К 80-летию принятия на вооружение американского среднего танка Medium Tank T6 (M4)
История американского танкостроения является вещью крайне увлекательной и поучительной. К ней идеально подходит знаменитое «если долго мучиться, что-нибудь получится». Оно прекрасно описывает то, как в межвовенный период происходил мучительный поиск оптимальной танковой платформы для американской армии. Подход этот, несмотря на все мучения, выглядел рационально. То есть одновременно пытались сделать две платформы — для легкого и среднего танка. Это не получилось в случае с Light Tank T1/Medium Tank T2, потом была эпопея с Кристи, которая внесла сумбур в происходящее. Тем не менее, даже тогда пытались сделать две платформы. По итогам все мучения оказались вознаграждены. В 1935 году появилась платформа Light Tank T2E1, которая сначала стала оптимумом для легких танков, а затем речь дошла и до боевых машин среднего класса.
При создании своего среднего танка американские инженеры не особо мучились. Они взяли и отмасштабировали платформу легкого танка, даже мотор изначально был тот же. Тем не менее, платформа Medium Tank T5, которая получилась в результате этих действий, удалась. Из нее последовательно получились сначала Medium Tank M2, а затем Medium Tank M2A1. Каждая новая машина была если не прыжком, то весьма широким шагом вперед, благодаря чему американцы почти смогли догнать мировое танкостроение. При этом у них имелась фора, поскольку в войну они вступили позже остальных. Но главным во всем это деле всё равно была платформа. Когда летом 1940 года понадобилось создать более мощный по вооружению и броневой защите танк, эта платформа оказалась очень кстати. Правда, поначалу пришлось делать временное решение в виде Medium Tank M3. Который, кстати говоря, оказался далеко не так плох, как это часто декларируют. Вполне нормальный средний танк, особенно на 1941 год.
Принимая на вооружение Medium Tank M3, командование Бронетанковых сил с самого начала отдавало отчет, что это не более чем временное решение. Требовался другой танк, с 75-мм пушкой, установленной в башне. Не последнюю роль в форсировании процесса сыграл Гладеон Барнс, один из ключевых людей в американском танкостроении. Спецификацию на эту машину подготовили уже к 31 августа 1940 года, но поначалу было совсем не до нее. Требовался, причем со сроком вчера, хотя бы какой-то средний танк, а таковым являлся Medium Tank M3. Лишь 1 февраля 1941 года последовало указание от генерал-майора Чарльза М. Уэссона, начальника Департамента Вооружений, о немедленном начале работ по сменщику Medium Tank M3. Дата эта оказалась не случайной: как раз к тому моменту M3 сформировался окончательно и затикали часы с точки зрения постройки головной машины. В июне 1941 года новый танк обрел имя — Medium Tank T6. В отличие от предшественника, его запускали в серию не сразу, сначала требовалось окончательно сформировать его облик. А сегодня исполнилось 80 лет с момента, когда Medium Tank T6 стандартизировали как Medium Tank M4. Он стал прародителем второго по массовости танка в истории. Самое время вспомнить, как этот танк появился.
В истории появления Medium Tank T6 есть, в том числе, и английский след. Это может показаться немного удивительным, но такова правда жизни. Началось всё с того, что в 1940 году английская делегация, во главе с Майклом (Михаэлем) Деваром, главой British Timken Ltd, прибыла в США. Сопровождал его Л. Карр, специалист по танковым разработкам из Департамента механизации. Задачей делегации была организация выпуска в США Infantry Tank Mk.IIA. Американцы, ознакомившись с танком, от этой идеи отказались, взамен предложил поставлять свои Medium Tank M3. Англичане были вынуждены согласиться, при этом появилась идея организовать выпуск M3 в Канаде. Л. Карр развил бурную деятельность (в хорошем смысле этого слова). Благодаря его активности появилась башня для Grant, английской версии Medium Tank M3, спаренная установка дизельных моторов, а также литая конструкция верхней части корпуса. Она стала развитием идея французского инженера Мартина Преваля, ранее работавшего по SOMUA S 35. Первый образец литой верхней части корпуса появился в сентябре 1940 года, изготовили его на General Steel Castings Corporation. Так вот, уже к началу 1941 года англо-американо-канадский крейсерский танк, известный как Ram, стал обретать очертания. Башня у него была одна (пулеметная башенка не в счет), а корпус получался ниже.
