Юрий Пашолок. Прародитель серийного ИС-1
История тяжелого танка Объект 237, принятого на вооружение Красной Армии как ИС-1 (ИС-85)
Содержание:
Развитие тяжелых танков во всем мире происходило примерно одинаково. Каждый последующий танк был тяжелее, более защищенным, и более крупным. Но в советском танкостроении неоднократно происходили откаты назад, особенно что касается массы и габаритов. На смену Т-35 пришел не СМК-1, а меньший по габаритам и массе КВ-1. История повторилась в 1942 году. На смену КВ-1, который дошел до массы 50 тонн, пришел более легкий и подвижный КВ-1с. Кроме того, в потенциальных сменщиках КВ-1 значился КВ-13, еще более легкий и подвижный. Он остался опытным танком, но его развитие привело к появлению более совершенных тяжелых танков.
4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-85 (ИС-1). Он стал финалом истории появления танка, который должен был сменить КВ-1. Несмотря на то, что прародитель ИС-85 предполагался в массе и габаритах Т-34, финальная машина получилась заметно крупнее. Это уже был полноценный тяжелый танк, появившийся в результате длительного эволюционного пути. Сегодня стоит поговорить об Объекте 237, прямом предшественнике ИС-85. Он стал последней ступенью к появлению советского тяжелого танка нового поколения.
Шасси на вырост
Официально работы по танку, позже получившему обозначение Объект 237, начались после подписания постановления ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». На самом деле всё завертелось раньше. Связано это оказалось даже не с вооружением, а общим состоянием дел с ИС-1 (233). Второй вариант танка, известного как КВ-13, получился не особо удачным. Причиной стали жесткие требования по подвижности. Танк должен был развивать скорость не меньшую, чем Т-34, а это означало и ограничения по габаритам. Другой вопрос, что и на первом варианте КВ-13, имевшем боевую массу порядка 30 тонн, имелись проблемы с ходовой частью. У второй версии танка, имевшей большую боевую массу, ситуация усугубилась. Шасси, между тем, осталось 5-катковым. Испытания показали, что нагрузка на ходовую часть получилась чрезмерной. Явно просилась 6-катковая ходовая часть, но это тянуло за собой удлинение корпуса.
Одной только ходовой частью дело не ограничивалось. Испытания показали, что конструкция задней части корпуса имеет недостатки. Ее форма оказалась таковой, что во время движения грязь забивала воздухозаборники. В результате происходил перегрев системы охлаждения. Попытки решить проблему дали лишь частичные результаты. Таким образом, уже в апреле 1943 года было понятно, что необходима существенная доработка танка. На этом фоне появление требований по усилению вооружения выглядели как повод переработать конструкцию ИС-1. Тем более что Н.Ф. Шашмурин, являвшийся ведущим инженером машины, считал саму концепцию КВ-13 ущербной. По его мнению, тяжелый танк требовалось делать полноценным, а не впихивать в прокрустово ложе «тяжелый танк в габаритах и с массой среднего».
Согласно постановлению ГКО №3289, к 1 июля 1943 года предполагалось получить два образца танка ИС, вооруженных 85-мм пушками. Изначально предполагалось, что орудие будет разработано силами ЦАКБ (Центральное Артиллерийское КБ), задание на его разработку появилось еще в апреле 1943 года. Запустили (точнее, возобновили) работы по 85-мм пушки на фоне появления у немцев тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Еще до испытаний такого танка обстрелом было понятно, что для уничтожения «Тигра» необходимо более мощное орудие, чем Ф-34 или ЗИС-5. Проблема заключалась в том, что ЦАКБ старалось вписаться в уже имеющееся шасси. Поэтому союзником ЧКЗ и опытного завода №100 стало КБ завода №9. К разработке орудий семейства Д-5 там приступили с 5 мая 1943 года.
Главным отличием проекта установки Д-5Т стало то, что КБ завода №9 изначально отказалось впихивать орудие в существующую башню ИС-1 и КВ-1с. Было очевидно, что вылезет масса проблем, связанных с размещением орудия, а также удобством работы расчета, особенно это касалось заряжания. По расчетам получалось, что диаметр погона башни в свету должен быть не менее 1700 мм. Данные расчеты совпали с необходимостью существенного изменения конструкции ИС-1, прежде всего шасси. У челябинских конструкторов появился повод для переделки танка, тем более что в текущем виде он всё равно не годился как серийная машина. Уже 10 мая 1943 года появились первые наработки по корпусу танка, имевшего чертежный индекс 237. Как и ранее, работа по танку шла совместно. Часть работы легла на плечи СКБ-2 ЧКЗ (главный конструктор Ж.Я.Котин) остальная на ОКБ завода №100.
