Юрий Пашолок. Потому что без воды и не туды, и не сюды

17
Юрий Пашолок. Потому что без воды и не туды, и не сюды

Юрий Пашолок. Потому что без воды и не туды, и не сюды

Использование англичанами 2-галлонных канистр на бронетанковой технике.

Одним из изобретений Второй мировой войны, которое до сих пор используется в повседневной жизни, являются 20-литровые канистры. Разработанная в 1937 году фирмой Müller конструкция оказалась на редкость удачной. Помимо того, что канистры было удобно носить, они отличались крепкой конструкцией, их можно было собирать штабелями, отличались они и удобством использования. Неудивительно, что канистры, которые, с легкой руки англичан, получили прозвище Jerrycan, постепенно начали копировать в других странах. Кто-то их конструкцию копировал вообще один в один, кто-то, например, американцы, создали свои вариации на тему. Так или иначе, но 20-литровые канистры фирмы Müller вписали себя в историю. Причем зачастую про другие канистры многие и не знают. Хотя у тех же немцев были и более ранние модели, треугольные, причем они получились менее удобными.

Канистры на Cruiser Tank Mk.I, 1940 год. В то время они применялись и для перевозки воды, и для перевозки топлива

Канистры на Cruiser Tank Mk.I, 1940 год. В то время они применялись и для перевозки воды, и для перевозки топлива

Есть во всей этой истории несколько интересных моментов. Во-первых, упомянутые «треугольные» канистры хоть и получились неудобными, но вполне себе использовались, причем на военной технике. Во-вторых, при ряде очевидных преимуществ так сложилось, что именно на танках у немцев канистры не прижились. Нет, силами танковых дивизий и более мелких подразделений порой крепления под канистры делались, но именно чтобы централизованно — нет. Только на бронеавтомобилях эти самые, штатные крепления для канистр, и применялись. Сначала для «треугольных», а уже потом появились крепления и для типовых, фирмы Müller. Отчасти причину тому надо искать в некоторых особенностях конструкции канистры. Да, она была удобной, прочной, но при этом довольно габаритной. Неслучайно, что после войны обычно канистры вешали на башни, так они хотя бы не мешали. Одним словом, конструкция неоднозначная, с точки зрения применения на танках.

Крепление 2-галлонных канистр на Infantry Tank Mk.IIA

Крепление 2-галлонных канистр на Infantry Tank Mk.IIA

Не менее важным моментом является то, что обычно историю канистр, до появления конструкций фирмы Müller, «проматывают». И делают это абсолютно зря. Потому как история канистр на войне началась гораздо раньше — еще во времена Первой мировой войны. Собственно говоря, канистры будут постарше, чем и танки, и бронемашины. Создателями их были англичане. Обычно, в случае с английскими канистрами для топлива, вспоминают 4-галлонные (объемом 18,18 литров) канистры, которые действительно имели дурную славу. Они получили прозвище flimsy, которое можно интерпретировать по-разному, но в целом оно означало «непрочные». Оно в полной мере отражало реальность. Они действительно были весьма хлипкими, неудобными, из них постоянно подтекало топливо, а уж таскать это безобразие было еще тем фокусом. Вот как раз flimsy и отправились на покой после знакомства англичан с немецкими канистрами. Уже в 1942 году английские копии вовсю использовались на фронте, но это совсем не означало, что самобытные канистры ушли в небытие. Просто не надо забывать, что канистры бывают разными.

Штатное крепление канистр с водой на Valentine

Штатное крепление канистр с водой на Valentine

Еще до начала Первой мировой войны появились ёмкости, которые предназначались для переноски как топлива, так и моторного масла. Поначалу форма могла быть разной, но довольно быстро она пришла к общему знаменателю. Это были жестяные конструкции формой параллелепипеда с заливной горловиной и ручкой сверху. Объем обычно измерялся в имперских галлонах — 0,5 (2,27 литра, обычно такие были для масла), 1 (4,54 литра, использовались как для масла, так и для топлива) и 2 (9,09 литра, наиболее популярные с точки зрения перевозки топлива). Использовались такие канистры, прежде всего, для автомобилей. Имелись и 5-галлонные канистры, но они не особо прижились, по той же причине, что и flimsy. Слишком тяжелые, слишком неудобные, слишком большие. По итогам, можно сказать, что рынок порешал. 2-галлонные канистры оказались оптимальным вариантом. Они были достаточно легкими, в меру прочными, 9 литров был вполне приличный объем для перевозки. В результате именно эти канистры стали первыми, которые применялись для заправки бронетанковой техники. В случае необходимости из них тоже можно было собирать штабеля, но всё же ручка была не такая крепкая, как у немецкой конструкции.

Оно же на Valentine V из коллекции Музей отечественной военной истории. Суммарно здесь могло перевозиться чуть больше 45 литров воды

Оно же на Valentine V из коллекции Музей отечественной военной истории. Суммарно здесь могло перевозиться чуть больше 45 литров воды

Выпускались канистры частными компаниями, но после начала Первой мировой войны большое количество канистр заказал Военное Министерство. Основной стали как раз 2-галлонные канистры, также выбор сделали и на 1-галлонной канистре. Применяли их для перевозки топлива, масла и воды. Уже потом появилась 4-галлонная канистра, но она, как уже было сказано, получилась неудачной. А вот «старая гвардия» никуда не делась, более того, именно англичане стали первыми, кто стал делать на танках крепления для стандартных канистр. Таковые появились в 1940 году на танках, применявшихся в Северной Африке. На корме появились сварные конструкции, куда ставилась батарея 2-галлонных канистр. Именно эта система не проходит в альбомах Военного Министерства, но была она отнюдь не импровизацией. Обычно подобные конструкции утверждались сверху, да и то, насколько они стандартно выглядели, говорит о том, что данная система была типовой, а не разработана в частях.

2-галлонная канистра была достаточно компактной и удобной. Поэтому она и продержалась так долго

2-галлонная канистра была достаточно компактной и удобной. Поэтому она и продержалась так долго

Наиболее массово подобный способ перевозки топлива применялся в 1940-41 годах. Помимо топлива, в таких же канистрах перевозилась и вода, бесценная в условиях пустыни. Собственно говоря, и немцы в своих канистрах перевозили не только топливо, но и воду. В 1941 году на английских танках появился 135-литровый дополнительный топливный бак. Он был соединен с основной топливной системой, имел достаточно компактную конструкцию, посему, вроде как, 2-галлонные канистры стали и не нужны. Но они никуда не делись. Больше того, их стало только больше, а размещение официально утверждалось DTD (Департаментом по проектированию танков). Для некоторых танков, прежде всего Valentine, имелись специальные, заводские крепления канистр, обычно их размещали в кормовой части танка.

Дольше всего канистры старого типа продержались на бронемашинах и Universal Carrier

Дольше всего канистры старого типа продержались на бронемашинах и Universal Carrier

Пик применения 2-галлонных канистр, как средства перевозки воды на танках, пришелся на 1941-43 годы. Объясняется это тем, что нужны они были на вполне определенном ТВД, то есть в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Вместе с тем, иногда эти канистры можно было видеть и на танках, которые воевали в Европе. Окончательно «старая гвардия» сдала пост 20-литровым канистрам немецкого типа только уже после окончания войны, но и тут не всё так просто. Последние из них датированы началом 50-х. К тому времени «немецкие» канистры уже были повсеместно, тем не менее, у старых конструкций всё еще имелась ниша для применения.

Источники:

  1. Фотоархив автора
  2. US NARA

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/potomu-chto-bez-vody-i-ne-tudy-i-ne-siudy-5fae25bd4278375e7ef3312e

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account