Поскольку работы по литым корпусам для будущего Ram всё равно шли в США, американские конструкторы, фактически нахаляву, получили заготовку для корпуса будущего сменщика Medium Tank M3. Оставалось его только подогнать под необходимую концепцию. Естественно, когда в апреле 1941 года был изготовлен первый деревянный макет будущего Medium Tank T6, он выглядел совсем иначе, нежели канадская машина, но то, откуда появилась литая верхняя часть корпуса, очевидно. В остальном же американцы остались верны концепции танка, которая сложилась у них к 1939 года. 2 человека в отделении управления (механик-водитель и его помощник), еще 3 в башне. Теперь, правда, заряжающий был отдельным членом экипажа, как и командир. Также наводчика разместили справа, поскольку ему так работать оказалось легче. Заряжающий отправился влево, поскольку правой рукой заряжать легче. Командира разместили с правой стороны, за наводчиком. Такая система стала для американских средних танков классической.
Зато с вооружением поначалу дела обстояли не так просто. Разумеется, главным вариантом всё равно оставалась комбинация 75-мм пушки M2 со спаренным пулеметом, но порой американских военных заносило. В своё время на Medium Tank T5 они уже заносили спарку 37-мм пушек, а в Medium Tank M2A1 пытались запихнуть 37-мм автоматическую пушку. Так вот, в какой-то момент некий шутник решил устроить конкурс. Как раз в это же время появилась идея запихнуть в будущий Heavy Tank T1 две пушки в одну установку. По итогу проскочили следующие варианты вооружения. Предлагалась спарка 12,7-мм пулемётов Browning, либо спарка двух 37-мм пушек M6, плюс спаренный пулемёт. Далее шла комбинация 37-мм пушки и 75-мм, также рассматривался вопрос установки 105-мм гаубицы, либо 6-фунтовой (57-мм) пушки. Проскочило предложение сделать сварной корпус, но его тогда временно убрали под коврик, ибо еще не освоили процесс сварки до необходимого уровня. Предлагался и более мощный мотор Wright R-1820 Cyclone, но это означало бы увеличение габаритов танка, поэтому про новую силовую установку благополучно забыли.
Когда в мае 1941 года последовало указание изготовить макет в финальном варианте, про всякие альтернативные варианты забыли. Ибо было уже не до жиру. Фактически за основу взяли «ванну» Medium Tank M3, который к тому моменту запускали в серию. Работы по изготовлению макета возложили на Абердинский полигон, который тогда стал мозговым центром американского танкостроения. К 19 июня, когда сформировался финальный вариант макета, литьё стало окончательно принятым решением. Оно получалось проще клепаной конструкции верхней части корпуса, а иного варианта тогда американская промышленность предложить не могла. Также литая верхняя часть корпуса получалась на 3000 долларов дешевле. По этой причине 19 июня 1941 года Комитет по Вооружениям принял решение о создании еще и Medium Tank M3 с литой верхней частью корпуса. Впрочем, более важным в тот день стало иное решение. Комитет утвердил постройку пилотного образца Medium Tank T6, так стал называться сменщик Medium Tank M3.
Чтобы ускорить работы, базой для нового танка стало шасси старой машины. Можно сказать, что Medium Tank T6 стал промежуточным звеном между Medium Tank M3 и тем, что позже будет называться Medium Tank M4. Вроде бы на M4 похож, но если сильно не всматриваться. Но если всматриваться, станет сразу понятно, что танк, который летом 1941 года собирал Абердинский полигон, сильно другой. Естественно, «ванну» Medium Tank M3 чуть перекомпоновали, поскольку теперь механик-водитель сидел справа от трансмиссионного блока. Вместе с тем, принципиальной разницы не имелось, поскольку, как уже было сказано выше, требовалось в максимально сжатые сроки построить опытный образец машины. Все перспективные работы, включая сварной корпус, который в планах остался, шли на потом. Это касалось и вооружения. В августе 1941 года макет получил 75-мм танковую пушку T8, точнее, его деревянный имитатор. Дальше примерки дело не пошло, поскольку орудие еще находилось в разработке.
Ситуация вокруг пилотного Medium Tank T6 чем-то напоминала историю с достройкой первого образца Medium Tank M3. Только теперь уровень использования Абердинского полигона оказался выше. В самому концу августа 1941 года туда прибыл опытный образец литой верхней части корпуса. Изготовила его General Steel, и тут можно с ухмылкой заметить, что кое-какие англо-канадские корни наблюдались в полной мере. Например, эвакуационные люки получились почти один в один как у Ram. Последний прибыл на Абердинский полигон в том же августе 1941 года. Явно для того, чтобы лишний раз посмотреть на аналог, а заодно и что-нибудь подсмотреть. Впрочем, корпус у Medium Tank T6 был более удачный. Но не стоит думать, что это такая же верхняя часть корпуса, как у серийного Medium Tank M4A1. Например, поначалу люк был только у механика-водителя. Зато у помощника механика-водителя имелся весьма мудреный смотровой прибор, который позже исчез. Скорее за ненадобностью.