Общие черты ИС-1 остались, но новый танк имел заметные отличия. Для начала, число опорных катков на борт выросло до 6, а длина корпуса увеличилась до 6456 мм. Связано это оказалось с тем, что диаметр погона увеличили до 1800 мм. То есть в Челябинске решили действовать на упреждение и увеличили диаметр погона на большую величину, чем предлагал завод №9. Общая конфигурация корпуса сохранилась, но было налицо заметное число изменений. Самые большие метаморфозы претерпело моторно-трансмиссионное отделение. От его сужения отказались, тем самым устранив проблему забрасывания воздухозаборников на крыше моторного отделения.
Схожие метаморфозы произошли и с башней. Сама по себе башня ИС-1 уже была вполне удачной конструкцией, на которой частично устранили выявленные, в ходе эксплуатации, недостатки. Основные изменения оказались связаны с необходимостью установки более крупной орудийной системы. Башня стала несколько крупнее, кроме того, в ее крыше появился вытяжной вентилятор МВ-12, прикрытый приварным колпаком. До того на танках семейства КВ и КВ-13 использовался воздуховод.
Впрочем, кое в чем 237-й был однозначно революционным. Одной из ключевых проблем советских танков были приборы наблюдения. На всякий случай, не путать с прицелами, как раз они у нас были хорошие. А вот приборы наблюдения оказались так себе. Во время войны предпринимались попытки улучшить ситуацию с приборами. Например, новые перископические приборы ввели на КВ-1с. Но настоящим событием стало появление приборов MK-IV. Это была советская копия английских перископов MK-IV, которые, в свою очередь, являлись английской копией польских перископов конструкции Рудольфа Гундляха. Они обеспечивали круговой обзор, отличались простотой конструкции и позволяли сменить разбитую призму изнутри танка. Правда, у нас индекс MK-IV был в честь английского пехотного танка Churchill. С него перископ и взяли.
На 237-м ставилось 4 таких перископа — 2 у механика-водителя, 1 в створке люка командирской башенки и 1 у заряжающего. Тем самым заметно улучшилась ситуация с обзорностью. Правда, поначалу перископы механика-водителя сделали жестко закрепленными. От смотрового лючка отказываться не стали, он был основным средством наблюдения механика-водителя. С ним же связана одна из проблем танка. Помимо того, что во лбу образовалась уязвимая зона, со смотровым прибором в лючке инженеры промахнулись. Это стало понятно уже в ходе испытаний.
Естественно, чудес не бывает, удлинение корпуса и увеличение башни потянули за собой массу танка. Она увеличилась до 43-44 тонн, а максимальная скорость снизилась до 35-37 км/ч. Такие расчеты были сделаны в начале мая 1943 года. В связи с эти ходовую часть сильно переделали. Особенно это касалось катков и балансиров, которые пришлось переделывать. Траки взяли от КВ-1с, они вполне подходили под требования. Изменения были и по двигателю. На 237-й поставили мотор В-2-ИС, с максимальной мощностью 520 л.с., для очистки воздуха установили воздухоочистители «Мультициклон».
Отдельно следует отметить, что сотрудничество к СБ завода №9 не мешало ЧКЗ и заводу №100 плотно взаимодействовать с ЦАКБ. Связано это оказалось с тем, что работы по 85-мм орудию С-31 начались раньше, чем по Д-5Т. Поэтому одновременно прорабатывался проект установки в башню 237-го орудия ЦАКБ. По сравнению с Д-5Т существенно отличалась бронировка орудия, имевшая характерный литой выступ. Надо сказать, что С-31 вызывала больше проблем, чем Д-5Т. У этого орудия была большая длина отката, что повлияло на внутренние объемы боевого отделения.
Лучший из имеющихся в работе
Работы по новому танку шли в ускоренном темпе. Подготовка к его производству началась 20 мая 1943 года. Примерно тогда же танк, имевший чертежный индекс 237, стал именоваться как ИС-3. Данное обозначение ввел в переписке опытный завод №100, который в 20-х числах мая получил задание на изготовление деталей опытных образцов танка. Согласно отчету завода, начиная с 25 мая 1943 года измененные чертежи танка были пущены в производства. Поскольку на тот момент системы Д-5Т еще не имелось в полном объеме документации, работы шли с учетом системы С-31 (в документах ее поначалу именовали как Ф-85). Установку орудия, командирскую башенку, корпус и башню изготовляли силами завода №200, бортовые редуктора и части ведущего колеса выпускались на ЧКЗ.
