Юрий Пашолок. Прародитель «щучьего носа»

20

Юрий Пашолок. Прародитель "щучьего носа"

История проектного танка ИС-2У, попытки большой модернизации ИС-2 силами завода №100

То, что работы по улучшению танка начинаются сразу после принятия его на вооружение, не новость. Крайне редко боевая машина запускается в серию «как есть», всё равно требуется внести какие-то доработки. И это еще до того, как танк попадет непосредственно в войска. Дальше начинается дополнительный процесс доработки, в результате которого танк может существенно измениться. Порой до такой степени, что на свет появляется новый танк, использующий агрегаты старого. Примерно такая история приключилась с тяжелым танком ИС. В исходном виде танк просуществовал совсем недолго, уже вскоре появился ИС-2, оснащенный более мощным орудием. И это стало только началом.

Большая модернизация ИС-2 разработки завода №100, весна 1944. Дальше она трансформировалась в ИС-6

Большая модернизация ИС-2 разработки завода №100, весна 1944. Дальше она трансформировалась в ИС-6

Боевой дебют ИС-85 выявил проблемы, связанные с броневой защитой танка. В марте 1944 года появились первые предпосылки к работам по большой модернизации ИС-2, официально запущенные 8 апреля того же года. Заниматься модернизацией должны были СКБ-2 ЧКЗ и ОКБ опытного завода №100. Первое время на заводе №100 очень плотно работали по теме модернизации ИС-2, но в мае активность затихла. По этой причине СКБ-2 ЧКЗ было вынуждено заниматься танком самостроятельно. Но осенью 1944 года завод №100 вернулся к тебе модернизации. Итогом стало создание проекта ИС-2У, откуда потом взяли двухскатную лобовую деталь корпуса.

ИС-2У, ноябрь 1944 года. С учетом прогресса по "Кировцу-1", машина имела ничтожные шансы на изготовление в металле

ИС-2У, ноябрь 1944 года. С учетом прогресса по «Кировцу-1», машина имела ничтожные шансы на изготовление в металле

Причин для того, почему ОКБ завода №100 застопорило работы по глубокой модернизации ИС-2, оказалось несколько. Во-первых, часть коллектива вернулась в Ленинград, где началось возрождение танкостроения на Кировском заводе. Во-вторых, появилось новое направление — тяжелый танк ИС-6, который однозначно вырос из проектов модернизации ИС-2. Надо сказать, что Ж.Я. Котин, являвшийся одним из идеологов ИС-6, ориентировался на то, что танк будет альтернативой Объекта 701. Но в ГАБТУ КА быстро поставили завод №100 на место, указав, что ИС-6 до нового тяжелого танка СКБ-2 ЧКЗ не дотягивает. Поэтому ИС-6 рассматривался исключительно как альтернатива модернизированному ИС-2.

В.И. Таротько, создатель "щучьего носа"

В.И. Таротько, создатель «щучьего носа»

В свою очередь, СКБ-2 ЧКЗ тему модернизации ИС-2 не забросило. Летом 1944 года начался выпуск ИС-2 со спрямленной носовой деталью корпуса, а в октябре ЧКЗ изготовил опытный образец танка большой модернизации. Он получил переработанную башню, переделали также и моторно-трансмиссионное отделение. Между тем, работы по ИС-6 затягивались, к тому же в октябре 1944 года зашел разговор о дальнейшей модернизации ИС-2. Построенный ЧКЗ танк имел ряд недостатков, поэтому над ним продолжилась работа. Примерно в этот момент «проснулся» завод №100. Отчасти это можно объяснить тем, что у ИС-6 дела не клеились. Танк страдал от проблем с ходовой частью, также вылез ряд других недостатков, в том числе связанных с конструкцией корпуса. Выбранная схеме носовой части корпуса оказалась откровенно неудачной.

Двухскатная лобовая деталь корпуса была одним из очень немногих плюсов проекта

Двухскатная лобовая деталь корпуса была одним из очень немногих плюсов проекта

В ноябре 1944 года ОКБ завода №100 занялось доработкой конструкции ИС-6, одновременно запустив работы по модернизации ИС-2. Вернулось оно к модернизации танка отнюдь не случайно: то, что СКБ-2 ЧКЗ занялось дальнейшей модернизацией ИС-2, большим секретом не являлось. Теперь речь шла об «опытном образце 701-А», на котором реализовывали некоторые задумки одного из предварительных вариантов Объекта 701. Поэтому на заводе №100 срочно запустили работы по созданию своей модернизации танка. Ориентировлись они они на всё те же требования весны 1944 года. Ведущим инженером ИС-2У стал Л.Е Сычев.

Разрезы башни

Разрезы башни

Документация на новую машину была готова к 26 ноября 1944 года. За 2 дня до того «опытный образец 701-А» прошел заводскую обкатку, так что завод №100 уже опоздал. Откровенно говоря, даже если бы они шли вровень с СКБ-2 ЧКЗ, шансы на победу всё равно выглядели призрачно. ИС-2У выглядел скорее вчерашним днем. Кормовую часть корпуса не переделали, а несколько измененные борта уже не выглядели чем-то передовым. То же самое можно сказать и о башне. Как и требовало задание, орудие теперь вынималось через крышу, командирскую башенку сделали пониженной, появилась турельная установка пулемета ДШК. Но на фоне башни 701-А она совсем не смотрелась.

Модель ИС-2У, дожившая до наших дней

Модель ИС-2У, дожившая до наших дней

Единственным явным плюсом ИС-2У стала характерная форма лобовой части корпуса, которую разработал В.И. Таротько. «Двухскатная носовая часть», как ее назвали, ныне более известна как «щучий нос». За счет V-образной формы верхних лобовых листов приведенная броня оказывалась больше, чем у обычной ВЛД. Также снижалась площадь нижнего лобового листа. Но и это не всё. Крайне важным преимуществом придуманной Таротько схемы стала возможность разместить люк механика-водителя. Таким образом, он мог комфортно вести машину в походном положении, высунувшись из люка. Перископический смотровой прибор, который мог быстро сниматься, размещался в створке люка. Двухскатную лобовую часть корпуса перенесли и на доработанный ИС-6.

Интересно, что на модели стрит башня Объекта 252

Интересно, что на модели стрит башня Объекта 252

Судьба ИС-2У решилась 16 декабря 1944 года. В этот день В.А. Малышев, нарком танковой промышленности, подписал приказ №729сс по НКТП. В виду отсутствия перспектив, танк строить не стали. Но в НКТП оценили оригинальную носовую часть корпуса, решив поставить ее на доработанный «опытный образец 701-А». Тогда же его переименовали в «Кировец-1». Так сформировался облик будущего ИС-3. В дальнейшем «щучий нос» стал визитной карточкой тяжелых танков разработки завода №100. В заключение стоит сказать, что ИС-2У умер не сразу. Доживший до наших дней макет танка имеет башню по типу доработанного ИС-6. Но далее выяснилось, что форма башни ИС-6, даже в таком виде, неудачная.

Автор благодарит Игоря Желтова (г.Москва), Кирилла Кокшарова (г.Челябинск) и Никиту Терехина (г. Москва) за помощь в подготовке материала.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Архив Игоря Желтова
      3. Архив Кирилла Кокшарова

источник: https://dzen.ru/a/ZRXY31rR8x1eNf93

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account