Надо сказать, что со смотровыми приборами Medium Tank T6 стал шагом вперед. Дело в том, что у англичан подсмотрели такую вещь, как перископические смотровые приборы MK-IV. Американцы начали эксперимента по перископам еще в ходе работ по Medium Tank M3. Но в случае с T6 работа вышла на новый уровень. Были созданы аналоги перископов MK-IV, причем речь шла не о копии, а своём приборе. Основной принцип остался тот же, но исполнение будущего перископа M6 оказалось иным. А еще американцы, еще на Medium Tank M3, решили тему развить, совместив перископ с прицелом. Получилась весьма необычная конструкция. Впрочем, поначалу от обычных смотровых приборов было решено не отказываться. Механик-водитель и его помощники получили смотровые приборы с отрываемыми «ресничками».
Башня, по сравнению с первым вариантом макета, мало изменилась. Самым заметным изменением, которое появилось еще на финальной версии макета, стала командирская башенка. Ее банально взяли с Medium Tank M3, причем для этих целей она подходила так себе. Создавалась она как зенитная башенка, а вот с точки зрения обзора местности получалось не очень. Еще одним необычным и отчасти спорным решением стала установка «глухой» подбашенной корзины. Само ее появление неожиданностью не стало, корзина была и у Medium Tank M3. А вот как ее реализовали, это уже другой вопрос. Фактически боевое отделение отсекли от отделения управления, лишь с боков были вырезы для доступа к укладкам в надгусеничных полках. Кто и зачем сделал такую корзину, неизвестно, но можно только догадываться, сколько жизней оно погубило. В бою перебраться из башни в корпус было почти невозможно, случаи, когда расчет башни погибал, так и не пробравшись к эвакуационному люку, являлись не редкостью. На этом фоне глубинный смысл эвакуационных люков в бортах корпуса исчезал, не говоря уже о том, что правый люк частично перекрывала радиостанция. Их ставилось две: первая, основная, в кормовой нише башни, а вторая обслуживалась помощником механика-водителя. Следует также отметить, что в исходном виде у башни не имелось рымов, а также перископа заряжающего в крыше.
Сборка танка ожидалась в августе, но поскольку General Steel несколько задержала поставку деталей, закончили его к 3 сентября 1941 года. По сравнению с Medium Tank M3 его потенциальный сменщик стал большим шагом вперед. Создается ощущение, что строили танк с запасом, потому что диаметр башенного погона в свету составил 1750 мм. Это очень много, у «Тигра» и то всего на 50 мм больше. Орудие M2 получило вертикальный стабилизатор наводки, а благодаря гидравлическому приводу поворота башни полный оборот она делала за 15 секунд. Впрочем, доставшаяся по наследству платформа таила не только плюсы, но и минусы. Главным из них стала высота. Даже то, что 75-мм орудие переместилось в башню, не могло кардинально снизить общую высоту машины. 2642 мм по крышу башни — это очень много. Вместе с тем, на тот момент у Департамента Вооружений и командования Бронетанковых Сил были иные варианты. Требовался новый танк, и быстро, времени на раскачку не оставалось.
Демонстрация, проведенная на Абердинском полигоне 3 сентября 1941 года, произвела хорошее впечатление. По подвижности новый танк оказался не хуже предшественника, а по броневой защите его превзошел. 76 мм лба башни тогда не имел ни один средний танк. Кроме того, у Medium Tank T6 уже имелись перспективы в виде более мощного орудия T8. Вместе с тем, комиссия Департамента Вооружений и командования Бронетанковых Сил смотрела на новый танк критически, и список изменений оказался весьма обширным. Это и неудачная идея с боковыми люками, и отсутствие люка у помощника механика-водителя. Хватало замечаний по башне, прежде всего это касалось той самой зенитной бвшенки. Ее требовали убрать в первую очередь, а заодно придумать что-то более адекватное. Появилась и идея установки крупнокалиберного зенитного пулемета. Хватало и других замечаний по башне. Тем не менее, с главным у комиссии не было никаких сомнений. Сменщик Medium Tank M4 состоялся.
5 сентября 1941 года Комитет по Вооружениям стандартизировал Medium Tank T6 как Medium Tank M4. На самом деле это было только началом пути. До серийного производства машины пришлось ждать почти полгода, за это время ее существенно переделывали. Первый пилотный образец в этом процессе играл крайне важную роль. На нем отработали целый ряд элементов, которые позже пошли на серийный танк. Касалось это и 75-мм орудия T8, позже стандартизированного как M3. Увы, до наших дней он не сохранился. В начале 50-х годов прародителя «Шерманов» сдали в металлолом, вместе с рядом других танков. Но свою роль он сыграл, став родоначальником семейства танков, ставших для американской армии основным. Да и для английской тоже, если учитывать объемы «Шерманов», поставленных в Туманный Альбион.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/praroditel-shermanov-6131323227935601b6471ed7