По состоянию на середину июня 1943 года завод №100 изготовил основной объем деталей на один танк. Работы задерживались по причине того, что завод №200 затянул с изготовлением корпуса и башни. Также задерживалась и система С-31. Сборку первого танка завод начал 20 июня, закончив ее 30 числа. Поскольку башня задержалась, в первый пробег танк отправился без нее. Случилось это 2 июля 1943 года, тогда же танк стали именовать как Объект 237. Как раз с этого момента слово «Объект» стало официально использоваться в переписке.
Сроки, прописанные в постановлении ГКО №3289, выдержать не удалось. Вместе с тем, следует отметить, что и переделка КВ-1с в Объект 239 (КВ-1с с башней ИС) была сорвана. Отчасти это оказалось связано с ситуацией вокруг орудий. Системы были получены только к началу июля, поэтому изготовление танков, в любом случае, задерживалось. С 3 июля начался монтаж второго образца Объекта 237. Его закончили к 20 июля, причем в первые испытательные пробеги он также пошел без башни. На первый танк башню с вооружением поставили 8 июля.
Первый пробег полностью собранный Объект 237 совершил 9 июля. В его ходе танк прошел 154 километра со средней скоростью 22 км/ч. Естественно, вылезли различные мелкие дефекты, связанные с ходовой частью и трансмиссией. Также имелись проблемы с посадкой механика-водителя. Тем не менее, указывались и положительные моменты. Во-первых, танк не перегревался. При температуре воздуха 15-25 градусов вода в системе охлаждения прогрелась до 85 градусов. Танк мог спокойно ехать на 7-й и 8-й передачах. Во-вторых, отмечалось увеличение плавности хода за счет 6-катковой схемы. Также выяснилось, что боевая масса танка примерно равнозначна КВ-1с. У Объекта 237 она составила 43227 кг, а у КВ-1с — 43348. А вот Объект 239 имел боевую массу больше 45 тонн, при более слабой броневой защите.
Всего за период заводских испытаний первый образец Объекта 237 преодолел 630 километров. В ходе пробега 13 июля средняя скорость составила 25,5 км/ч. Вода прогрелась до 98 градусов, правда, и за бортом было 28 градусов. Расход топлива составил 343 литра на 100 километров. Естественно, набралось и дефектов, правда, они не выглядели слишком критичными. Главное заключалось в том, что танк «поехал». На Объекте 237 удалось изжить проблемы, которые являлись постоянными спутниками КВ-13.
Второй образец танка вышел на испытания 22 июля, причем первый пробег был без башни. К 30 июля танк прошел 355 километров, средняя скорость составила 24,5-25 км/ч. При этом температура воды не превысила 90 градусов. По окончании испытаний и контрольном отстреле системы в тире, танк получил 85-мм орудие Д-5Т-85. В таком виде он испытывался на Гороховецком АНИОП в период с 21 по 24 августа. На самом деле эти испытания были скорее формальностью. Еще 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». На вооружение приняли Объект 239.
Такое решение было принято по двум причинам. Во-первых, на испытаниях аналогичных по конструкции самоходных орудий лучше всего себя показала система Д-5С-85. Во-вторых, требовался танк, который можно быстро запустить в серию. Таковым казался Объект 239, хотя дальше выяснилось, что всё не так просто. А вот с орудием на самом верху не ошиблись. Испытания на Гороховецком АНИОП показали, что Д-5Т-85 имеет преимущество над С-31. Разработка КБ завода №9 имела меньшую длину отката, более высокую кучность и схожую скорострельность. Кроме того, С-31 имела ряд дефектов, что повлияло на окончательный вердикт.
О принятии Объекта 237 на вооружение Красной Армии комиссия по заводским испытаниям ходатайствовала еще в начале августа 1943 года. Как показали сравнительные испытания, танк превосходил по подвижности Объект 238 и Объект 239. С точки зрения температурного режима машина также имела преимущество. При этом танк имел более высокий уровень бронезащиты. Естественно, танк требовалось доработать, причем комиссия некоторые пункты доработки вносила по результатам изучения зарубежных танков. Но в серию было решено запустить танк с минимумом доработок. Постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС», подписанное 4 сентября 1943 года, стало логичным шагом. Красная Армия получила, наконец, тот танк, который мог стать полноценной заменой КВ.
В заключение стоит отметить, что принятие на вооружение ИС-85 не означало, что на этом испытания опытных образцов Объектов 237 закончилось. Их карьера только начиналась, уже осенью 1943 года случились первые серьёзные метаморфозы. Кроме того, один из танков всё еще жив, но до недавнего времени никто не мог в нем признать опытный образец. Считалось, что это «ИС-2 раннего выпуска». На самом деле всё гораздо интереснее.
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- Архив автора
- Архив Александра Смирнова
- Архив Игоря Желтова
источник: https://dzen.ru/a/ZOyCZE89SV5MYOZ8