора Armstrong Siddeley смотрелся более интересно: 180 лошадиных сил, удельная мощность 12,9 л.с. на тонну, и скорость 32 км/ч. Как раз то самое, что Фуллер и требовал от средних танков. Выбор мотора оказался очевидным. Работать мотор должен был в паре с 4-скоростной КПП Armstrong-Siddley. Экипаж составлял 7 человек, из них четверо сидели в башне. Помимо наводчика и заряжающего, в ней сидел командир, а также наблюдатель. По этой причине смотровых башенок оказалось две.
После окончательного утверждения макета было решено строить два опытных образца. Первый из них, A6E1, строился по исходному проекту. Второй, A6E2, оснащался коробкой передач конструкции швейцарской компании Winterthur/SLM, имевшей гидравлический приводо. Создал ее инженер Якоб Бакли для использования на локомотивах. В то время различные эксперименты по коробкам передач были вполне рядовым явлением. Следует также отметить, что строить танки доверили не Vickers, а королевскому арсеналу в Вулидже. Вполне рядовое явление, тем более что потом арсенал и Vickers делили между собой выпуск танков. В начале 1928 года был готов A6E1, он получил регистрационный номер T.404. С точки зрения конструкции машина была ближе к A1E1 Independent, особенно это касается компоновочных решений и ходовой части. Вместо 14 тонн по факту получилось 16, с учетом габаритов, неудивительно. Общая высота машины составила 2794 мм, то есть больше, чем у Medium Tank Mk.II. С точки зрения удобства работы экипажа машина была шагом вперед. Касалось это и места механика-водителя, правда, по неизвестной причине его не сделали смотровых щелей. Так что при закрытом «забрале» A6 ехал скорее наощупь. Не получил танк и радиостанции, хотя она задавалась в ТТТ.
На первом опытном образце изначально отсутствовало вооружение, вместо орудия поставили просто трубу. Появилось оно уже позже, а изначально танк предназначался для ходовых испытаний. Полный комплект вооружения получил второй образец, A6E2 (регистрационный номер T.405), который изготовили ближе к лету 1928 года. Его также сделали «незрячим» с точки зрения смотровых щелей механика-водителя. Тогда же, в 1928 году, появилось и обозначение «Виккерс 16-тонный». Первый танк в переписке обозначался как 16-tonner №1, а второй — 16-tonner №2. В июне 1928 года поступили на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. Тогда же танки получили регистрационные номера ML 8698 и ML 8699 соответственно.
Длительные испытания в MWEE шли непросто. Выяснилось, что сдвоенная установка пулеметов в малых башнях крайне неудобная. По этой причине в дальнейшем число пулеметов сократили, хотя внешне танки катались и далее с парой пулеметов в каждой башне. Одновременно шли эксперименты и по силовым установкам. В попытке найти более подходящую силовую установку было решено поставить мотор Ricardo CI, той же мощности, что и Armstrong Siddeley. Рокировка моторов была проведена на A6E2, но вскоре мотор Armstrong Siddeley вернулся на место. Предполагалась также и установка спарки двигателей Rolls-Royce Phantom I и планетарная коробка передач Wilson. Впрочем, на A6E1 эта система, в теории выдававшая 190 лошадиных сил, так и не попала. На самом-то деле главная проблема была не в моторе. В «тепличных» условиях A6E1 и A6E2 разгонялись аж до 42 км/ч. Вот только подвеска по типу Medium Tank Mk.I/Mk.II (и близкая к A1E1 Independent) не давала реализовать ее в полной мере.
В 1929 году инженеры Vickers предложили три варианта решения проблемы с подвеской. Два варианта предполагали небольшие переделки уже имеющейся ходовой части. Третий же тянул на глубокую переделку машины. Отчасти более радикальная переделка оказалась реализована на A6E3, третьем образце танка, который построили уже на Vickers. Больше всего танк отличался как раз ходовой частью, чем-то напоминавшей ту, которую реализовали на Vickers Mk.E. Впрочем, сильного улучшения характеристик не произошло, причем это оказалось вполне ожидаемо. Дело в том, что и новая ходовая часть больше подходила для тихоходных боевых машин. Проблемы возникали на высоких скоростях, а тут требовалась совсем иная идеология ходовой части.
Также A6E3 оснащался новыми малыми башнями, по одному пулемету Vickers в каждой. В процессе испытаний танк, получивший регистрационные номера T.732 и MT 9637, получил 500-сильный дизельный двигатель Thornycroft RY/12. Итоги испытаний оказались предсказуемыми. «Тихоходная» ходовая часть попросту не давала реализовать более чем внушительную удельную мощность 30,7 л.с. на тонну.
Испытания различных технических решений на средних танках A6 продолжались и в первую половину 30-х годов. Вместе с тем, успехом эти мероприятия так и не увенчались. Всё это происходило в самое темное для английских бронетанковых частей время. Примерно та же судьба ждала и Medium Tank Mk.III, ставших дальнейшим развитием A6.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Medium Marks I-III, N.W. Duncan, Profile AFV 12, Profile Publications Limited
- tankdevelopment.blogspot.ru
- фотоархив автора
- IWM
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/praroditel-trehgolovyh-vikkersov-611e91e6c63f5b11494e4857